Поделиться
Если же брать объективную сторону дела, то по итогам прошлого года Дагестан, наверное, впервые за много лет появился в федеральной новостной повестке с внушающей немалый оптимизм новостью: на фоне промышленного спада в целом по стране республика продемонстрировала рекордный среди регионов России рост индустрии на 37,5%. Ещё пара лет столь же быстрого движения — и чаемая руководством страны новая индустриализация здесь станет реальностью.
Ресурсы развития и в промышленности, и в других отраслях в республике действительно огромны: в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России «Эксперт РА» именно у Дагестана наибольшая дистанция между потенциалом (26-е место) и рисками (79-е место). Работы по ликвидации этого разрыва хватит на много лет, если не десятилетий, и Рамазан Абдулатипов может войти в историю как руководитель республики, заложивший на этом пути стратегические приоритеты. Но для этого ещё требуется продемонстрировать убедительные результаты в борьбе с давними «болевыми точками» Дагестана — экстремизмом, коррупцией и безработицей. А здесь республика находится только в начале пути.
«Достучаться» до людей
— Как вы оцениваете предварительные итоги первого года работы во главе республики?— Приняв решение возглавить Дагестан, я понимал, что будет трудно. Надо было в первую очередь «достучаться» до людей, донести до них идеи обновления и консолидации, заставить поверить в необходимость реформ во имя будущего республики. Ведь осознать — значит уже наполовину сделать. Думаю, что первые наши шаги были правильными и в целом удачными. Мы сформировали команду, определились с важнейшими приоритетами в деятельности правительства. С самого начала мы ощущали поддержку руководства страны и СКФО, ведь Дагестан стратегически «встроен» в рамки социально-экономических преобразований в округе. Была поставлена ключевая задача — вывести республику из кризисного состояния и сформировать условия для её развития.
— Можно ли говорить, что предпосылки для этого уже созданы?
— Наше главное достижение за минувший период — то, что нам удалось, укрепив управляемость власти, придать динамику развитию Дагестана, создать задел для последующей работы. Как стало ясно за прошедший год с небольшим, наш подход оказался продуктивным. В республике формируются инвестиционные площадки для привлечения бизнеса, открываются новые заводы, агропромышленные предприятия.
— Как это сказалось на макроэкономических показателях?
— Уже спустя восемь-девять месяцев в республике стал наблюдаться экономический рост, который продолжается и сегодня. По оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов федерации, осуществлённой Минрегионом, Дагестан занял 34-е место в стране, поднявшись всего за год на 22 пункта. По уровню модернизации системы здравоохранения Дагестан занял шестое место. Возросло поступление налогов: по темпам налоговых сборов мы вышли на четвёртое место в России. И в целом 2013 год был достаточно успешным. Объём ВРП увеличился на 10,9 процента, составив 427 миллиардов рублей. Объём инвестиций в основной капитал составил 178,3 миллиарда рублей — это на 9,3 процента больше 2012 года. Достигнуты хорошие показатели в промышленности, сельском хозяйстве. Например, мы произвели зернав 1,7 раза больше, чем в 2012 году, винограда — в 2,3 раза.
— На каких направлениях пока не удалось достичь заметных результатов?
— Перечислять достижения можно долго, но по ряду направлений нашему правительству предстоит ещё немало потрудиться. Очень часто меня не устраивают темпы работы по намеченным планам и проектам, отсутствие ощутимых для большинства дагестанцев результатов. Я имею в виду, в частности, результаты антикоррупционной деятельности, за что отвечает и наше министерство юстиции. Мы вправе ждать более эффективной работы от минздрава республики, особенно в части оказания поликлинической помощи и в целом повышения квалификации медицинских кадров. Многое ещё предстоит сделать минобрнауки и молодёжной политики Дагестана, чтобы очистить школы от неэффективных руководителей и учителей, повысить качество образования. Буквально непочатый край работы и у министерства строительства, архитектуры и ЖКХ: это и наведение порядка в формировании фонда аварийного жилья, и ускорение темпов формирования Махачкалинско-Каспийской агломерации, и разработка муниципальных программ развития систем инфраструктуры ЖКХ. Можно назвать и недостаточно эффективную работу в части управления государственным имуществом, в том числе в сфере функционирования разного рода ГУПов. Разумеется, нельзя забывать, что одной из самых главных и ответственных задач для нас было и остаётся обеспечение безопасности, противодействие экстремизму и терроризму. Здесь, думаю, рано подводить какие-то, даже промежуточные, итоги — это системная, напряжённая работа не одного года, хотя и тут в последнее время удалось добиться определённых сдвигов.
Стратегическая дискуссия
— Возглавив Дагестан, вы предложили в качестве собственной программы действий десятку «приоритетных проектов», которая вызвала серьёзную дискуссию в прессе и экспертном сообществе. Как за это время изменилось ваше видение задач, связанных с реализацией приоритетных проектов?— Приоритетные проекты затрагивают все стороны жизни республики и тесно связаны между собой. В любом деле очень важно определять ориентиры, и в этом смысле мой взгляд на суть приоритетных проектов или направлений развития Дагестана остаётся неизменным. Результатом их реализации должен стать экономический прорыв — к благополучию, стабильности, культуре, безопасности. Без него все наши разговоры и планы останутся лишь благими намерениями. Другое дело — как на практике нам удаётся справляться с поставленными задачами. Задав определённый вектор, ему необходимо следовать, хотя порой этому мешает инертность дагестанского общества, неповоротливость бюрократии.
— Насколько обоснованными, по вашему мнению, были аргументы тех, кто критиковал предложенные вами приоритетные проекты развития?
— Приоритетные проекты действительно стали одной из самых обсуждаемых тем прошлого года в нашей прессе, да и в интернете: кто только не распространялся на тему, нужны ли они, эффективны ли, как они вообще выглядят, не пиар ли это и так далее. Я отношусь к этому спокойно — нас не должно это смущать, да и вообще широкое обсуждение хода реализации приоритетных проектов, на мой взгляд, имеет большое значение. Нам необходима поддержка, нужен определённый общественный заказ на предпринимаемые шаги. И такой заказ, несомненно, имеется. В обсуждении приоритетных проектов участвуют общественные организации, учёные, эксперты — среди них есть и скептики. И хотя при этом высказываются мнения, которые расходятся с официально принятой точкой зрения, органам государственной власти нужно прислушаться к дискуссии, оценить объективность общественной экспертизы, признать необходимость эффективного взаимодействия с бизнесом и гражданскими институтами.
— Есть ли уже признаки того, что власть действительно прислушивается?
— Весной у нас прошёл первый форум — стратегическая сессия «Роль гражданского общества и научно-экспертного сообщества в реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан». Эта площадка должна была выявить конструктивно мыслящих, профессионально подготовленных, инициативных граждан, представителей научно-экспертного сообщества, способных к продуктивному партнёрству с властью в процессе реализации приоритетных проектов. Думаю, в целом такую задачу форум выполнил: мы почувствовали поддержку, стремление общественности участвовать в работе.
— Насколько приоритеты, обозначенные в проектах, учитывают положения Стратегии социально-экономического развития республики до 2025 года, принятой в 2011 году? Считаете ли вы, что этот документ нуждается в коррективах?
— Разумеется, при разработке приоритетных проектов учитывались стратегические цели развития республики, главная из которых — повышение качества жизни дагестанцев на основе роста конкурентоспособности региона, устойчивого экономического развития и безопасности. На первом этапе была подготовлена необходимая нормативно-правовая база для реализации стратегии. В настоящее время необходимо провести фундаментальный анализ состояния экономики республики, пересмотреть разработанные ранее стратегические планы. В целом они отражают реальную ситуацию, но с точки зрения тактического применения, конечно, необходимо их доработать. Поэтому мы пришли к выводу о целесообразности работы по программе на один год и последующие три года. Темпы развития республики и динамика социально-экономического развития также говорят о необходимости внесения некоторых корректировок.
— Один из приоритетных проектов называется «Создание “точек роста” Республики Дагестан». О каких именно точках роста идёт речь? Какие результаты здесь уже достигнуты и планируются в будущем?
— Целью этого проекта является создание условий и конкурентной среды, способствующих сбалансированному устойчивому развитию, оживлению источников формирования экономики Дагестана. С самого начала нам было важно определиться со стратегией и институтами развития, наладить эффективную работу по привлечению инвестиций в наиболее перспективные, конкурентоспособные отрасли. К таким ключевым отраслям экономики были отнесены агропромышленный комплекс, промышленность, реализация крупных энергетических проектов федерального масштаба, развитие транспортной инфраструктуры и логистики. Как показал прошедший год, наш подход оказался продуктивным. В республике формируются инвестиционные площадки для привлечения бизнеса, открываются новые заводы, агропромышленные предприятия. Это и Каспийский завод листового стекла, и завод по производству томатной пасты, который построен ООО «Дагагрокомплекс» в Кизлярском районе; в этом же районе организовано предприятие по производству чёрной икры. Мы приступили к реализации первого этапа проекта агротехнопарка «АгроДагИталия», предусматривающего создание мегаптицекомплекса в Бабаюртовском районе. Всего за 2013 год реализовано 10 инвестиционных проектов на сумму свыше 11 миллиардов рублей, создано более 2 тысяч рабочих мест. Сегодня инвестиционный портфель республики «весит» более 350 миллиардов рублей, идёт реализация 45 инвестпроектов, 33 из них имеют статус приоритетных. Созданы 9 инвестиционных площадок, инженерная инфраструктура которых обустраивается за счёт бюджета.
Драйверы новой индустриализации
— В прошлом году в Дагестане, после обеспечения гособоронзаказом завода «Дагдизель», был зафиксирован рекордный для России индекс промышленного производства. В то же время аналитики говорят, что при реализации крупных промышленных проектов, заявленных в Дагестане, доля индустрии в экономике республики существенно не вырастет. Какой, по вашему мнению, должна быть оптимальная тактика новой индустриализации в регионе?— Ещё в начале прошлого года мы определились с тем, что новая индустриализация Дагестану жизненно необходима. Один из десяти приоритетных проектов развития республики так и называется. Сейчас мы действуем в соответствии с Меморандумом об ускоренном экономическом развитии Республики Дагестан, который был подписан в 2013 году на Петербургском международном экономическом форуме. В этом году запускаем две очень важные программы на 2014-2018 годы: «Модернизация промышленности Республики Дагестан» и «Развитие научно-технического и инновационного потенциала Республики Дагестан». На эти цели из республиканского бюджета выделено 152,3 миллиона рублей. А на развитие инженерной инфраструктуры инвестиционных площадок в бюджете республики предусмотрено порядка миллиарда рублей.
— В этом году промышленность растёт столь же высокими темпами?
— В начале июня на заседании по вопросам развития промышленности, которое провёл полномочный представитель президента в СКФО Сергей Меликов, отмечалось, что наибольшие темпы роста промышленного производства среди всех регионов, входящих в состав округа, достигнуты в Дагестане. Этот результат для нас, безусловно, приятный. И дело здесь не только в оборонзаказе «Дагдизеля» — подавляющее большинство наших промышленных предприятий показывает положительную динамику. Это, например, ОАО «Завод имени Гаджиева», где в 2013 году темпы роста составили 130,7 процента, а за четыре первых месяца 2014 года — 164,3 процента. Это и концерн КЭМЗ в Кизляре, где за этот же период темпы роста возросли до 156,5 процента. В целом индекс промпроизводства за январь-апрель 2014 года составил 124 процента. Правительство Дагестана прогнозирует сохранить достаточно высокие темпы роста промышленного производства с индексом не ниже 114 процентов.
— После смены руководства Дагестана в республике заметно снизилась влиятельность прежнего «инвестора номер один» Сулеймана Керимова, но при этом возросла активность другого известного бизнесмена дагестанского происхождения — Зиявудина Магомедова и его группы «Сумма». Какой вам в данный момент видится наиболее оптимальная схема взаимодействия руководства республики с крупным бизнесом?
— Можно согласиться, что в какой-то период чья-то активность могла снизиться, а у кого-то, наоборот, выйти на первый план. Но это бизнес, это конкретные соображения, обстоятельства — словом, это жизнь. Главное, к чему мы пришли, это понимание целесообразности совместной работы, партнёрства власти и бизнеса, результатом которых должно стать обустройство и благополучие Дагестана. Есть и конкретные точки совместного приложения сил: например, развитие Махачкалинского морского торгового порта совместными усилиями компании «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова и группы «Сумма», а также реконструкция махачкалинского аэропорта. Мы в равной степени дорожим участием каждого инвестора, который имеет желание вкладываться в республику, и я не раз повторял, что и Сулейман Керимов, и Зиявудин Магомедов многого достигли, оба — очень способные люди, оба по-настоящему любят Дагестан и хотят приносить ему реальную пользу. И уже приносят: как известно, Сулейман Керимов выступил инвестором масштабного проекта строительства Каспийского завода листового стекла. Ряд инвестпроектов реализует и группа «Сумма», в том числе в дорожном хозяйстве: введён асфальтобетонный завод в Кумторкалинском районе, два завода появятся в Хунзахском и Лакском районах, ещё один — на юге республики. В целом в дорожно-строительную сферу республики «Сумма» планирует вложить около 700 миллионов рублей. Зиявудин Магомедов, к нашему удовлетворению, выступает и как меценат, содействуя развитию культуры. Благодаря ему отреставрирован музей изобразительных искусств, снят фильм о Расуле Гамзатове. Группа «Сумма» участвует в софинансировании ряда проектов в рамках подготовки к 2000-летию Дербента. Кроме того, благотворительным фондом «ПЕРИ» Зиявудина Магомедова в республике создан успешно работающий бизнес-инкубатор Plug&Play Dagestan.
— Как правительство Дагестана намерено использовать такой редкий повод, как грядущий в следующем году юбилей Дербента? Для вас это возможность прежде всего провести модернизационные работы, или привлечь внимание федерального центра к развитию республики в целом?
— Юбилей требует больших усилий по реставрации и реконструкции города, его исторических сооружений, улучшению архитектурного облика. Ещё в августе 2013 года прошёл международный культурно-исторический фестиваль «Дербент на перекрёстке цивилизаций». Министерство культуры России объявило открытые конкурсы на проведение реконструкции стен Дербентской крепости и других исторических объектов города. В рамках республиканской инвестиционной программы в бюджете Дагестана предусмотрены средства на модернизацию паркового хозяйства и дорожной сети Дербента: будут построены современные дороги и гостиницы. Подлежат реконструкции 15 улиц и пять парков города, ряд культурно-исторических объектов. Объём финансирования мероприятий по подготовке к юбилею составляет 1,2 миллиарда рублей из федерального бюджета и 526 миллионов рублей — из республиканского. Но этого недостаточно, поэтому нужно, чтобы к работе подключались и частные инвесторы.
Финансовые дилеммы
— Какова ваша позиция в отношении событий, происходящих на банковском рынке Дагестана? Может ли руководство республики оказать влияние на фактически репрессивную политику ЦБ РФ в отношении региональных банков?— Мы очень внимательно следим за развитием банковского сектора республики. Совсем недавно Дагестан занимал одно из первых мест в России по количеству банков, но, к сожалению, это мало влияло на возможности кредитования бизнеса в республике, особенно малого и среднего. Нам всем понятно, с чем это было связано. Ясно и то, что упомянутые вами меры Центробанка — это общая политика руководства Банка России не только в отношении кредитных организаций республик, входящих в состав СКФО. Она охватывает все регионы страны и направлена на противодействие отмыванию доходов, получаемых преступным путём. Поэтому, думаю, говорить о «репрессиях» не совсем правильно, и тем более бесперспективно пытаться каким-либо образом сдерживать плановую работу Центробанка. В то же время считаю, что предстоит ещё много работы, особенно правительства республики, для привлечения в Дагестан системообразующих крупных банков и их филиалов. У нас много крупных проектов, реализация которых откладывается из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов. Получить крупный кредит местному бизнесу чрезвычайно сложно: решение очень часто затягивается на годы, внешний инвестор теряет интерес и уходит из региона. Над решением этих вопросов сейчас необходимо работать в первую очередь.
— В прошлом году в Дагестане произошло значительное увеличение объёма госдолга: для погашения бюджетного дефицита правительству республики пришлось брать крупный кредит в Сбербанке и объявить о начале масштабной приватизации ГУПов. Какие меры сегодня предпринимаются руководством Дагестана для стабилизации финансовой сферы?
— На 1 января государственный долг республики равнялся 13,7171 миллиарда рублей, его увеличение произошло в силу объективных причин. В связи с дефицитом к концу финансового года мы привлекли кредиты из федерального бюджета в объёме трёх миллиардов рублей, ещё пять миллиардов заимствовали у коммерческих банков. В январе-феврале кредиты перед банками были полностью погашены, и сегодня наш госдолг составляет 8,7171 миллиарда рублей, что соответствует Бюджетному кодексу РФ.
В целях увеличения собственных доходных источников бюджета и, как следствие, стабилизации финансовой сферы нами осуществляются мероприятия в рамках приоритетного проекта «Обеление экономики». В республике образован координационный совет по вопросам укрепления финансово-бюджетной и налоговой дисциплины, задачи которого — достижение устойчивой положительной динамики развития налоговой базы, выявление резервов роста доходной базы бюджета. В 2013 году рост доходов бюджета Республики Дагестан по сравнению с 2012 годом составил 116 процентов, а прогнозируемый рост текущего года — 129 процентов, в том числе в республиканский бюджет РД — 136 процентов. Снижение дотационности при этом предполагается с 69 процентов в 2013 году до 60,4 процента. В целом же за 10 последних лет уровень дотационности снизился почти на 20 процентов.
— Какие плоды должна принести программа приватизации госпредприятий?
— Это один из механизмов повышения доходной части бюджета. Мы намерены сохранить лишь эффективно работающие ГУПы, а все прочие преобразовать в акционерные общества. Недавно наше профильное министерство завершило работу по созданию реестра имущества республики, куда внесено порядка 29 тысяч объектов. В прогнозный план приватизации госимущества на 2014 год и на период до 2016 года включено 41 госпредприятие. В мае прошли весьма выгодные для республики открытые торги, по результатам которых пакет акций ОАО «Автовокзал» в Махачкале был продан более чем за 252 миллиона рублей, превысив начальную цену в 2,5 раза. Помимо прочего, планируется приватизировать газовые сети Дагестана протяжённостью свыше 3 тысяч километров, в результате республиканский бюджет получит более 3 миллиардов рублей.
Вечный вопрос
— Практически сразу после вашего назначения руководителем Дагестана в республике началась масштабная антикоррупционная кампания. Как вы оцениваете её результаты?— С первого же дня своей работы я обозначил курс, направленный на очищение власти от коррупции и криминала. Много ездил и езжу по республике, знаю ситуацию на местах, прямо говорю чиновникам о бездействии и моральной нечистоплотности. И впредь намерен работать так же. В Дагестане трудно найти человека, который не порицал бы коррупцию, и в то же время практически всё общество продолжает поддерживать укоренившиеся коррупционные схемы многочисленными взятками — чтобы устроить ребёнка в детский сад, получить справку, сдать экзамены. Разумеется, есть и более крупные злоупотребления. Борьба с этими явлениями идёт, примеры тому есть — задержан ряд глав муниципальных образований, прошли проверки в одном из самых коррумпированных вузов республики — Дагмедакадемии. Однако говорить о каких-то серьёзных результатах преждевременно. Работа продолжается, и дальше будет только одно твёрдое направление — искоренение коррупции из жизни дагестанского общества. Мы намерены применять более эффективные меры по созданию правовых и организационно-управленческих антикоррупционных механизмов, в том числе в отдельных отраслях экономики, уже сегодня ужесточаем требования к профессиональному уровню управленцев. Большая работа предстоит и в связи с нарушениями в сфере госзакупок. По данным общероссийской общественной организации «Безопасное Отечество», которая составила рейтинг коррумпированности регионов в сфере государственных закупок по итогам 2013 года, Дагестан оказался в первой тройке самых коррумпированных регионов — после Чеченской Республики и Чукотского автономного округа. Этот позорный для нас результат необходимо искоренить.
— Не приходится ли выбирать между антикоррупционной компанией и экономическим развитием?
— Такой дилеммы передо мной нет. Я убеждён, что именно коррупция угрожает экономическому развитию любой страны, региона, нарушает принципы равенства перед законом, порождает недоверие к власти. А я сегодня очень дорожу доверием общества, которое поддерживает наши начинания, и мы не имеем права обмануть ожидания людей.