Поделиться
Производственные площадки и поля предприятия располагаются в Неклиновском районе Ростовской области. Сегодня рынок здорового питания в России динамично развивается, но «Био-хутор Петровский» — одно из немногих предприятий, которое ведёт полный цикл производства: выращивает сырьё, перерабатывает его, фасует готовую продукцию и поставляет её в торговые сети под собственной торговой маркой. Предприятие производит органические крупы, хлопья, цельнозерновую муку, выпекает зерновой хлеб, а также является единственным в России сертифицированным производителем органического яйца.
Ставка на производство биопродуктов себя оправдала: сегодня «Био-хутор Петровский» отгружает свою продукцию от Калининградской области до Южно-Сахалинска, и люди покупают её, активно вовлекаясь в тему здорового образа жизни.
Переход на «био»
— Как устроено ваше предприятие и как бы вы могли охарактеризовать своё положение на рынке?— Под торговой маркой «Био-хутор Петровский» мы продаём органическую продукцию, которую производим в своём хозяйстве в Неклиновском районе: у нас порядка 400 гектаров из 2000 выведены в категорию «био», земля сертифицирована, соответственно, продукция, которая там выращена, тоже сертифицирована. Выращиваем зерновые, зернобобовые и технические культуры.
Мы, конечно, не единственные, кто этим занимается. В России есть компании, которые ведут аналогичное производство, есть ряд культур, которые пересекаются. Но компании, которые доводят продукцию до прилавка, то есть у которых налажены переработка, упаковка и продажи, можно пересчитать по пальцам одной руки. В этом и кроется основная проблема нашей биоотрасли. «Био-хутор» является первым производителем органической продукции на юге России и одним из крупнейших экологических предприятий в стране.
— Как организован сбыт? Какие у вас годовые объёмы производства?
— Сначала пытались малыми силами продвигать нашу продукцию, но потом расширили отделы продаж, участвуем в выставках, проводим рекламные мероприятия, активно работаем с социальными сетями. Отгрузки сейчас у нас идут от Калининградской области до Южно-Сахалинска, нашу продукцию продают и магазины здорового питания, и крупные сети, и локальные сетевые магазины, и пекарни.
У нас не вся продукция продаётся под категорией «био». Во-первых, я считаю, что сбытовая сеть ещё недостаточно развита. Во-вторых, люди пока не в полной мере осознали полезность натурального, здорового питания. Потенциально таких людей много, но их нужно искать, работать с ними. В общей сложности мы имеем от 500 до 800 тонн сырья в категории «био» — это где-то восьмая часть от общего объёма производства. Мы в состоянии переработать и расфасовать всё, но из-за того, что пока ограничено число покупателей, нецелесообразно производить только органические продукты. Остальная часть урожая выращивается по стандартным (интенсивным) технологиям и продаётся оптом как сырьё — мельницам и трейдерам.
— В каких направлениях вы сейчас видите точки роста предприятия?
— Большой популярностью сейчас пользуются хлопья и хлеб, которые мы производим. Хлеб мы изготавливаем из проросшего зерна, не из муки и не на дрожжах, а на наших заквасках. Крупы хорошо продаются — полба, овес. Мука тоже на подъёме, мы смонтировали линию по производству цельнозерновой муки тонкого помола, здесь перспективы есть.
— Растёт ли сейчас спрос на органические продукты в целом, вы его видите? Мода на здоровый образ жизни помогает?
— Да, интерес растёт: больше людей стало обращать внимание на своё питание. Заметная покупательская активность началась где-то с 2014 года, и сегодня она уже существенно выросла. Мы заметили, что люди сейчас могут сэкономить на покупке вещей, каких-то поездках, но на качественное питание они готовы тратить деньги.
— Продукция с категорией «био» продаётся в магазинах по довольно высокой цене...
— Мы держим цены в адекватных параметрах, можем себе это позволить, потому что сами производим продукцию: регулируем затратную часть, себестоимость. Конечно, цена в Ростове и Москве будет отличаться: если у нас, например, хлеб стоит 60 рублей, то в Москве цена доходит до 100 рублей. Логистика, система продаж — тут много факторов влияет. Кроме того, булки хлеба из цельнозерновой муки хватает на более долгое время, чем обычного: одного-двух кусочков вполне достаточно, в то время как обычного хлеба можно съесть много.
Специфика сферы здорового питания
— Какие сложности есть в вашем бизнесе?— Cложности такие же, как у других предпринимателей, которые работают в сельском хозяйстве: почти отсутствует государственная поддержка. Из специфики биопроизводства: урожайность при отказе от пестицидов и химических удобрений снижается приблизительно на 50-70 процентов, но постепенно подрастает. Земля — это живой организм: первые три года она отдыхает, начинает структурироваться биоценоз — бактерии, грибы, разные микроорганизмы, и всё начинает приходить в норму. Если прекратить применять химические удобрения, баланс в природе восстанавливается. Мы сотрудничаем с Институтом биологической защиты растений в Краснодаре, они проводят исследования по нашим заказам, обходящиеся нам в 150-200 тысяч рублей.
— В какой конкурентной среде вы работаете?
— Наши партнёры по отрасли пропагандируют здоровое питание, и в этом мы заодно, но вся конкуренция сводится к тому, какую продукцию в итоге выбирает потребитель. И здесь на первый план выходит качество, это самый главный фактор. Этим мы выделяемся. Зерно, выращенное в Тульской или Пензенской области, например, существенно проигрывает в качестве зерну, которое было выращено в Ростовской области или Краснодарском крае. К сожалению, бывает и такое, что людям пытаются «втюхать» фуражное зерно. Нельзя этого делать, но такое есть: люди хотят заработать на модной теме.
— А как вы решили заняться производством органической продукции?
— Я всю жизнь тружусь в сельском хозяйстве, уже 33 года. Десять лет проработал главным инженером в колхозе имени Мичурина в Неклиновском районе. Потом колхозы начали разваливаться, надо было что-то делать. В 1997 году я собрал людей, создали своё фермерское хозяйство. Мне было больно смотреть, сколько химии мы льём в землю, поэтому решили выделить отдельное направление по производству органической продукции, это было в 2010 году. Я ездил в страны, где этот бизнес работает ещё с середины 70-х годов, попробовал там биопродукты — небо и земля. Сейчас рынок здорового питания наиболее развит в Германии, Австрии, Швейцарии. Меня впечатлило общее направление, но совсем не впечатлило то, как они это делают. В России подход к производству более детализированный: у нас разделение труда.
Началось всё с хлеба. Предприятие из Краснодарского края начало закупать у нас зерно, они пекли хлеб. Мы им поставляли пшеницу просто хорошего качества, тогда у нас ещё не было бионаправления. Хлеб был очень вкусный, я на него «подсел», когда бывал в Краснодарском крае, покупал сразу по 20, по 30 булок и замораживал. В общем-то, хлеб меня и сподвиг: первое, что мы построили, была пекарня. Но мы начали печь хлеб не из простой пшеницы, а из полбы, ржи — это совсем другой вкус и качество. Главное — это сырьё. Зная ценник хорошего зерна на рынке, не каждый рискнёт заниматься производством такого хлеба. Я считаю, что это один из основных факторов отсекания всяких шарлатанов в этой отрасли.
— Какие стадии прошёл ваш бизнес?
— Условно можно выделить два периода: когда не было достаточно техники для работы (где-то с 1998 года по 2008-й) и когда она появилась. Это дало нам возможность применять новые технологии. Сейчас мощная техника работает по навигации, не требует управления, всё компьютеризировано — это облегчает труд людей.
Всех вовлекать в предпринимательство не нужно
— Каждый ли человек может при определённых условиях стать предпринимателем, как вы считаете?— Да, но надо получить образование, иметь предпринимательское мышление: хотя бы понимать элементарные законы экономики. Ещё должна быть какая-то искра в человеке, чтобы начать что-то делать. Вот пример: автомеханик выучился, пошёл работать на предприятие и смотрит: тут не так, тут неправильно. Он думает: «Да ну его, пойду лучше сниму гараж и буду сам заниматься ремонтом машин так, как надо». У одних идёт, у других нет. От чего это зависит? Нет качества — к нему больше никто не придёт. Ещё отмечу, что бизнес нужно открывать индивидуально: между друзьями рано или поздно возникнут разногласия — начинают выяснять, кто больше денег себе взял.
— Как вы думаете, высок ли уровень доверия к предпринимателям в обществе?
— Я думаю, предпринимателям в основном доверяют. Нет доверия в некоторых нишах, где, как правило, много аферистов. А в целом к тем, кто занимается серьёзным и честным бизнесом, особенно в сфере производства, то есть реальным бизнесом, уровень доверия высок.
— Чего, на ваш взгляд, не хватает для того, чтобы люди активно шли в бизнес?
— Конечно, одна из основных проблем — это финансирование. Но если есть у человека желание, то всё получится, в том числе и с деньгами. Если есть желание, то тебя заметят и помогут. Будет тяжело и долго, но быстро ничего не даётся, а у нас сейчас молодёжь хочет всего и сразу.
Но вовлекать всех в предпринимательство, я считаю, не нужно. Как можно вовлечь, например, двоечника в школьную олимпиаду? Ну не идёт у него учеба, он выучится в СПТУ, получит образование механизатора, будет классным работником и станет жить в своё удовольствие. Так и в бизнесе: если человек действительно захочет быть предпринимателем, сам найдёт пути и дороги для этого.
— Как тогда помочь тем, кто открыл своё дело, но столкнулся с трудностями?
— Два варианта: либо пусть пойдёт подучится, либо пусть идёт поработает наёмным сотрудником. Я десять лет отработал главным инженером в колхозе, я этот бизнес знаю от и до. Нужно детальнее изучить, как всё устроено, изнутри.