Проблема неплатежей из-за своих масштабов серьёзно тормозит развитие инфраструктуры и угрожает энергобезопасности региона. Борис Эбзеев, генеральный директор МРСК Юга, считает, что против долгов эффективно ужесточение ответственности, улучшение прозрачности системы информирования об объёмах потребления и системы расчётно-кассовых центров.
Снежный ком долгов
— Борис Борисович, проблема дебиторской задолженности крупных компаний и гарантирующих поставщиков перед электросетевыми организациями по-прежнему стоит остро. Расскажите подробнее, как сейчас выглядит ситуация.
— Дебиторская задолженность контрагентов перед МРСК Юга по итогам года сложилась на уровне 17,1 миллиарда рублей, в том числе просроченная — 14 миллиардов рублей. Для наглядности: на эту сумму можно построить 40 подстанций мощностью 80 МВА, 2 тысячи километров линий электропередачи, купить 460 тысяч опор 110 кВт, то есть несколько регионов могли бы получить за эти деньги современный сетевой энергокомплекс.
В общем объёме задолженности свыше 80 процентов приходится на гарантирующих поставщиков и территориальные сетевые организации (ТСО). Эти контрагенты не соблюдают требования законодательства и постоянно нарушают достигнутые договорённости по урегулированию данных проблем.
— Как менялась ситуация в течение года и относительно предыдущих лет?
— За прошедший год прирост задолженности составил почти 407 миллионов рублей или 2,4 процента, в том числе просроченной — 196 миллионов рублей (1,4 процента). И такая динамика продолжается год за годом.
Вместе с тем, наши усилия и огромная проведённая работа позволили по ряду «закоренелых» должников снизить суммы долга. По астраханскому гарантирующему поставщику мы добились снижения на 871 миллион рублей, по волгоградскому — на 245,55 миллиона. Но все равно задолженность перед нами остаётся неприемлемо высокой.
— В разрезе территорий, где ваша компания обеспечивает электроэнергией промышленность и население, кто более всего вызывает опасения?
— Ситуация по всем нашим регионам — это Ростовская, Волгоградская, Астраханская области и Калмыкия — мягко говоря, непростая. «Лидирует» все-таки Волгоградская область с долгом в 9,5 миллиарда рублей.
— А если говорить о самих должниках?
— Основной прирост дебиторской задолженности сложился по следующим контрагентам. В Волгоградской области — МУПП «ВМЭС», рост задолженности — 143,51 миллиона рублей, ОАО «Нижноватомэнергосбыт» — рост задолженности — 113,82 миллиона рублей. В Ростовской области — ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» нарастило 791,78 миллиона рублей, ООО «Донреко» — рост задолженности 147,89 миллиона рублей.
В декабре 2016 года мы предложили ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» — самому крупному в регионе должнику — заключить соглашение о реструктуризации дебиторской задолженности на сумму 963 миллиона рублей, однако они в последний момент отказались от подписания. А ведь это гарантирующий поставщик, который обязан гарантировать потребителям качественное исполнение своей услуги и своевременность расчётов с сетевой организацией. А что он может гарантировать в такой ситуации, совершенно непонятно.
Осложняется положение еще и тем, что среди крупных должников присутствуют предприятия-банкроты. Тот же МУПП «ВМЭС» с общей задолженностью в 3,2 миллиарда рублей. Его долг, в свою очередь, обусловлен неплатежами гарантирующего поставщика, ПАО «Волгоградэнергосбыт».
Вся задолженность находящегося в стадии банкротства ОАО «Нижноватомэнергосбыт» — 293 миллиона рублей — просроченная. Данная задолженность является мораторной и плюс у должника отсутствуют денежные средства на счетах и имущество, на которое возможно наложить взыскание. Учитывая низкую степень вероятности удовлетворения требований Общества, предполагается по окончанию процедуры банкротства списание задолженности.
Банкрот ООО «Донреко» имеет долг перед МРСК Юга в 164 миллиона рублей и также низкую вероятность удовлетворения требований кредиторов в полном объёме.
Таких примеров ещё много.
В поисках выхода
— Как вы противостоите, что предпринимаете для урегулирования проблемы?
— МРСК Юга предлагает должникам досудебное урегулирование, различные варианты реструктуризации долга. Но как показывает практика, большинство достигнутых договорённостей и заключённых соглашений нарушаются, долги увеличиваются. В этом случае компания использует все предусмотренные российским законодательством меры воздействия на должников — обращается в суд, в отдельных случаях — в правоохранительные органы. Нередко после этого поведение должников меняется и они начинают погашать задолженность.
За прошлый год МРСК Юга подала 179 исков о взыскании задолженности за услуги по передаче электроэнергии на общую сумму 8,1 миллиарда рублей.На данный момент рассмотрены — и по ним удовлетворены требования — 207 исков, в том числе и ранее поданных, на сумму 4,6 миллиарда рублей.
По федеральному закону ФЗ-307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» МРСК Юга предъявила к взысканию за 2016 год свыше 1 млрд рублей штрафных санкций (132 иска). На 1 января 2017 года судами удовлетворено 84 исковых заявления на общую сумму 267,4 миллиона рублей.
— Чем чревато такое положение дел и поведение участников энергорынка?
— Во-первых, системные неплатежи в таком объёме — 17,1 миллиарда рублей — создают риски увеличения аварийности и длительности аварийных отключений энергооборудования, особенно в осенне-зимний период.
Есть старые электрические сети, есть районы, которые нуждаются в новых мощностях и центрах питания для развития промышленности, туризма, строительства нового жилья. Также не стоит забывать, что за последние годы энергопотребление практически каждой семьи в разы увеличилось из-за появления новой энергоемкой бытовой техники. Существующие электросети проектировались под иной объём потребления. Для решения всех этих проблем нужны новые подстанции и линии, на строительство которых требуются большие финансовые средства. А их у нашей компании элементарно не хватает из-за постоянных неплатежей контрагентов.
Во-вторых, поведение гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний во взаиморасчётах вынуждает МРСК Юга привлекать и обслуживать дорогостоящие кредиты. Проще говоря, должники продолжают пользоваться нашими средствами, получая такой своеобразный беспроцентный кредит, а мы, сетевики, которые как раз и несут непосредственную ответственность за энергоснабжение своих потребителей (это не только население, а ещё и промышленность, и стратегические предприятия), платим за обслуживание коммерческих кредитов. То есть, мало того, что мы не получаем этих денег, мы ещё и вынужденно увеличиваем финансовую нагрузку.
А ведь это наши заработанные деньги, которые, с учётом многолетней просроченной задолженности, фактически выведены из оборота компании.
В-третьих, страдает уже экономическая стабильность предприятия, ухудшается его финансовое состояние, непосредственно влияющее на чистые активы компании и их стоимость.
Есть ещё один очень важный аспект. Ретроспективный анализ деятельности компании за последние годы показывает, что МРСК Юга ежегодно получает прибыль от продаж в объёмах, достаточных для обеспечения первоочередных производственных программ, и увеличивает показатель рентабельности продаж. Однако конечный финансовый результат, обусловленный неплатежами гарантирующих поставщиков и вызванными этим проблемами, несопоставим с показателем прибыли от продаж.
Огромная дебиторская задолженность за электроэнергию и безответственное отношение к своим обязательствам наших должников наносит ущерб не только энергетикам — эта ситуация угрожает интересам 8,5 миллионов потребителей, которые зависят от стабильности работы энергосетевой компании.
— На ваш взгляд, какие меры, инструменты нужны, чтобы остановить рост задолженности и начать процесс ее ликвидации?
— Большую положительную роль играет недавно принятый ФЗ-307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», направленный на ужесточение наказания за неплатежи в сфере ЖКХ.
Однако требуется продолжение совершенствования нормативной базы и существующей практики. Крайне необходимо сделать прозрачной систему формирования и предоставления информации по объёмам потребления. Рассмотрение дел в судебном порядке осложняется предоставлением некорректных данных по съёму показаний приборов учёта, указанных в квитанциях. Уходят месяцы на установление достоверной информации, на само рассмотрение дел и принятие решений, а всё это время недобросовестные участники рынка накапливают долги и пользуются деньгами сетевой компании.
Другой проблемный аспект — схема распределения и прохождения платежей через расчётно-кассовые центры. Её нужно упорядочить, сделать открытой и прозрачной. Сегодняшнее положение дел в этой сфере создаёт благоприятные условия для различного рода манипуляций и злоупотреблений. Поэтому наведение порядка в работе расчётно-кассовых центров значительно облегчит решение проблемы дебиторской задолженности.
Элистинский вопрос
— С 1 января 2017 года ваша компания подхватила функции гарантирующего поставщика электроэнергии в городе Элисте Республики Калмыкия. С чем это связано?
— Прежний гарантирующий поставщик также систематически не исполнял обязательства по договору оказания услуг по передаче электрической энергии и задолжал основному кредитору — ОАО «КалмЭнергоКом» — значительную сумму. Наличие задолженности стало поводом для обращения в суд о признании гарантирующего поставщика банкротом. Арбитражный суд ввёл процедуру банкротства. Это автоматически лишает организацию статуса гарантирующего поставщика.
Компания с такими взаимоотношениями с контрагентами не может ничего гарантировать своим потребителям. Новый гарантирующий поставщик для Элисты будет определен после проведения всех необходимых процессуальных и конкурсных процедур. На этот переходный период, который может занять до 12 месяцев, функции гарантирующего поставщика будет выполнять филиал МРСК Юга — «Калмэнерго».
При этом хочу отметить, что переход функций гарантирующего поставщика к ПАО «МРСК Юга» не повлечёт за собой изменений цен на электроэнергию и условий действующих договоров электроснабжения. Мы, как социально ответственная компания, в полном объёме исполним все обязательства по подхвату и осуществлению функций гарантирующего поставщика и обеспечим прозрачность расчётов между потребителями, производителями электроэнергии и сетевой компанией.
партнёрский материал