105 110 14

Евгений Долматов: «Электрозарядные станции на Юге больше не воспринимают как некую экзотику»

ЭКСПЕРТ ЮГ №10 2023
6726
6 минут

Директор ООО «Скат-Электро» Евгений Долматов рассказал «Эксперту Юг», сколько электрозарядных станций появится в ближайшие годы в Ростове-на-Дону, почему электромобили набирают популярность на Юге,  в чем особенность производства медленных станций, и как их появление отразится на туристической привлекательности Дона.

Евгений Долматов: «Электрозарядные станции на Юге больше не воспринимают как некую экзотику»

Фото предоставлено экспертом
Поделиться
По данным агентства «Автостат», с января по май 2023 года в России было продано свыше 3,3 тыс. новых электромобилей, что в восемь раз превышает прошлогодний показатель за этот период. Количество проданных электрокаров с пробегом превысило 3,9 тыс. Только за май этого года продажи в этом секторе выросли на 62%.

Увеличивается спрос на электротранспорт и на Юге России. Так, Краснодарский край занимает четвертую позицию в стране по количеству зарегистрированных электромобилей — более 1,37 тыс. штук на начало этого года. Ростовская область также активно осваивает это направление — 640 зарегистрированных электрокаров и 497 гибридных автомобилей по состоянию на 1 января 2023 года.

Однако, чтобы развивать электротранспорт, необходимо расширять сеть электрозарядных станций. О том, как это происходит в Ростове-на-Дону и на Юге в целом, рассказал в интервью «Эксперту Юг» директор компании «Скат-Электро» Евгений Долматов.


— Насколько нам известно, сейчас проект создания сети электрозаправок в Ростове-на-Дону находится в стадии разработки. Это так?

— Если говорить об электрозарядных станциях, которые будут располагаться в местах общего пользования, то на данном этапе идет подбор и согласование перечня мест, где эти станции будут установлены. Следующим шагом станет обсуждение условий присоединения станций на этих объектах и в дальнейшем — установки, чтобы жители и гости Ростова-на-Дону могли этим пользоваться. Это новая, современная история для нашего города.

— Сколько таких станций появится в Ростове-на-Дону?

— Если речь идет об установке в общедоступных местах, — паркинги торговых и бизнес-центров, парки культуры и отдыха — мы обсуждали этот вопрос на Совете по инвестициям, анализировали потребности города в этом направлении сегодня. Мы исходили из количества электромобилей, динамики роста этого показателя и т.д. По нашим подсчетам, необходимо поставить примерно 180-200 станций.

— Речь идет о быстрых и медленных зарядных станциях?

— На наш взгляд, 80% этих станций должны быть медленными. Такие станции заряжают автомобиль в так называемом “щадящем режиме” переменным током мощностью до 11 кВт. Процесс зарядки занимает в среднем два-три часа, иногда четыре. Такое решение создает меньшую нагрузку на городские электросети. И сама зарядка происходит в более щадящем режиме для аккумуляторов электрокаров. Таких станций можно установить больше, обеспечив тем самым потребности в электрозаряде большего числа электромобилей.

На данный момент в Ростове-на-Дону уже установлено несколько зарядных станций так называемого быстрого типа. Они заряжают мощностью до 150 кВт постоянным током. Сейчас в городе присутствуют такие станции от разных операторов. К примеру, быстрые станции есть в торговых центрах «Мега», «Рио», а также рядом с автосалонами, которые продают электрокары.

Во втором варианте время зарядки занимает в среднем 20-30 минут, но, как правило, когда автомобиль уже зарядился, его владелец еще долгое время находится в торговом центре и не спешит, из-за чего у зарядных станций возникают очереди. Я лично сталкивался с такими ситуациями.

— Во сколько обойдется проект по установке около 200 станции, и какие сроки подребуются для его реализации?

— На данном этапе стоимость этого проекта составляет порядка 20 млн рублей.

Пока мы планируем завершить проект до 2026 года, но, конечно, заинтересованы реализовать его быстрее. Мы считаем, что установка электрозарядных станций, в том числе повысит туристическую привлекательность города. Ростов географически расположен очень удачно, и через наш регион проезжает большое количество отдыхающих.

— С 2021 года Минэнерго компенсирует затраты на строительство быстрых электрозарядных станций с минимальной пиковой мощностью 150 кВт. Получается, что на медленные станции софинансирование не распространяется?

— Пока нам неизвестно, есть ли какие-либо меры поддержки для производителей медленных зарядных станций. Когда мы собирали и анализировали ситуацию на этом рынке, такой информации не было. Сейчас есть данные лишь о софинансировании создания быстрых станций. Собственно, поэтому многие производители и инвесторы чаще заинтересованы в создании такого вида станций. Медленные пока остаются в стороне. Хотя с января могут ужесточить требования к быстрым электрозаправкам, предпочтение будет отдаваться отечественным станциям.

— Вы отмечаете, что спрос на электрозарядные станции и, следовательно, на электрокары на Юге заметно растет?

— Сегодня это перспективное направление, но количество игроков на этом рынке можно пересчитать по пальцам одной руки. В этом году отрасль демонстрирует положительную динамику. Если раньше электрозарядные станции воспринимали как некую экзотику, то сейчас мы видим развитие этой сферы большими темпами, так как в целом увеличивается спрос на электроавтомобили.

В настоящее время они популярны. В автосалонах, насколько мне известно, даже возникают небольшие очереди при оформлении заказов. Дилеры в Ростове-на-Дону и на Юге в целом стараются поддерживать в своем ассортименте электрокары и гибридные автомобили, где ведущим является электрический двигатель.

— Что касается оборудования и комплектующих, вы взаимодействуете с отечественными производителями?

— В большей степени мы используем отечественные комплектующие. И это очень тяжелый, трудоемкий процесс. Из-за колебания валютного курса и возникающих проблем с логистикой порой легче приобретать продукцию у зарубежных партнеров. Но мы, посоветовавшись с коллегами, решили пойти другим путем и наладили взаимодействие с отечественными производителями. Мы изучали рынок, чтобы понять, что мы можем заказать в России и непосредственно в Ростовской области.

Для нас особенно важно качество корпусов наших станций. Класс защиты наших корпусов от пыли и влаги — IP54. Мы сейчас обсуждаем этот момент с двумя поставщиками. Нам необходимо серийное производство корпусов, отвечающих именно таким требованиям.

Есть отдельные комплектующие, как например, микроэлектроника, которые пока поставляются из Азии. Что-то мы приобретаем у Белоруссии. Они сейчас производят много компонентной базы. К слову, в середине октября в Сочи, в Сириусе, пройдет выставка микроэлектроники. Наши коллеги туда поедут, чтобы заключить новые деловые контракты.

При этом на данном этапе мы используем производственные мощности компании «Бастион», работаем на их площадке. В планах — оборудовать отдельный производственный корпус.

— Какова роль именно вашей компании в цепочке создания электрозарядных станций?

— Все начинается с идеи — осознания, как это должно работать. Как, например, должна компоноваться база в корпусе станций, какие должны быть платы, где они производятся. Радует, что их сейчас стали производить в России — серийно, стабильно и качественно. Мы работаем с двумя такими заводами.

На производственном участке у нас происходит монтаж разного уровня. Здесь же происходит настройка всей компонентной базы в корпусе, проверка в лаборатории, входное тестирование на реальном электромобиле. И только после этого продукция упаковывается в тару и отгружается клиенту.

Ранее вы упомянули туристическую привлекательность Дона. Однако часто мы слышим, что у владельцев электрокаров за пределами крупных городов почти нет возможности заправить свой автомобиль? Как складывается ситуация сейчас?

— Ситуация с электрозаправками на Юге сейчас складывается гораздо лучше, чем еще год назад. Если грамотно построить маршрут, то можно спокойно доехать из одного города в другой, например, на автомобиле Nissan leaf, одного заряда хватает до 200 км. Можно доехать и на больших, премиальных электромобилях, а там расход электроэнергии составляет 500-600 км. Речь идет не о гибридах, а именно о “чистых” электромобилях.

Также есть несколько приложений, которые позволяют отслеживать в режиме реального времени, какие станции работают, как платные и бесплатные. Кроме того, «Скат-Электро» сейчас тестирует свое приложение.

Недавно ко мне обратился владелец отеля, расположенного вдоль дороги в направлении Кавминвод, с вопросом, может ли он установить у себя нашу станцию. Этот человек прекрасно понимает, что появление этой станции на картах, на Яндекс картах и в других приложениях, усилит туристический поток, а, следовательно, принесет дополнительную прибыль владельцу.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .