Инновации для консервативного рынка

57
8 минут
Инновации для консервативного рынка

Михаил Кувырко
Компания «КНАУФ», генеральный партнёр выставки YugBuild-2015, видит в начавшемся экономическом кризисе возможности для внедрения новых технологий и строительных материалов, в том числе в рамках импортозамещения. Управляющий группы «КНАУФ СНГ» Янис Краулис рассчитывает, что совместно с российскими предприятиями сможет добиться углубления локализации производства стройматериалов нового поколения

— По данным органов статистики, в прошлом году объём строительных работ, выполненных в Краснодарском крае, составил всего 67,3 процента в сравнении с 2013 годом — прежде всего в связи с завершением строительства олимпийских объектов. В какой степени это сказалось на показателях вашей компании за 2014 год?
— Эти два периода трудно сравнивать, потому что на них большое влияние оказала подготовка к Олимпиаде. «КНАУФ» поставил различным строительным компаниям, которые были заняты возведением объектов в предолимпийском Сочи, более 14 миллионов квадратных метров гипсокартонных листов, 10 миллионов погонных метров металлического профиля для каркасов конструкций, около 60 тысяч тонн сухих строительных смесей на основе гипса, более 10 тысяч тонн цементных смесей. Это очень значительные объёмы. Для обеспечения поставок и лучшего сервиса в Сочи было открыто отделение Южной сбытовой дирекции. Основные поставки осуществлялись с производственного предприятия «КНАУФ ГИПС Кубань», расположенного в Мостовском районе Краснодарского края. Это предприятие — один из лучших комбинатов по производству строительных отделочных материалов не только в России, но и во всей международной группе «КНАУФ». В 2013 году предприятие стало лучшим производством сухих строительных смесей в группе и было отмечено специальной наградой. Однако по итогам 2014 года выручка «КНАУФ ГИПС Кубань» сократилась в сравнении с показателем 2013 года почти на 20 процентов. Заметно снизилась добыча гипсового камня на карьере предприятия, и, как следствие, уменьшились налоговые отчисления предприятия в бюджеты всех уровней. В целом же по стране экономические показатели «КНАУФ» неплохие, они сохранились на уровне 2013 года — конечно, в рублёвом выражении.

Неизменный курс на эффективность

— Каким образом планы и показатели компании были скорректированы в результате резкой девальвации рубля в конце прошлого года?
— Мы были вынуждены незначительно сократить свои инвестиционные планы. Основной проект этого года на Юге — запуск линии по сушке кварцевого песка. Это будет стратегический шаг, ведь в будущем на Кубани может появиться целая линия по производству сухих смесей на основе цемента. В целом же можно сказать, что к началу кризиса мы подошли в неплохой форме. На протяжении последних нескольких лет мы проводили трансформацию деятельности группы «КНАУФ» в России. Это всеобъемлющий процесс, который поэтапно охватывает все сферы деятельности компании: сбыт и маркетинг, производство, логистику. Основной целью преобразований всегда было улучшение обслуживания клиентов, повышение прозрачности и эффективности деятельности. В результате подобных трансформаций, например, была создана Южная сбытовая дирекция, которая является филиалом предприятия «КНАУФ ГИПС» в Красногорске, что позволило упростить бизнес-процессы, оптимизировать затраты и улучшить обслуживание клиентов. Мы будем и дальше искать пути повышения эффективности, снижения издержек, минимизации валютных рисков, заниматься поиском новых перспективных направлений — то есть делать всё то, чем обычно и занимаемся.

— Закладывалось ли в прогнозы компании на 2014 год ослабление курса рубля? В какой степени реальное падение превзошло девальвационные ожидания?
— Когда мы готовили бюджет для наших российских предприятий летом прошлого года, то закладывали соотношение курса на уровне 48 рублей за евро. В процессе утверждения бюджетов мы вынуждены были корректировать курс до реального. Несомненно, это оказало влияние на инвестиционные программы, маркетинговые мероприятия, закупки и другие сферы деятельности.

— Насколько существенны, по вашей оценке, сегодняшние риски для рынка строительных материалов юга России с точки зрения валютной составляющей в производстве, валютных обязательств производителей?
— Примерно 20 процентов затрат в производстве материалов «КНАУФ», которые выпускаются в России, — это импортная составляющая. Резкое падение стоимости рубля по отношению к доллару и евро вызвало соответствующий рост стоимости этого компонента. Философия деятельности компании определяется стремлением производить продукцию для местного рынка и с использованием местного сырья. При этом мы не готовы снижать качество собственной продукции, поэтому все рецептуры всех наших продуктов, где бы они ни производились, корректируются для получения идентичных потребительских свойств в лабораториях «КНАУФ», включая центральную лабораторию в Ипхофене (Германия). Отчасти по соображениям сохранения качества и свойств продукции, а отчасти из-за того, что в России пока не налажено их производство, мы не могли до сих пор перейти к использованию отечественных химических добавок. Но сейчас мы очень рассчитываем, что совместно с российскими химиками сможем найти решение. Мы тесно взаимодействуем с нашими партнёрами в регионах — исследовательскими центрами, бизнес-структурами, ищем возможности заместить импортную продукцию производимой в России, рассказываем о наших потребностях, определяем возможные направления сотрудничества. Например, виноделы Краснодарского края могли бы поставлять нам винную кислоту; кроме того, нам интересны поставки метилцеллюлозы. Даже мешки для упаковки сухих строительных смесей мы до последнего времени закупали в Западной Европе, но сейчас ведём переговоры с российским производителем.

— По оценке ряда экспертов, уже в январе 2015 года себестоимость строительства на юге России выросла примерно на 15 процентов в связи с общим ускорением инфляции, в том числе в результате роста цен на стройматериалы. Каков ваш прогноз на этот год по стоимости отдельных видов строительных материалов?
— «КНАУФ» в России старается сдерживать рост цен на свою продукцию, при этом мы честно предупреждаем клиентов, что такая политика носит временный характер. Конечно, цены на материалы под маркой «КНАУФ», которые мы импортируем (а это не более одного процента), выросли в соответствии с ростом курса валют. Что касается той отрасли, где работаем мы, то фактор инфляции, несомненно, скажется на себестоимости производства сухих строительных смесей, потому что строительная химия у нас в России почти вся импортная, в основном из еврозоны. Кроме того, российские производители оцинкованной стали в этом году практически каждый месяц поднимают цены на 10 процентов. Вслед за ними мы вынуждены поднимать цены и на металлический профиль, который является составной частью комплектной системы для сухой отделки. Однако в целом можно сказать, что у нас пока существенного повышения цен не произошло.

Олимпийский импульс


— Каковы базовые сценарии развития рынка стройматериалов на юге России в среднесрочной перспективе? Можно ли утверждать, что в этой отрасли резко повысится конкуренция в связи с начавшимся сокращением объёмов строительства при ожидаемом завершении ряда крупных инвестпроектов в области производства стройматериалов?
— Рынок так называемого «сухого строительства», то есть возведение каркасно-обшивных конструкций с листовыми материалами, такими как гипсокартонные листы, был высококонкурентным и до кризиса. Уже введённые в строй производственные мощности заметно превышают спрос на такие материалы в России и близлежащих странах. Конкуренция в сегменте сухих строительных смесей также уже много лет чрезвычайно высока за счёт присутствия большого числа локальных игроков. В данной ситуации важно предотвратить падение качества используемых в строительстве материалов и конструкций, что непосредственно влияет на комфорт, надёжность и безопасность. Понятно, что соблазн заместить качественные материалы дешёвыми аналогами будет только расти.

— Какие «антикризисные» предложения производители стройматериалов сегодня готовы представить рынку?
— Кризис не только создаёт трудности, он заставляет искать возможности, новые решения. Сейчас важно применять не просто дожившие до настоящего времени строительные технологии, но инновационные решения. Например, при строительстве объектов для Олимпиады 2014 года использовались многие инновационные материалы, разрабатывались уникальные решения. В диспетчерских железнодорожного вокзала в Адлере применялись акустические плиты «КНАУФ-Акустика», в медицинских кабинетах зданий трассы «Формулы 1» — рентгенозащитные плиты «КНАУФ-Сейфборд». Для отделки фасадов и внутренних помещений было поставлено около 600 тысяч квадратных метров влагостойких плит «Аквапанель». Правда, эти материалы, за исключением «КНАУФ-Акустики», мы завозили из-за границы.
Кроме того, мы видим значительные перспективы малоэтажного модульного строительства в России. Переход к модульному строительству позволяет одновременно с повышением экономической эффективности, сокращением производственных издержек и времени строительства добиться высокого качества, как при индивидуальном решении. Стандартный набор типовых конструкций даёт возможность реализовать множество, в конечном итоге, уникальных проектов, а использование современных технологий гарантирует соответствие самым высоким требованиям к результату.

— Как вы планируете продвигать эти технологии на российский рынок после того, как закончилась олимпийская стройка?
— 11 февраля в рамках сессии «КНАУФ» на Российском инвестиционно-строительном форуме в Москве я подписал соглашение о создании совместного предприятия по продвижению технологии строительства сборных модульных домов с компанией «СВЕЗА-Лес». В дальнейшем планируется организовать производство таких домов в России. Уверен, что это очень перспективное направление, отвечающее потребностям рынка в качественном, комфортном и доступном жилье. Если говорить о производстве инновационных стройматериалов в России, на нашем предприятии в Тульской области уже налажен выпуск «КНАУФ-Акустики», там же продолжается возведение завода по производству «Аквапанели». Но риски, конечно, значительно возросли.

— Может ли промышленность стройматериалов быть образцом для других отраслей экономики юга России с точки зрения развития импортозамещения?
— Строительство справедливо называют локомотивом экономики — оно тянет за собой другие отрасли. Действительно, базовые стройматериалы в значительной степени производятся в России, хотя обеспеченность различных регионов производственными площадками неравномерна, а логистические и, в частности, транспортные трудности, с которыми приходится сталкиваться в России, общеизвестны. До сих пор наблюдается заметный дефицит инновационных решений. Их внедрение требует значительных инвестиций, в том числе в НИОКР, создания новых технологий, да и строительная отрасль часто консервативна. На наш взгляд, в ней сегодня нужно сокращать административные барьеры, улучшать процесс предоставления доступа к инфраструктуре, применять больше энергосберегающих технологий.

Все публикации номера (№11-12, 9 марта 2015 г.)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...