100 104 14

Игорь Дзиов, «Наше Радио»: «Оригинальный контент на радио выдумать невозможно»

587
7 минут

Рынок радиорекламы демонстрирует уверенный рост, его показатели разнятся, но в среднем составляют до 30% в год. Игорь Дзиов, директор радиохолдинга «Наше радио» (г. Владикавказ), рассказал о региональной специфике радиорынка, о проблемах и главном тренде отрасли.

Игорь Дзиов, «Наше Радио»: «Оригинальный контент на радио выдумать невозможно»

Фото: пресс-служба компании "Наше Радио"
Поделиться
20 лет назад Игорь Дзиов не задумывался о том, что будет заниматься рекламой, просто хотел сделать радио. Музыка в машине — сначала на кассетах, потом на дисках, которых копилось несметное количество — изрядно надоела. Как очмечает собеседник, хотелось просто включить радио и послушать. Так было придумано радио «Ультра-Ир». И только позже владикавказские энтузиасты занялись рекламой, чтобы радио заработало как бизнес-проект.

Сегодня уже нет радио «Ультра-Ир», но есть холдинг «Наше радио» и стабильный рынок радиорекламы: расширяющаяся аудитория порядка 400 000 человек и растущий клиентский портфель. «Эксперт Юг» обсудил с Игорем Дзиовым особенности и тенденции развития радио на Северном Кавказе.

— Что собой представляет сегодня рынок радиорекламы, насколько она востребована и почему?
— Рынок радиорекламы так же востребован, как и раньше. Открывается много новых заведений, предлагается много новых услуг и сервисов, бизнесы на местах развиваются и быстро меняются. И очевидно, что радио, настигая своих слушателей в активное время, несколько раз в течение дня, действительно остаётся наиболее эффективным инструментом продвижения.

— Существуют ли региональные особенности радиорынка?
— Региональные особенности радиорынка, конечно же, существуют, но они не оказывают какого-то влияния на принятие решений, на восприятие радиорекламы.

Дело в том, что в регионах, как и в целом по стране, сохраняются общие тенденции радиорынка: станции-лидеры, как правило, имеют большую аудиторию, у каких-то из них в некоторых регионах она меньше, в силу именно региональных особенностей, национального состава, каких-то сложившихся предпочтений. Но эти особенности не влияют на радиорынок в целом.

— Приведите, пожалуйста, примеры станций-лидеров, а также станций, которые имеют свой оригинальный контент. Что это за станции, в чем их отличительные особенности?
— Любой рейтинг радиостанции откройте и увидите все эти станции, которые есть и в нашем холдинге — «Европа Плюс», «Русское Радио», «Ретро FM», «Авторадио», «Монте Карло» и многие другие.

Если говорить о популярных несетевые станциях, имеющих свой контент, я бы привел в пример «Радио Юнитон», которое было запущено в Новосибирске еще в 1995 году. Это несетевая станция, местный продукт, который делают энтузиасты. В Новосибирске эта станция занимает верхние строчки рейтингов, она борется за лидерство с такими мастадонтами, как «Европа Плюс», «Русское Радио», «Ретро FM», «Авторадио»... Но это один из немногих примеров, который мне известен.

Хочу добавить, что новосибирский «Юнитон» — это не оригинальный контент, это пример создания профессионального контента и профессиональной работы. А оригинальный контент на радио выдумать невозможно, как я считаю. Не надо себя обманывать. Все давно придумано. И даже самое необычное, дикое, что может прийти в голову, уже было. И не один раз, а может быть десятки. Просто мы об этом не знаем, и нам кажется, что мы можем придумать что-то оригинальное в радиоэфире.
На эту тему
Сдвиг в сторону мидл-блогеров из реестра: как развивается инфлюенс-маркетинг в России  
Поделиться

— Почему таких станций нет на Северном Кавказе?
— Почему подобных станций нет на Северном Кавказе? По причине отсутствия кадров. Готовить радиопрограмму, контент, содержать станцию, транслировать круглые сутки на протяжение месяцев и лет — для этого нужен коллектив профессионалов.

В первую очередь нужны инженеры и радиоведущие, у которых должны быть хорошо поставлены голоса. И это личности: образованные, подкованные в самых разных областях знаний. Они должны быть в состоянии поддержать любой разговор, быть начитанными, информированными. И их должно быть много, учитывая круглосуточный формат. К сожалению, на Кавказе с этим проблема.

Даже если таких людей можно найти, у них будет акцент, местный говор. Нужно будет очень долго заниматься. И не факт, что они в какой-то момент, когда станут настоящими профессионалами, отвечающими всем требованиям, не уедут куда-то в более развитые регионы, как бывало, например, у нас. Несколько человек уехали в Москву, кто-то работал на «Европе Плюс», кто-то в Питере на радио «Максимум». Это проблема — кадры.

Основные клиенты: торговля и сфера услуг

— Как формируется ваш клиентский портфель? Какие компании размещают рекламу чаще — представители крупного бизнеса или МСБ?
— Клиентский портфель формируется в основном местными компаниями. Чаще всего это действительно представители малого и среднего бизнеса. Как я уже говорил, реклама на радио — это возможность оперативного информирования людей здесь и сейчас. Федеральные же рекламодатели, представители крупного бизнеса, как правило, идут в федеральном эфире, а в местный эфир заходят очень редко, когда существуют какие-то точечные предложения для территории, на которой вещает радиостанция.

Иногда они недооценивают свои возможности по продвижению, иногда к этому примешиваются какие-то финансовые соображения, но тем не менее, местных рекламодателей у нас гораздо больше. Кроме того, это могут быть компании из соседних регионов. Например, у нас рекламируются автосалоны из Минеральных вод, достаточно много, строительные компании
соседних регионов. Но основную массу, как я уже сказал, составляют местные рекламодатели, малый и среднний бизнес.

— Можно ли отметить отрасли, представителями которых наиболее востребована реклама на радио?
— Достаточно сложно. Конечно, чаще всего это торговые компании и компании сферы услуг. Это бизнесы, в которых наиболее часто происходят изменения: поступает новый товар, начинаются какие-то акции, скидки, у оператора связи появляются новые тарифы. И это та информация, которую очень быстро надо донести до потребителя. Тут радио, конечно, незаменимый помощник. Поэтому торговля и сфера услуг — основные отрасли. Правда стали чаще рекламироваться и медицинские клиники, и строительные компании, девелоперы.

— Каков охват аудитории, которую вы предлагаете своим клиентам?
— Это в первую очередь Владикавказ и его окрестности, кроме того, часть соседних регионов. Ежедневно где-то порядка 300-400 тысяч человек могут слышать рекламу на радио несколько раз в день, что влияет на принятие решения клиентов. Понятно, что они не с утра до вечера слушают радио, но дело в том, что у нас пять радиостанций в холдинге, поэтому реклама чаще всего размещается пакетно, а значит охват, конечно, измеряется сотнями тысяч слушателей.

Творческое закулисье и взлет радиорекламы

— Компания «Наше радио» занимается только размещением рекламы, но и производством роликов. Расскажите подробнее об этом процессе.
— Компания «Наша Радио» занимается, конечно же, не только размещением радиорекламы, но и производством роликов. У нас своя студия, свои копирайтеры, свои саунд-продюсеры. Мы работаем со всеми возможными голосами, имеем доступ к банкам голосов. У нас есть звуковые английские библиотеки от всемирно известной компании DeWolf.
На эту тему
Сергей Стукалов, «Михайлов и партнеры»: Почему с рынка digital исчезла магия
Поделиться

За 20 лет мы накопили огромный опыт и, конечно, в состоянии выдавать ролики любого уровня сложности, любой направленности: рекламные песни, буквально короткие радиоспектакли. Я без ложной скромности могу похвастаться уровнем наших роликов. И многие люди, которые приезжали в республику, слушая наши рекламные ролики уверены, что это изготавливается не здесь, что такое делается не у нас. А это мы.

— Какие самые яркие и необычные рекламные проекты вы могли бы отметить?
— Яркий необычный рекламный проект — это серия роликов для компании «Ариана», производителя воды. Мы взяли книгу по истории, я сейчас не вспомню, то ли Геродота, то ли какого-то его современника, и некоторые части, касающиеся известных исторических событий, переработали в короткие сценарии радиороликов и озвучили. Работа была очень сложная, нужны были не только голоса, но и фон. В общем, это напоминало озвучку исторического фильма. Там были и кони, и звон оружия, и свист ветра — и чего только не было! Эти ролики производили очень мощное впечатление на всех. Никто не верил, что это было сделано у нас, во Владикавказе. По ним можно было снимать фильмы, наверно.

— Какие тренды рынка радиорекламы можно выделить сегодня?
— Основной тренд, который я мог бы выделить, — это рост рынка. В 2024 году мы практически вышли на допандемийный уровень и и за последние три года выросли процентов на 20-25.

Причём это рост за счёт клиентского портфеля. Примечательно, что постоянные клиенты иногда проявляют себя по-новому — видят результат, эффект и начинают пользоваться радио более активно. Новые клиенты в этом смысле более осторожны.

Да, этот рост, может, и не такой бурный, но заметный. Поэтому наш главный тренд — восходящий рост.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .