Фундамент нового курса

ЭКСПЕРТ ЮГ №27-28 (317) 2014
1388
17 минут

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов убеждён, что в республике, несмотря на её известные проблемы, уже созданы условия для динамичного развития экономики. Особые ожидания дагестанского руководства связаны с промышленностью, которая второй год подряд демонстрирует двузначные темпы роста

Фундамент нового курса

Поделиться
Наверное, ни один из нынешних руководителей Северного Кавказа не получал столь полярных оценок своей деятельности, как глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Причём — за очень короткий срок: он возглавил республику всего полтора года назад. Охарактеризовав положение дел в регионе как критическое, Абдулатипов с ходу предложил собственную программу действий в виде десятки «приоритетных проектов», а свою главную цель обозначил: «обновить Дагестан, отмыть Дагестан, очистить Дагестан». Именно в этом контексте в республике немедленно началась масштабная антикоррупционная кампания, которая быстро привела к смещению многих руководителей, ранее казавшихся «непотопляемыми». Уже одно это обстоятельство породило серьёзную критику начинаний Абдулатипова, которого недоброжелатели подозревали и подозревают в популизме и стремлении выдавать желаемое за действительное.

Если же брать объективную сторону дела, то по итогам прошлого года Дагестан, наверное, впервые за много лет появился в федеральной новостной повестке с внушающей немалый оптимизм новостью: на фоне промышленного спада в целом по стране республика продемонстрировала рекордный среди регионов России рост индустрии на 37,5%. Ещё пара лет столь же быстрого движения — и чаемая руководством страны новая индустриализация здесь станет реальностью.

Ресурсы развития и в промышленности, и в других отраслях в республике действительно огромны: в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России «Эксперт РА» именно у Дагестана наибольшая дистанция между потенциалом (26-е место) и рисками (79-е место). Работы по ликвидации этого разрыва хватит на много лет, если не десятилетий, и Рамазан Абдулатипов может войти в историю как руководитель республики, заложивший на этом пути стратегические приоритеты. Но для этого ещё требуется продемонстрировать убедительные результаты в борьбе с давними «болевыми точками» Дагестана — экстремизмом, коррупцией и безработицей. А здесь республика находится только в начале пути.

«Достучаться» до людей

— Как вы оцениваете предварительные итоги первого года работы во главе республики?
— Приняв решение возглавить Дагестан, я понимал, что будет трудно. Надо было в первую очередь «достучаться» до людей, донести до них идеи обновления и консолидации, заставить поверить в необходимость реформ во имя будущего республики. Ведь осознать — значит уже наполовину сделать. Думаю, что первые наши шаги были правильными и в целом удачными. Мы сформировали команду, определились с важнейшими приоритетами в деятельности правительства. С самого начала мы ощущали поддержку руководства страны и СКФО, ведь Дагестан стратегически «встроен» в рамки социально-экономических преобразований в округе. Была поставлена ключевая задача — вывести республику из кризисного состояния и сформировать условия для её развития.

— Можно ли говорить, что предпосылки для этого уже созданы?
— Наше главное достижение за минувший период — то, что нам удалось, укрепив управляемость власти, придать динамику развитию Дагестана, создать задел для последующей работы. Как стало ясно за прошедший год с небольшим, наш подход оказался продуктивным. В республике формируются инвестиционные площадки для привлечения бизнеса, открываются новые заводы, агропромышленные предприятия.

— Как это сказалось на макроэкономических показателях?
— Уже спустя восемь-девять месяцев в республике стал наблюдаться экономический рост, который продолжается и сегодня. По оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов федерации, осуществлённой Минрегионом, Дагестан занял 34-е место в стране, поднявшись всего за год на 22 пункта. По уровню модернизации системы здравоохранения Дагестан занял шестое место. Возросло поступление налогов: по темпам налоговых сборов мы вышли на четвёртое место в России. И в целом 2013 год был достаточно успешным. Объём ВРП увеличился на 10,9 процента, составив 427 миллиардов рублей. Объём инвестиций в основной капитал составил 178,3 миллиарда рублей — это на 9,3 процента больше 2012 года. Достигнуты хорошие показатели в промышленности, сельском хозяйстве. Например, мы произвели зернав 1,7 раза больше, чем в 2012 году, винограда — в 2,3 раза.

— На каких направлениях пока не удалось достичь заметных результатов?
— Перечислять достижения можно долго, но по ряду направлений нашему правительству предстоит ещё немало потрудиться. Очень часто меня не устраивают темпы работы по намеченным планам и проектам, отсутствие ощутимых для большинства дагестанцев результатов. Я имею в виду, в частности, результаты антикоррупционной деятельности, за что отвечает и наше министерство юстиции. Мы вправе ждать более эффективной работы от минздрава республики, особенно в части оказания поликлинической помощи и в целом повышения квалификации медицинских кадров. Многое ещё предстоит сделать минобрнауки и молодёжной политики Дагестана, чтобы очистить школы от неэффективных руководителей и учителей, повысить качество образования. Буквально непочатый край работы и у министерства строительства, архитектуры и ЖКХ: это и наведение порядка в формировании фонда аварийного жилья, и ускорение темпов формирования Махачкалинско-Каспийской агломерации, и разработка муниципальных программ развития систем инфраструктуры ЖКХ. Можно назвать и недостаточно эффективную работу в части управления государственным имуществом, в том числе в сфере функционирования разного рода ГУПов. Разумеется, нельзя забывать, что одной из самых главных и ответственных задач для нас было и остаётся обеспечение безопасности, противодействие экстремизму и терроризму. Здесь, думаю, рано подводить какие-то, даже промежуточные, итоги — это системная, напряжённая работа не одного года, хотя и тут в последнее время удалось добиться определённых сдвигов.

Стратегическая дискуссия

— Возглавив Дагестан, вы предложили в качестве собственной программы действий десятку «приоритетных проектов», которая вызвала серьёзную дискуссию в прессе и экспертном сообществе. Как за это время изменилось ваше видение задач, связанных с реализацией приоритетных проектов?
— Приоритетные проекты затрагивают все стороны жизни республики и тесно связаны между собой. В любом деле очень важно определять ориентиры, и в этом смысле мой взгляд на суть приоритетных проектов или направлений развития Дагестана остаётся неизменным. Результатом их реализации должен стать экономический прорыв — к благополучию, стабильности, культуре, безопасности. Без него все наши разговоры и планы останутся лишь благими намерениями. Другое дело — как на практике нам удаётся справляться с поставленными задачами. Задав определённый вектор, ему необходимо следовать, хотя порой этому мешает инертность дагестанского общества, неповоротливость бюрократии.

— Насколько обоснованными, по вашему мнению, были аргументы тех, кто критиковал предложенные вами приоритетные проекты развития?
— Приоритетные проекты действительно стали одной из самых обсуждаемых тем прошлого года в нашей прессе, да и в интернете: кто только не распространялся на тему, нужны ли они, эффективны ли, как они вообще выглядят, не пиар ли это и так далее. Я отношусь к этому спокойно — нас не должно это смущать, да и вообще широкое обсуждение хода реализации приоритетных проектов, на мой взгляд, имеет большое значение. Нам необходима поддержка, нужен определённый общественный заказ на предпринимаемые шаги. И такой заказ, несомненно, имеется. В обсуждении приоритетных проектов участвуют общественные организации, учёные, эксперты — среди них есть и скептики. И хотя при этом высказываются мнения, которые расходятся с официально принятой точкой зрения, органам государственной власти нужно прислушаться к дискуссии, оценить объективность общественной экспертизы, признать необходимость эффективного взаимодействия с бизнесом и гражданскими институтами.

— Есть ли уже признаки того, что власть действительно прислу­шивается?
— Весной у нас прошёл первый форум — стратегическая сессия «Роль гражданского общества и научно-экспертного сообщества в реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан». Эта площадка должна была выявить конструктивно мыслящих, профессионально подготовленных, инициативных граждан, представителей научно-экспертного сообщества, способных к продуктивному партнёрству с властью в процессе реализации приоритетных проектов. Думаю, в целом такую задачу форум выполнил: мы почувствовали поддержку, стремление общественности участвовать в работе.

— Насколько приоритеты, обозначенные в проектах, учитывают положения Стратегии социально-экономического развития республики до 2025 года, принятой в 2011 году? Считаете ли вы, что этот документ нуждается в коррективах?
— Разумеется, при разработке приоритетных проектов учитывались стратегические цели развития республики, главная из которых — повышение качества жизни дагестанцев на основе роста конкурентоспособности региона, устойчивого экономического развития и безопасности. На первом этапе была подготовлена необходимая нормативно-правовая база для реализации стратегии. В настоящее время необходимо провести фундаментальный анализ состояния экономики республики, пересмотреть разработанные ранее стратегические планы. В целом они отражают реальную ситуацию, но с точки зрения тактического применения, конечно, необходимо их доработать. Поэтому мы пришли к выводу о целесообразности работы по программе на один год и последующие три года. Темпы развития республики и динамика социально-экономического развития также говорят о необходимости внесения некоторых корректировок.

— Один из приоритетных проектов называется «Создание “точек роста” Республики Дагестан». О каких именно точках роста идёт речь? Какие результаты здесь уже достигнуты и планируются в будущем?
— Целью этого проекта является создание условий и конкурентной среды, способствующих сбалансированному устойчивому развитию, оживлению источников формирования экономики Дагестана. С самого начала нам было важно определиться со стратегией и институтами развития, наладить эффективную работу по привлечению инвестиций в наиболее перспективные, конкурентоспособные отрасли. К таким ключевым отраслям экономики были отнесены агропромышленный комплекс, промышленность, реализация крупных энергетических проектов федерального масштаба, развитие транспортной инфраструктуры и логистики. Как показал прошедший год, наш подход оказался продуктивным. В республике формируются инвестиционные площадки для привлечения бизнеса, открываются новые заводы, агропромышленные предприятия. Это и Каспийский завод листового стекла, и завод по производству томатной пасты, который построен ООО «Дагагрокомплекс» в Кизлярском районе; в этом же районе организовано предприятие по производству чёрной икры. Мы приступили к реализации первого этапа проекта агротехнопарка «АгроДагИталия», предусматривающего создание мегаптицекомплекса в Бабаюртовском районе. Всего за 2013 год реализовано 10 инвестиционных проектов на сумму свыше 11 миллиардов рублей, создано более 2 тысяч рабочих мест. Сегодня инвестиционный портфель республики «весит» более 350 миллиардов рублей, идёт реализация 45 инвестпроектов, 33 из них имеют статус приоритетных. Созданы 9 инвестиционных площадок, инженерная инфраструктура которых обустраивается за счёт бюджета.

Драйверы новой индустриализации

— В прошлом году в Дагестане, после обеспечения гособоронзаказом завода «Дагдизель», был зафиксирован рекордный для России индекс промышленного производства. В то же время аналитики говорят, что при реализации крупных промышленных проектов, заявленных в Дагестане, доля индустрии в экономике республики существенно не вырастет. Какой, по вашему мнению, должна быть оптимальная тактика новой индустриализации в регионе?
— Ещё в начале прошлого года мы определились с тем, что новая индустриализация Дагестану жизненно необходима. Один из десяти приоритетных проектов развития республики так и называется. Сейчас мы действуем в соответствии с Меморандумом об ускоренном экономическом развитии Республики Дагестан, который был подписан в 2013 году на Петербургском международном экономическом форуме. В этом году запускаем две очень важные программы на 2014-2018 годы: «Модернизация промышленности Республики Дагестан» и «Развитие научно-технического и инновационного потенциала Республики Дагестан». На эти цели из республиканского бюджета выделено 152,3 миллиона рублей. А на развитие инженерной инфраструктуры инвестиционных площадок в бюджете республики предусмотрено порядка миллиарда рублей.

— В этом году промышленность растёт столь же высокими темпами?
— В начале июня на заседании по вопросам развития промышленности, которое провёл полномочный представитель президента в СКФО Сергей Меликов, отмечалось, что наибольшие темпы роста промышленного производства среди всех регионов, входящих в состав округа, достигнуты в Дагестане. Этот результат для нас, безусловно, приятный. И дело здесь не только в оборонзаказе «Дагдизеля» — подавляющее большинство наших промышленных предприятий показывает положительную динамику. Это, например, ОАО «Завод имени Гаджиева», где в 2013 году темпы роста составили 130,7 процента, а за четыре первых месяца 2014 года — 164,3 процента. Это и концерн КЭМЗ в Кизляре, где за этот же период темпы роста возросли до 156,5 процента. В целом индекс промпроизводства за январь-апрель 2014 года составил 124 процента. Правительство Дагестана прогнозирует сохранить достаточно высокие темпы роста промышленного производства с индексом не ниже 114 процентов.

— После смены руководства Дагестана в республике заметно снизилась влиятельность прежнего «инвестора номер один» Сулеймана Керимова, но при этом возросла активность другого известного бизнесмена дагестанского происхождения — Зиявудина Магомедова и его группы «Сумма». Какой вам в данный момент видится наиболее оптимальная схема взаимодействия руководства республики с крупным бизнесом?
— Можно согласиться, что в какой-то период чья-то активность могла снизиться, а у кого-то, наоборот, выйти на первый план. Но это бизнес, это конкретные соображения, обстоятельства — словом, это жизнь. Главное, к чему мы пришли, это понимание целесообразности совместной работы, партнёрства власти и бизнеса, результатом которых должно стать обустройство и благополучие Дагестана. Есть и конкретные точки совместного приложения сил: например, развитие Махачкалинского морского торгового порта совместными усилиями компании «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова и группы «Сумма», а также реконструкция махачкалинского аэропорта. Мы в равной степени дорожим участием каждого инвестора, который имеет желание вкладываться в республику, и я не раз повторял, что и Сулейман Керимов, и Зиявудин Магомедов многого достигли, оба — очень способные люди, оба по-настоящему любят Дагестан и хотят приносить ему реальную пользу. И уже приносят: как известно, Сулейман Керимов выступил инвестором масштабного проекта строительства Каспийского завода листового стекла. Ряд инвестпроектов реализует и группа «Сумма», в том числе в дорожном хозяйстве: введён асфальтобетонный завод в Кумторкалинском районе, два завода появятся в Хунзахском и Лакском районах, ещё один — на юге республики. В целом в дорожно-строительную сферу республики «Сумма» планирует вложить около 700 миллионов рублей. Зиявудин Магомедов, к нашему удовлетворению, выступает и как меценат, содействуя развитию культуры. Благодаря ему отреставрирован музей изобразительных искусств, снят фильм о Расуле Гамзатове. Группа «Сумма» участвует в софинансировании ряда проектов в рамках подготовки к 2000-летию Дербента. Кроме того, благотворительным фондом «ПЕРИ» Зиявудина Магомедова в республике создан успешно работающий бизнес-инкубатор Plug&Play Dagestan.

— Как правительство Дагестана намерено использовать такой редкий повод, как грядущий в следующем году юбилей Дербента? Для вас это возможность прежде всего провести модернизационные работы, или привлечь внимание федерального центра к развитию республики в целом?
— Юбилей требует больших усилий по реставрации и реконструкции города, его исторических сооружений, улучшению архитектурного облика. Ещё в августе 2013 года прошёл международный культурно-исторический фестиваль «Дербент на перекрёстке цивилизаций». Министерство культуры России объявило открытые конкурсы на проведение реконструкции стен Дербентской крепости и других исторических объектов города. В рамках республиканской инвестиционной программы в бюджете Дагестана предусмотрены средства на модернизацию паркового хозяйства и дорожной сети Дербента: будут построены современные дороги и гостиницы. Подлежат реконструкции 15 улиц и пять парков города, ряд культурно-исторических объектов. Объём финансирования мероприятий по подготовке к юбилею составляет 1,2 миллиарда рублей из федерального бюджета и 526 миллионов рублей — из республиканского. Но этого недостаточно, поэтому нужно, чтобы к работе подключались и частные инвесторы.

Финансовые дилеммы

— Какова ваша позиция в отношении событий, происходящих на банковском рынке Дагестана? Может ли руководство республики оказать влияние на фактически репрессивную политику ЦБ РФ в отношении региональных банков?
— Мы очень внимательно следим за развитием банковского сектора республики. Совсем недавно Дагестан занимал одно из первых мест в России по количеству банков, но, к сожалению, это мало влияло на возможности кредитования бизнеса в республике, особенно малого и среднего. Нам всем понятно, с чем это было связано. Ясно и то, что упомянутые вами меры Центробанка — это общая политика руководства Банка России не только в отношении кредитных организаций республик, входящих в состав СКФО. Она охватывает все регионы страны и направлена на противодействие отмыванию доходов, получаемых преступным путём. Поэтому, думаю, говорить о «репрессиях» не совсем правильно, и тем более бесперспективно пытаться каким-либо образом сдерживать плановую работу Центробанка. В то же время считаю, что предстоит ещё много работы, особенно правительства республики, для привлечения в Дагестан системообразующих крупных банков и их филиалов. У нас много крупных проектов, реализация которых откладывается из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов. Получить крупный кредит местному бизнесу чрезвычайно сложно: решение очень часто затягивается на годы, внешний инвестор теряет интерес и уходит из региона. Над решением этих вопросов сейчас необходимо работать в первую очередь.

— В прошлом году в Дагестане произошло значительное увеличение объёма госдолга: для погашения бюджетного дефицита правительству республики пришлось брать крупный кредит в Сбербанке и объявить о начале масштабной приватизации ГУПов. Какие меры сегодня предпринимаются руководством Дагестана для стабилизации финансовой сферы?
— На 1 января государственный долг республики равнялся 13,7171 миллиарда рублей, его увеличение произошло в силу объективных причин. В связи с дефицитом к концу финансового года мы привлекли кредиты из федерального бюджета в объёме трёх миллиардов рублей, ещё пять миллиардов заимствовали у коммерческих банков. В январе-феврале кредиты перед банками были полностью погашены, и сегодня наш госдолг составляет 8,7171 миллиарда рублей, что соответствует Бюджетному кодексу РФ.

В целях увеличения собственных доходных источников бюджета и, как следствие, стабилизации финансовой сферы нами осуществляются мероприятия в рамках приоритетного проекта «Обеление экономики». В республике образован координационный совет по вопросам укрепления финансово-бюджетной и налоговой дисциплины, задачи которого — достижение устойчивой положительной динамики развития налоговой базы, выявление резервов роста доходной базы бюджета. В 2013 году рост доходов бюджета Республики Дагестан по сравнению с 2012 годом составил 116 процентов, а прогнозируемый рост текущего года — 129 процентов, в том числе в республиканский бюджет РД — 136 процентов. Снижение дотационности при этом предполагается с 69 процентов в 2013 году до 60,4 процента. В целом же за 10 последних лет уровень дотационности снизился почти на 20 процентов.

— Какие плоды должна принести программа приватизации госпредприятий?
— Это один из механизмов повышения доходной части бюджета. Мы намерены сохранить лишь эффективно работающие ГУПы, а все прочие преобразовать в акционерные общества. Недавно наше профильное министерство завершило работу по созданию реестра имущества республики, куда внесено порядка 29 тысяч объектов. В прогнозный план приватизации госимущества на 2014 год и на период до 2016 года включено 41 госпредприятие. В мае прошли весьма выгодные для республики открытые торги, по результатам которых пакет акций ОАО «Автовокзал» в Махачкале был продан более чем за 252 миллиона рублей, превысив начальную цену в 2,5 раза. Помимо прочего, планируется приватизировать газовые сети Дагестана протяжённостью свыше 3 тысяч километров, в результате республиканский бюджет получит более 3 миллиардов рублей.

Вечный вопрос

— Практически сразу после вашего назначения руководителем Дагестана в республике началась масштабная антикоррупционная кампания. Как вы оцениваете её результаты?
— С первого же дня своей работы я обозначил курс, направленный на очищение власти от коррупции и криминала. Много ездил и езжу по республике, знаю ситуацию на местах, прямо говорю чиновникам о бездействии и моральной нечистоплотности. И впредь намерен работать так же. В Дагестане трудно найти человека, который не порицал бы коррупцию, и в то же время практически всё общество продолжает поддерживать укоренившиеся коррупционные схемы многочисленными взятками — чтобы устроить ребёнка в детский сад, получить справку, сдать экзамены. Разумеется, есть и более крупные злоупотребления. Борьба с этими явлениями идёт, примеры тому есть — задержан ряд глав муниципальных образований, прошли проверки в одном из самых коррумпированных вузов республики — Дагмедакадемии. Однако говорить о каких-то серьёзных результатах преждевременно. Работа продолжается, и дальше будет только одно твёрдое направление — искоренение коррупции из жизни дагестанского общества. Мы намерены применять более эффективные меры по созданию правовых и организационно-управленческих антикоррупционных механизмов, в том числе в отдельных отраслях экономики, уже сегодня ужесточаем требования к профессиональному уровню управленцев. Большая работа предстоит и в связи с нарушениями в сфере госзакупок. По данным общероссийской общественной организации «Безопасное Отечество», которая составила рейтинг коррумпированности регионов в сфере государственных закупок по итогам 2013 года, Дагестан оказался в первой тройке самых коррумпированных регионов — после Чеченской Республики и Чукотского автономного округа. Этот позорный для нас результат необходимо искоренить.

— Не приходится ли выбирать между антикоррупционной компанией и экономическим развитием?
— Такой дилеммы передо мной нет. Я убеждён, что именно коррупция угрожает экономическому развитию любой страны, региона, нарушает принципы равенства перед законом, порождает недоверие к власти. А я сегодня очень дорожу доверием общества, которое поддерживает наши начинания, и мы не имеем права обмануть ожидания людей.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .