Влияние коронакризиса на онлайн-торговлю преувеличено

3440
6 минут

Борьба с ковидом не превращала e-commerce в зону роста, а только увеличила скорость развития. Количество поставщиков на маркетплейсах с весны увеличилось более чем в два раза, 80% из них — малый бизнес из регионов.

Влияние коронакризиса на онлайн-торговлю преувеличено

Автор: Сергей Лебедев, директор по взаимодействию с государственными органами, AliExpress Россия.

Есть мнение, что пандемия преподнесла онлайн-торговле уникальную возможность для роста. И да, и нет. С одной стороны, все игроки отмечают рост количества онлайн-потребителей. С другой — аналитики утверждают, что отрасль и до пандемии COVID-19 росла опережающими темпами, а текущая ситуация лишь усилила наметившиеся в прошлом году тренды.

Условия диктует покупатель


На прошедшей в октябре конференции AERO Conference 2020, посвященной развитию мирового и локального рынка онлайн-торговли, представители крупнейших онлайн и офлайн-селлеров, и маркетплейсов говорили о том, что границы между онлайн и офлайн-торговлей стерлись, а во главе угла, как и полагается, встал потребитель. Он решает, где, когда, как и за какие деньги покупать.

Рынок идет за потребителем: традиционная розница открывает интернет-магазины, организует доставку на дом, общается с покупателем вне точек продаж через приложения и соцсети. Крупные и мелкие вендоры используют маркетплейсы, внося свой вклад в развитие дистанционной торговли и открывая новые возможности для масштабирования бизнеса.

Глобальный шоппинг сегодня


По текущим прогнозам, средний рост интернет-торговли с 2019 по 2024 год достигнет 33%, то есть увеличится в четыре раза с 1,7 до 7,3 трлн рублей. В тоже время, мировой рынок e-commerce без учета влияния коронакризиса показал бы органичный рост до 26%. То есть, при естественном развитии объем рынка интернет-торговли в 2024 году составил бы 5,6 трлн рублей. Получается, что пандемия увеличит онлайн-продажи на дополнительные 1,6 трлн рублей в течение пяти лет (по данным Data Insight).

Безусловным лидером мировой электронной коммерции остается Китай: на КНР приходится до 55% общемирового объема онлайн-продаж, а вместе с США они занимают более 70% рынка. Россия (вместе с Англией, Японией, Францией, Германией и т.д.) входит в топ-8 стран (без КНР и США), которые обеспечивают 18% продаж мирового e-commerce. При этом темпы роста глобального рынка онлайн-продаж постепенно замедляются. Эксперты говорят, что картина может поменяться, когда в макроэкономическую гонку включатся Бразилия и Индия.

Куда идет интернет-торговля в России


Рынок онлайн-ритейла в России составляет около 27 млрд долларов. Для сравнения: онлайн-ритейл мирового лидера — Китая — почти 2 трлн долларов. Более 45% рынка онлайн-ритейла в России распределено между топ-10 игроками. Эксперты отмечают огромные перспективы рынка e-commerce в России. По данным ВШЭ и Data Insight к 2025 году доля проникновения онлайн-продаж в общий объем ритейла удвоится и составит порядка 12-15%.

Резкий рост покупок онлайн весной этого года, который отмечали все представители ритейла, после локдауна стабилизировался. Столкнувшись со снижением доходов, потребители начали экономить на покупках, отказываясь от необязательных трат, в том числе и онлайн. В то же время высокие темпы роста продолжают демонстрировать онлайн покупки продуктов питания и товаров для здоровья. Однако уже в среднесрочной перспективе определяющим фактором станет динамика реальных доходов.

Все регионы России включились в онлайн шоппинг. По данным AliExpress Россия самые популярные категории на Юге России — телефоны и электронные устройства, бытовая техника, компьютеры, спорт и развлечения. Среди смартфонов в южных регионах чаще покупали продукцию iPhone и Xiaomi, самый популярный аксессуар — наушники Apple AirPods 2. Среди товаров для дома самым большим спросом на Юге пользовались кофемашины и роботы-пылесосы. Самые покупаемые компьютеры — игровые ноутбуки Asus и Honor. В этом году южане предпочитали купить на AliExpress электросамокаты и цифровые пианино, а также товары для детей, запчасти для автомобилей, инструменты, товары для красоты и здоровья.

Эксперты уверены, что те потребители, которые пришли в онлайн этом году и впервые попробовали делать покупки удаленно, останутся, и рост e-commerce будет ускоряться, но внутри роста будут новые модели взаимодействия. Теперь товар — это не просто товарная карточка в интернет-магазине. Сегодня, приходя в онлайн, потребитель хочет интерактивного опыта: развивается стриминг, видеообзоры и инструкции, геймификация. Это меняет поведение покупателя и продавца.

Переход в онлайн: таблетка от коронакризиса


Благодаря интеграции с Alibaba Group у AliExpress Россия есть успешный опыт работы в периоды эпидемии, поэтому в этом году компания быстро отреагировала на ситуацию: коллектив успешно перешел на режим удаленной занятости, внедрены меры поддержки для российских продавцов.

2020 год был, мягко скажем, непростым для российских предпринимателей. Поэтому AliExpress постоянно совершенствует инструменты поддержки МСП. В начале осени была запущена программа развития народных промыслов (хорошиевещи.онлайн), а с декабря этого года российский продавец, открывший магазин или уже работающий на AliExpress, получит компенсацию 100 рублей на доставку заказов по России. Таким образом, AliExpress профинансирует 25-50% затрат локальных продавцов на логистику.

Малые и средние магазины, присоединившиеся к AliExpress до конца года, смогут доставить первые 100 заказов бесплатно — расходы на логистику платформа берет на себя. Кроме того, представители
малого и среднего бизнеса, недавно открывшие магазин на AliExpress, получат от маркетплейса промо на платформе и 25% скидку во время «Черной пятницы» или новогодней распродажи за счет AliExpress. Продавцу не придется терять деньги, устанавливая скидки за свой счет, при этом он сможет быть участником распродаже и привлекать новых пользователей.

Сегодня на AliExpress работают более 22 тысяч российских продавцов, в ассортименте которых более 3,5 млн товаров. По сравнению с весной эти показатели выросли в два раза: в марте на платформе было 10 тысяч продавцов с ассортиментом из 1,5 млн товаров. Российские продавцы и товары занимают все более важное место на AliExpress. Китайский ассортимент по-прежнему шире, но локальные магазины уверенно конкурируют по срокам доставки и уровню сервиса — в том числе по поддержке клиента до и после покупки.

По данным AliExpress Россия, до 80% локальных магазинов маркетплейса — из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Челябинска, Ростова-на-Дону и соответствующих областей. Некоторые регионы тяготеют к продажам определенных товаров. Например, предприниматели из Новосибирска и области чаще выставляют ассортимент домашнего текстиля, из Омска — товары по уходу за собой. В магазинах Краснодарского края преобладают одежда и товары для спорта.

Маркетплейс — это место, где пользователь может с разницей в пару минут купить товар у бренда с мировым именем, владеющим красивым шоу-румом в центре Москвы, и у продавца из маленького города, весь ассортимент которого — несколько товаров собственного производства.

Покупатели ищут на площадке не магазин, а товар, поэтому у разных продавцов равные шансы попасть в поле зрения клиента. Площадка же берет на себя заботу о сервисе, который требует постоянного контроля и развития. AliExpress Россия делает ставку на скорость доставки и улучшение уровня сервиса, а также на локализацию платформы. В ближайшей перспективе компания планирует локализовать все, с чем соприкасается внешний пользователь.

Чтобы задуманное стало возможным, AliExpress усиливает IT-команду. За полгода AliExpress Россия наняла более 300 специалистов в разных областях ИТ из различных регионов России. Компания предлагает удаленную занятость, достойный уровень зарплаты и интересные задачи. Сотрудники AliExpress работают из Саратова, Нижнего Новгорода, Челябинской области, Самары и других городов. Присоединиться к команде и повлиять на развитие самого быстро развивающегося рынка может каждый. Будущее e-commerce формируется сегодня и зависит от простых людей: от потребителей, от предпринимателей, от сотрудников маркетплейсов.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.