Аннаит Мосикян и Полина Касперович открыли необычный лекторий «Культограм». Фото предоставлено собеседницами
Поделиться
Интервью выходит рамках проекта «Молодые журналисты для молодых лидеров», который реализован АНО «ИНГУП» при поддержке Агентства гражданских инициатив Ростовской области. «Эксперт Юг» уже опубликовал беседы с молодыми предпринимателями, которые производят оборудование для птицеводства, выпускают качественные джинсы в Ростове-на-Дону и делают крафтовый шоколад из редкого вида какао-бобов. Также мы выпустили итоги опроса и мнения молодых предпринимателей о самих себе.
От камерных встреч — к масштабным
— На какой стадии находится ваш бизнес? Каковы его основные параметры?— Сейчас наш бизнес на стадии явного роста, мы постоянно развиваемся. Нашему проекту уже больше двух лет. Начинали мы с камерных встреч на 15 человек, а сейчас на них приходят от 50 до 150 человек. Мы проводим атмосферные встречи на тему культуры и искусства, рассказываем о культовых личностях, и делаем это интересно, захватывающе, динамично — нет ассоциаций с лекциями, на которых ты находишься в напряжении и можешь заскучать. Наоборот, мы делаем упор на то, чтобы люди расслаблялись, отдыхали в комфортной для них обстановке и в это же время узнавали для себя что-то новое.
Поделиться
Предпринимательницы начинали свой проект с камерных встреч. Фото предоставлено собеседницамиЕсть несколько причин, по которым нам стало ясно, что проект будет востребованным. Но главное — то, что сейчас очень много информации, и найти достоверную бывает порой трудно и времязатратно. Плюс большая часть информации подается онлайн, много встреч и обучения в таком формате, и человек замкнут в этом порочном круге. Из всего этого вытекает потребность в получении качественной информации за короткий промежуток времени, в оффлайн-общении и новых знакомствах. Наш проект сочетает в себе интеллектуальный досуг и отдых, поэтому идея пришлась многим ростовчанам по душе.
— В команде у нас около 20 человек: основатели — Полина Касперович и я, маркетолог, спикеры, фотографы. Со многими из них мы работаем на партнерской основе. У многих наших спикеров есть и другие проекты и мы активно поддерживаем друг друга, ведь изначально мы создавали наш проект не как бизнес, мы вкладывали в него некую миссию: показать людям, что культура и искусство это интересно, это кайф, это вдохновляет.
— Как начинался ваш проект? Кто его придумал?
— Мы придумали его вместе с Полиной, мы с ней дружим еще с момента студенческих «Весен» в университете. Так сложилось, что мы встретились пообщаться в тот момент, когда я была в поиске себя, мне хотелось что-то изменить, создать. Я только приехала из мини-путешествия, в котором много ходила по музеям... Сказать, что у меня был культурный экстаз — это ничего не сказать.
И вот на нашей встрече я была в восторге от историй, которые рассказывала Полина, и подумала о том, как много людей просто не знают, что искусство может быть таким интересным, или не могут себе позволить эти знания (мало времени, не знают с чего начать, думают, что это скучно, или, например, как у меня, эта область просто была вычеркнута из приоритетов). Поэтому мы решили, что нужно обязательно поделиться этими историями и знаниями с как можно большим количеством людей. Мы попробовали создать блог, а он в итоге вырос в такой крупный проект.
И вот на нашей встрече я была в восторге от историй, которые рассказывала Полина, и подумала о том, как много людей просто не знают, что искусство может быть таким интересным, или не могут себе позволить эти знания (мало времени, не знают с чего начать, думают, что это скучно, или, например, как у меня, эта область просто была вычеркнута из приоритетов). Поэтому мы решили, что нужно обязательно поделиться этими историями и знаниями с как можно большим количеством людей. Мы попробовали создать блог, а он в итоге вырос в такой крупный проект.
Вот так за чашечкой ароматного кофе родился «Культограм».
— С какой динамикой развивается ваш бизнес? Где основные точки роста? В результате каких действий растёт ваш бизнес?
— С какой динамикой развивается ваш бизнес? Где основные точки роста? В результате каких действий растёт ваш бизнес?
— Большой рывок от камерных встреч к масштабным произошел через полгода. Тогда и появились возможности что-то заработать, но, как правило, прибыль мы вкладывали в развитие бизнеса. Поэтому у нас сейчас количество встреч — от 8 до 10 в месяц, есть представительства в нескольких городах, свой сайт, большая команда. Это и можно считать точкой роста. В 2022 году мы победили в номинации «Лучшие бизнес-леди года», а в 2023-м — «Лучший бизнес-проект». Ну, и конечно, росту помогает вдохновение, которое мы получаем благодаря обратной связи от наших клиентов.
— Как выглядит ассортимент услуг? На какие услуги приходятся основные продажи?
— Людям интересна мода, поэтому лекции о модельерах пользуются большой популярностью. Также большой спрос на встречи, посвященные художникам, актерам, режиссерам, поэтам и писателям. Есть и тематические встречи: о космосе, о женщинах, которые изменили мир, на тему Нового года и Рождества. А также у нас есть детское направление и свой киноклуб, где мы вместе смотрим и разбираем фильмы. Основная особенность наших мероприятий – это то, что мы объединяем атмосферный ужин по теме вечера и захватывающее выступление спикера. Это новый формат, и на момент создания нашего проекта такого вида встречи еще никто не предлагал.
Поделиться
Людям интересна мода, поэтому лекции о модельерах пользуются большой популярностью. Фото предоставлено собеседницамиВ процессе развития мы стараемся отвечать на запросы клиентов, создавая новые различные форматы, ценовые предложения и соответствующие наполнения. Еще мы сделали свою игру: «МЕМО Культограм».
2022 год дал возможности для развития
— Как вы прошли период трансформаций 2022 года? Какие управленческие решения принимали?
— В этот период мы нашли для себя именно возможности. Многие концерты были отменены, на что-то ставились запреты. И соответственно, некоторые площадки дали нам шанс заявить о себе. Люди нас заметили, решили попробовать, посмотреть, что же это такое.
— Какие задачи ставите перед собой на 3-5 лет?
— Мы планируем развивать представительства, которые есть уже, и открывать новые. Сейчас Полина пишет книгу, которая выйдет в издательстве «Бомбора». Уже разрабатывается серия книг с другими нашими спикерами. Ведется работа над нашим первым авторским туром в Ереван. Также мы хотим освоить онлайн-пространство. Планов очень много, проблема только в том, что мы не успеваем их реализовывать.
— Что надо сделать для того, чтобы задачи были достигнуты? Какую работу нужно провести над собой и командой?
— Первое, чему нам нужно научиться – это делегировать. Первый этап нас настиг, когда я ушла в декрет. Раньше мы с Полиной абсолютно всё делали сами: от организации площадки и проработки меню до создания макетов, афиш и рекламы. Но теперь у нас есть целая команда, которая работает над этим. Для того, чтобы достигнуть планов на ближайшее будущее, нам необходимо ее расширять. Также мы хотим сделать доступным для наших гостей посещение по «Пушкинской карте» и планируем участвовать в грантах. Конечно, для этого нужно много сил, времени и ресурсов.
— Кто основные конкуренты? За счёт чего компания их переигрывает сейчас?
— Сложно выделить конкурентов, скорее мы считаем подобные проекты коллегами, потому что у нас у всех одна прекрасная миссия: мы все любим культуру и искусство и хотим о ней говорить, к тому же все наши проекты отличаются друг от друга. Есть более камерные проекты, некоторые из них принадлежат даже нашим спикерам, но назвать их конкурентами мы не можем, потому что мы отличаемся по многим факторам. Сейчас мы достаточно сильно отличаемся от других за счёт интересного формата, масштаба и своей особенной атмосферы. Впрочем, есть люди, которые считают нас своими конкурентами, хотя мы так не думаем, у нас у всех одна высшая цель: показать, что культура и искусство — это невероятно интересно.
— Как развивается ваш рынок в целом? Какие там основные тренды и вызовы?
— Нас радует, что в последнее время рынок предоставления качественного интеллектуального досуга стал прогрессировать. Мы радуемся и тому, что после нашего прихода на рынок такие услуги стали развиваться, и теперь люди могут смотреть шире. Это вдохновляет людей и мотивирует.
Предпринимательство — это не страшно
Поделиться
По словам предпринимательниц, аудитория Юга отличается своей добротой и открытостью. Фото предоставлено собеседницами— Как случилось, что вы стали предпринимателем?
— Я всегда любила что-то организовывать. Уже в 11 лет у меня была овощная точка, начиналось с затеи подзаработать на продаже овощей с огорода, но я реализовала все очень быстро и решила попробовать закупаться на оптовом рынке. Так было и на протяжении дальнейшей жизни. Когда родилась дочь, и у неё было много платьев — мы открыли прокат, а потом мы с сестрой шили и продавали платья, соседка умела делать красивые поделки — мы придумали продавать новогодние шарики с фото. Мне нравится организовывать, помогать людям монетизировать их таланты. Так я и пришла к предпринимательству, и «Культограм» откликнулся у меня в душе.
У Полины тоже был богатый жизненный опыт к этому моменту, по образованию она радиофизик, тоже много лет проработала в бизнесе, но творчество ее манило так сильно, что она оставила пост директора и ушла работать в Публичную библиотеку, где у нее было множество различных проектов, фестивалей и даже спектаклей, ведь самая большая ее любовь с малых лет — это культура и искусство! Можно сказать, она с пеленок росла в библиотеке и театре. Поэтому она стала культурологом, а позже случилась наша судьбоносная встреча.
— Кто помогал на первом этапе? Как относились окружающие к идее предпринимательства?
— Наши друзья и близкие. Но, в целом, многие из нашего окружения относились достаточно скептически, потому что они не понимали, кто будет на это ходить, кому это будет интересно. Они подчеркивали, что это очень узкий спектр услуг. Несмотря на то, что наши мужья были в числе скептиков, — и мой муж, и муж Полины нас очень поддерживали и помогали во всех вопросах, за что мы им невероятно благодарны.
— Каким был первый запоминающийся урок? Что было сложнее всего?
— Первый урок заключался в том, что не нужно бояться. Полина тоже была не уверена, что это будет кому-то нужно. Но сейчас она поняла, насколько людям нравится и необходимо то, что она умеет действительно талантливо делать.
Второй урок — нужно верить в себя: ведь кто-то мог бы постесняться пойти по ресторанам с таким неординарным предложением, когда в социальных сетях у вас всего 300 подписчиков (большинство из которых твои друзья и родственники), и в итоге опустил бы руки при первом отказе или непонимании вашей идеи. Нет, нужно идти и искать своего человека, свое место, пусть вам хоть 100 раз откажут, ведь если есть классная идея, то найдутся и люди, которые обязательно захотят и помогут ее реализовать.
Еще всегда нужно думать наперед, думать об отдаче, которую вы можете получить от своей деятельности, потому что на голом энтузиазме долго не протянешь — это третий урок, который мы извлекли. Собственно говоря, поэтому наш проект и перерос в бизнес.
— Нам часто говорят о страхе рисковать, начинать своё дело. Был ли у вас такой страх? Как можно помогать людям его преодолеть?
— У меня не было такого страха, потому что я не боюсь брать и организовывать. Все мои проекты делались с нуля. Если вы боитесь, то начните с малого, не вкладывайте ничего существенного. Ведь если вы знаете, что делаете что-то классно, или вам говорят об этом — берите и делайте. Нужно быть увереннее в своих силах.
— Где и как вы учились предпринимательству? Чему стоит и не стоит учиться?
— Я училась исключительно на жизненном опыте, в документальных вопросах опиралась на помощь мужа. Я знаю, что у нас в Ростове есть «Мой бизнес», который может помочь в этой сфере. Все, кто боится и сомневается, могут пойти туда и получить дельные советы.
Поделиться
Аннаит Мосикян и Полина Касперович считают, что их свела судьба. Фото предоставлено собеседницами Если у вас есть идея, но вы не уверены, что сможете заниматься именно предпринимательством, то найдите партнера по бизнесу, который сможет это делать. Стоит учиться юридическим тонкостям, но не стоит покупать миллионы курсов и верить, что там расскажут, как сделать успешный бизнес, всю информацию вы можете найти бесплатно. Главное — начните делать что-то уже сегодня.
— Как, на ваш взгляд, новое поколение в бизнесе отличается от предыдущего на уровне ценностей и подхода к ведению дела? Какие плюсы и минусы своего поколения вы могли бы выделить?
— Сейчас у молодых предпринимателей намного больше возможностей благодаря социальным сетям, интернету. Если ты что-то умеешь делать, ты можешь легко найти своего покупателя. Раньше с этим было сложнее.
— Оцените, насколько в вашем регионе комфортная среда для того, чтобы развивать своё дело? Была ли у вас возможность сравнить с другими регионами и странами? Как на этом фоне выглядит Юг России?
— Очень комфортная среда в Ростове-на-Дону, доброжелательные люди. На данный момент у нас есть представительства в Ростове-на-Дону, Москве, Пятигорске, Ереване, также мы выступаем на регулярной основе в Таганроге, приезжали на гастроли в Воронеж, Азов, Кисловодск. На этом фоне южане отличаются своей добротой и открытостью. То же самое мы можем встретить в представительстве в Ереване, ведь мы перешли и на международный уровень. Что касается Москвы, то можно выделить, что люди здесь очень дисциплинированные — если мероприятие начинается в 19:00, все будут в это время уже на месте.
— Как помогать новому поколению в бизнесе? Какие меры поддержки эффективны, каких не хватает?
— Сейчас много различных грантов и возможностей, которыми молодой предприниматель может воспользоваться. Можно даже бесплатно сделать контент съемку, записать подкасты, не говоря уже о финансовых возможностях (получить кредит под низкий процент). Вы можете получить очень много поддержки, стоит только попытаться ее найти. Нам очень нравится, что появились различные программы для молодого бизнеса и многое можно получить абсолютно бесплатно.
— Как тиражировать, популяризировать предпринимательство?
— Просто говорить, что это не страшно, что если у тебя есть какое-то ремесло, то ты можешь на этом зарабатывать.