93 100 13

«Без успешного общества не будет успешного бизнеса»

1884
9 минут

Елена Киянова, управляющий по корпоративным вопросам и связям с органами государственной власти по южному региону ОАО «Филип Моррис Кубань», считает, что работа в области социальных инвестиций на Юге уже прошла стадию становления. Теперь эту деятельность необходимо структурировать и тиражировать

«Без успешного общества не будет успешного бизнеса»

Поделиться
— Первая южная конференция, посвящённая социальным инвестициям, показала широкий спектр проектов, реализуемых в регионе. Какова ваша оценка происходящего в этой сфере, можно ли назвать ситуацию в ней благополучной?
— Конференция действительно показала, что социальная активность со стороны бизнеса в регионе есть, и существует много интересных проектов, направленных на помощь в решении актуальных проблем. Бизнес в регионе достаточно серьёзно подходит к вопросу социального инвестирования, и некоторые проекты, ставшие номинантами и лауреатами конкурса, демонстрируют высоко профессиональный подход к их реализации. Мы как часть глобальной компании «Филип Моррис Интернэшнл» рассматриваем бизнес как неотъемлемую часть общества, той среды, в которой мы живём и работаем, и считаем, что наша компания может принимать посильное участие в решении возникающих социальных проблем. Поэтому те вопросы, которые обсуждались на конференции, созвучны нашим принципам ведения бизнеса.

«Даём не рыбу, а удочку»

— Насколько, по вашему мнению, структурирована эта сфера деятельности: компании имеют или разрабатывают стандарты в области реализации социальных инвестиций, или просто более или менее регулярно отзываются на запросы о помощи?
— Хочу рассказать о подходе, который существует в нашей компании. «Филип Моррис Интернэшнл» ведёт благотворительную деятельность уже более 40 лет в почти 60 странах мира. У нас есть специально созданное подразделение, занимающееся благотворительными программами и отвечающее за глобальную стратегию благотворительности. Мы определили основные сферы, в которых, по нашему мнению, можем внести свой вклад, реально изменив жизнь людей к лучшему. Если говорить о России, то у каждого региона есть своя специфика. Мы стараемся найти оптимальное решение в выборе проектов, чтобы, с одной стороны, они находились в рамках направлений благотворительной деятельности, принятых в ФМИ на глобальном уровне, а с другой, учитывали местные потребности и отвечали нуждам конкретного региона.

— Какие конкретно программы реализуются на Юге и как они адаптированы к местным реалиям?
— Здесь мы работаем в двух направлениях. Первое – это помощь пожилым и совершеннолетним людям с ограниченными возможностями, улучшение качества их жизни. Подобные проекты компания «Филип Моррис Кубань» поддерживает уже долгие годы: к примеру, с 2003 года реализовывалась программа поддержки социально-реабилитационных центров для пожилых людей и инвалидов. Благодаря нашему участию большинство таких центров в Краснодарском крае, а их более 40, получили от компании оборудование, мебель, различные приспособления, облегчающие каждодневную жизнь и помогающие вернуться к нормальным жизненным условиям. Один из недавно реализованных проектов – это обустройство специализированого автодрома в школе вождения для людей с ограниченными возможностями. Статистика говорит о том, что в Краснодарском крае сейчас проживает более 420 тысяч инвалидов, из них 120 тысяч – люди трудоспособного возраста. Эта категория людей нуждается в особой поддержке на пути социальной реабилитации и профессиональной адаптации.

— В чём суть этого проекта?
— Пользуясь известным выражением, этот проект дает людям, нуждающимся в помощи, не «рыбу», а «удочку». Школа открыта на базе реабилитационного центра «Олимп» в городе Тимашевске Краснодарского края. Особенность этого центра состоит в том, что, помимо традиционных программ по реабилитации, в нём организовано обучение вождению автотранспортных средств с ручным управлением. Таких учреждений в России всего три, а в ЮФО подобный центр – единственный. На наши средства центр был оборудован специализированным автодромом для первоначального обучения вождению, был приобретён специально оснащённый транспорт для инвалидов-колясочников и технический комплекс для приёма экзаменов по вождению. Ежегодно около 200 человек могут проходить обучение в центре. Получив водительские права, они смогут расширить круг и географию своих интересов, достичь определённой материальной независимости, адаптироваться к новым условиям жизни, что очень важно.

— Меняется ли форма поддержки той или иной аудитории со временем?
— Да, и в связи с этим хочу упомянуть нашу благотворительную программу «Статус: Онлайн», направленную на обучение компьютерной грамотности пожилых людей и совершеннолетних людей с ограниченными возможностями. Программа была представлена на конкурсе социальных проектов «Эксперта Юг». Ранее мы оказывали более традиционную, гуманитарную поддержку пожилым – предоставляли продуктовые наборы, вещи, бытовую технику. Однако данные исследований наших партнерских НКО, а также наши собственные оценки показывают, что проблема крайней бедности для пожилых людей уже не стоит так остро. К тому же разовая гуманитарная помощь не способна оказать глобального влияния на качество жизни. Одна из наиболее актуальных проблем для этой категории населения сегодня – это ощущение собственной ненужности, социальной изоляции. Многие, несмотря на желание и возможность вести активный образ жизни, не могут найти работу из-за незнания современных технологий, испытывают сложности в общении со своими близкими, которые живут в других городах. Поэтому, приняв во внимание реалии сегодняшнего дня, компания решила реализовать программу «Статус: Онлайн» в семи регионах России, в том числе и на юге, в Ростове-на-Дону. Мы гордимся тем, что программа была высоко оценена и удостоена 1 места в номинации «Лучшая программа, способствующая развитию образования в Российской Федерации» федерального конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» (совместный проект Российского Форума доноров, деловой газеты «Ведомости» и международной аудиторско-консалтинговой компании PwC).

Наше второе направление благотворительной деятельности – поддержка образования – также претерпело изменение за последние годы. На протяжении 13 лет компания предоставляла именные стипендии и гранты лучшим студентам или аспирантам четырёх ведущих вузов Краснодарского края и Ростовской области. Проект был востребован и привлекал внимание общественности. Проанализировав результаты нашей работы за прошедшие годы, приняв во внимание экспертные мнения партнёров из образовательного и некоммерческого сектора, мы внесли в проект ряд изменений. Теперь он переориентирован в плоскость укрепления научно-технической базы университетов для дальнейшего улучшения качества подготовки будущих кадров, участвующих в развитии социально-экономического потенциала нашего региона. Мы решили попробовать реализовать этот проект с Кубанским государственным технологическим университетом. Уже в следующем году мы будем готовы говорить о его деталях, результатах и перспективах.

«Необходима популяризация социальной деятельности»

 Во всём мире так называемый третий сектор, общественные и некоммерческие организации, имеет достаточно весомую роль в экономике. У нас в регионе мы видим целый ряд компаний, которые реализуют социальные проекты, создавая фонды своего имени или отдельные некоммерческие структуры. Как вы считаете, на какой стадии находится некоммерческий сектор региона – формирования, развития, обретения компетенций?
— Это точно уже не стадия становления: у нас в регионе работают высоко профессиональные НКО, и, как показал конкурс, у большинства из них есть абсолютно чёткое и правильное понимание тех социальных вопросов и проблем, которые необходимо решать. Если же говорить о качестве деятельности, то в этом вопросе у некоммерческого сектора есть определенные точки роста, работа над которыми приведёт в будущем благотворительную деятельность на совершенно иной качественный уровень. При чем немаловажную роль в этом процессе играет постоянный взаимный обмен информацией между НКО и бизнесом. Крупные компании, опыт благотворительности которых исчисляется не одним десятком лет, могут поделиться наработанными практиками реализации благотворительных проектов. Например, «Филип Моррис Интернэшнл», с 40-летним опытом благотворительной деятельности в разных странах мира, имеет доступ к уникальной экспертизе в этом отношении. При этом мы очень тщательно подходим к подбору партнёров, будь то НКО или организация, которой мы напрямую помогаем в рамках реализации социальных проектов. Конференция, которая прошла в Ростове, стала отправной точкой, коммуникационной базой, которая в том числе позволяет уже существующим НКО понимать, что им необходимо менять, как необходимо развиваться для того, чтобы вести свою деятельность на ином качественном уровне.

— В повестке проекта в следующем году должны появиться целый ряд новых тем, которые пока что не особенно звучат. Что, по вашему мнению, необходимо обсуждать, какие проблемы надо поднимать в рамках такой прецедентной для региона коммуникативной площадке, посвящённой социальным инвестициям?
— На мой взгляд, одной из актуальных тем на будущий год может стать система управления социальными проектами. Деятельность НКО должна быть профессиональна, эффективна, с прозрачной отчётностью, с возможностью обозначить проблему и доказать необходимость вложений средств в конкретный проект. Я думаю, представители бизнеса с большим опытом в благотворительности могли бы провести мастер-классы о том, с чего вообще начинается диалог с НКО, как развивается планирование проекта, что необходимо для его согласования, из каких стадий состоит реализация, как выглядит процесс отчетности по проекту. В компании «Филип Моррис Интернэшнл» существует определённая процедура утверждения проектов: необходимо очень точно обозначить проблематику проекта, представить пути решения, разработать план и график реализации проекта, правильно составить и обосновать его смету. Для нас очень важно, чтобы НКО имела положительную репутацию, прозрачную отчетность, готовность быть гибкой и желание развиваться. Конференция показала, что во многих компаниях, особенно крупных, справедливо считают, что проектам нужно быть адресными, долгосрочными, решать конкретные проблемы и иметь дальнейшее развитие, и НКО должны это осознавать и учитывать при разработке социальных проектов.

— Что сегодня сдерживает социальную активность бизнеса, и какие задачи необходимо ставить в этой сфере?
— Я бы говорила не о том, что сдерживает развитие этой сферы, а о том, что мы можем сделать для того, чтобы стимулировать её активность. Необходимо, действительно, повышать качество работы некоммерческого сектора и общественных организаций, с которыми взаимодействуют компании. Мне кажется, что такая коммуникационная площадка, как прошедшая конференция, очень нужна, и я считаю, что этот проект практически обречён на успех. Необходимо продолжать диалог между профессиональными сообществами. Опыт, лучшие практики в области реализации социальных инвестиций, который может дать крупный российский и международный бизнес, очень важен для повышения уровня понимания того, как должны выглядеть НКО и благотворительные проекты, что будет способствовать развитию еще более эффективному взаимодействию между всеми участниками социальной деятельности.

— Какую роль в этом диалоге должны были бы сыграть региональные власти?
— На мой взгляд, представители органов государственной власти уже играют существенную роль в области социальных инвестиций. Это профессионалы, которые могут дать чёткую и объективную картину тех социальных проблем, которые существуют в регионе. Реализуя наши благотворительные проекты, мы ведем эффективный диалог с профильными министерствами и департаментами как муниципальной, так и краевой власти.

Хочется также отметить важность и актуальность публичного признания нужности и важности социальных проектов, реализуемых бизнесом. Во-первых, компании будут еще лучше понимать, что они идут в верном направлении, во-вторых, это способ популяризации данной деятельности. Здесь в том числе важна роль СМИ, которые несут определённую социальную нагрузку, показывая, что в регионе есть бизнес, стремящийся сделать жизнь людей лучше.

В подготовке материала принимала участие Людмила Шаповалова
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .