В нашей стране перекрёстное субсидирование надо трансформировать в целевой механизм решения задач экономической политики. Такое предложения озвучил первый заместитель генерального директора — исполнительный директор ПАО «Россети» Андрей Муров, выступая в Ялте на Всероссийском семинаре-совещании ФАС России по тарифному регулированию.
Доклад топ-менеджера «Россетей» состоял из двух частей. В первой Андрей Муров рассказал о проблематике. С его слов, перекрёстное субсидирование в сетевом комплексе России — это инструмент социальной поддержки населения. Объём такой поддержки составляет около 237 млрд рублей в год. «Нагрузку несут потребители распределительных сетей — промышленные предприятия, МСП, сельхозпроизводители, бюджетные организации, — отметил Андрей Муров. — Существуют также надбавки, «запакованные» в цены на оптовом рынке (средства идут, например, на развитие Дальнего Востока, поддержку возобновляемых источников ( ВИЭ), решение других актуальных задач). В этом случае, по оценкам «Россетей», общий объём превышает 450 млрд рублей в год». Таким образом, по данным системного оператора, общая нагрузка («перекрёстка» плюс надбавки) может достигать 31% от конечной цены на электроэнергию. «Фактически это квазиналог, который «зашит» в систему ценообразования энергокомпаний», — подчеркнул Муров.
Собственно тому, как эту проблематику решать, была посвящена вторая часть выступления топ-менеджера ПАО «Россети». Он сравнил ситуацию в России и западных стран (Великобритании, Франции, Германии, США), в которых объёмы перекрестного субсидирования в несколько раз выше российских. При этом, на Западе «перекрёстка» выделена в отдельный платеж, который распределяется централизованно. Тем самым, государство решает конкретные задачи: декарбонизации экономики, поддержки экспортеров и так далее. В ПАО «Россети» полагают, что для изменения ситуации в нашей стране надо решить несколько задач. Во-первых, вывести «перекрёстку» в отдельный платёж для всех категорий не бытовых потребителей. Это позволит повысить прозрачность и администрирование платежей. Во-вторых, раскрыть информацию о существовании дисконта к экономически обоснованной цене на электроэнергию в счетах населения. В-третьих, создать механизм адресной поддержки социально-уязвимых групп, установив для остальных граждан постепенный переход до экономически обоснованного уровня тарифов.
«В дальнейшем возможны иные методы администрирования. Например, для стимулирования внедрения инновационных технологий или повышения энергоэффективности», — сказал Андрей Муров, завершая свое выступление на Всероссийском семинаре-совещании ФАС России по тарифному регулированию.