Индекс основан на результатах опроса агрофирм, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в апреле 2017 года. В опросе приняли участие руководители 100 ведущих агрохозяйств из 21 региона России, в том числе из Южного федерального округа.[1]
Основная цель Индекса – ежегодное измерение и сравнение степени уверенности и оптимистичности сельхозпроизводителей, доступности финансовых ресурсов (кредитов) для аграриев, а также понимание того, насколько широко применяются современные методы семеноводства, защиты растений, удобрения, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции.
Результаты исследования показали, что, несмотря на кризисные явления в экономике в целом, в аграрном секторе уже второй год подряд наблюдается положительная тенденция. В этом году, по итогам опроса, 38% респондентов назвали самым удачным за последние пять лет сезон 2016 г., и 28% посчитали таковым сезон 2015 г. Более четверти компаний (27%), как и в прошлом году, заявили, что расширили свои посевные площади. Доля тех, кто планирует увеличить доход от сельхозпродукции в этом сезоне, сохранилась фактически на уровне прошлого года (84% и 86% соответственно). Вместе с тем стоит отметить, что, в отличие от прошлого года, большая часть компаний ожидает лишь незначительного увеличения доходности. Причем рост доходности компании главным образом связывают с повышением качества отпускаемой продукции, низкой себестоимостью издержек и высокими ценами на растениеводческую продукцию. Отпускную стоимость в этом сезоне планируют повысить лишь 58% участников опроса, что говорит об относительной стабилизации цен на аграрном рынке.
Данные о численности компаний, пользующихся кредитами, уже второй год подряд остаются неизменными (71%). При этом стоит обратить внимание, что несколько сократилось количество организаций, которые брали кредит на закупку семян (57% в прошлом году и 51% в этом году, соответственно). Также необходимо отметить, что больше половины опрошенных агрофирм в текущем сезоне планируют увеличить инвестиции в основной и оборотный капитал (71% и 62%, соответственно). В том, что касается новых методов и технологий, картина в целом остается стабильной: прежде всего агрофирмы планируют внедрять новые подходы в защиту культур – 56%, удобрения – 54%, технологии точного земледелия – 48% и селекцию – 44%.
«По итогам двух лет исследований мы видим, что индекс развития сельскохозяйственных компаний остается положительным. Это полностью соответствует и нашим собственным оценкам. Сельхозпроизводители продолжают внедрять инновации и наращивают инвестиции в основной и оборотный капитал. Наглядным примером служит и отношение к выбору семенной продукции. Для 70% определяющим фактором является продуктивность, а вовсе не низкая стоимость», – комментирует результаты исследования заместитель директора компании «Сингента» в России и СНГ Андрей Рогов.
«Сельскохозяйственный сезон 2016 был для компаний, специализирующихся на растениеводстве, одним из лучших за последние годы и это наглядно демонстрирует Индекс. Вместе с тем стоит обратить внимание и на первые признаки торможения, которые проявляются в снижении ожиданий компаний в части доходности и в сокращении доли тех, кто планирует увеличить посевные площади в 2017 году. Все это свидетельствует о том, что эффект от девальвации рубля и контрсанкций постепенно сходит на нет и нужно искать новые точки для поддержания роста», – заявил генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
Информация о компании «Сингента»
«Сингента» (Syngenta) является ведущей сельскохозяйственной компанией мира. Помогая миллионам сельхозпроизводителей повышать эффективность использования имеющихся ресурсов, «Сингента» способствует повышению глобальной продовольственной безопасности. С помощью научных подходов мирового класса и инновационных решений в сфере растениеводства наши 28 000 сотрудников более чем в 90 странах работают для оптимизации процесса выращивания культур. Мы стремимся спасти земли от деградации, повысить биоразнообразие, а также развивать сельские сообщества. Для получения дополнительной информации посетите сайты www.syngenta.com и www.goodgrowthplan.com. Следуйте за нами в Twitter® по ссылке www.twitter.com/Syngenta.
[1] Опрос ВЦИОМ проведён в апреле 2017 года. Выборка неслучайная, целевая. Опрошены активные руководители и первые лица агропромышленных предприятий России, занимающихся преимущественно растениеводством. В опросе приняли участие руководители 100 ведущих агрохозяйств из 21 региона России. Метод опроса – личное формализованное интервью по телефону.