101 106 14

Максим Курганский, ЦРПТ: как цифровая маркировка очищает рынки

ЭКСПЕРТ ЮГ №6 (7) 2023
6019
14 минут

Цифровая маркировка позволяет вести борьбу с нелегальной продукцией на самых разных рынках. В этом году это продукция в кегах, сладкие напитки и соки, красная икра. В зависимости от отрасли доля нелегалки иногда составляет от 30% до 85%. О проблеме и решениях «Эксперт Юг» беседует с директором по защите легального оборота продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Максимом Курганским.

Максим Курганский, ЦРПТ: как цифровая маркировка очищает рынки

Фото предоставлено ЦРПТ
Поделиться
ЦРПТ занимается созданием в России системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». Это первый российский проект государственно-частного партнерства в IT, он реализуется без привлечения бюджетных средств. Система позволяет сделать товарные рынки прозрачными за счет прослеживания каждого товара на каждом этапе цепи от производства до конечного потребления. Товары прослеживаются при помощи криптографически защищенных цифровых кодов Data Matrix, уникальных для каждого товара. Платформа проста, но весьма эффективна использовании и работает как светофор: зеленый — товар легальный, красный — контрафакт. О том, как повлияла маркировка на развитие экономики, какие категории подлежат обязательной маркировке и что может получить бизнес, — в разговоре с Максимом Курганским.


Как маркировка помогает легальному бизнесу

— Какие нововведения в маркировке товаров произошли в 2023 году? И какие проблемы они решают?

— С 1 апреля началась маркировка пива и слабоалкогольных напитков. Первой началась маркировка продукции, которая разливается в кеги — эта форма более всего подвержена нелегальному обороту во всех его видах. Один из худших примеров того, что делалось это бесконтрольно — ситуация с «Мистером Сидром». Она показала, что категория никак не контролируется, и в ней есть различное количество способов уйти из-под контроля. Никто не знал, какие объёмы готовой продукции разливаются.

Похожее наблюдалось и в других категориях. Например, обыкновенная бутилированная и минеральная вода. Когда маркировка воды вошла в обязательную стадию, выяснилось, что в стране существует не менее 200 предприятий, которые разливали воду, но не фигурировали ни в каких учетных системах. То же самое творилось и в молоке, и в сигаретах - и так далее.

В июне начался эксперимент по маркировке сладких напитков и соков. Он будет длиться недолго — до начала сентября. Потому что такая маркировка бутылок и упаковок уже оттестирована на воде и молоке и, соответственно, это скорее подготовка производственных площадок. По результатам эксперимента будут приняты, как маркировать лимонады, мохито, соки, сокосодержащую продукцию. Но маркировать их или нет – вопроса не стоит, маркировка начнет внедряться с 1 декабря поэтапно. Причина в том, что доля нелегального оборота на рынке составляет 20% по оценкам НИФИ и растет из-за ухода иностранных компаний. Их объемы замещают подделки и государство прекрасно понимает, что с этим надо бороться. Плюс к тому, сладкие напитки становятся подакцизным товаром, и собираемость акциза надо контролировать. В этом тоже поможет маркировка. 

В 2023 году начался эксперимент по икре. Интересно, что это была инициатива бизнеса, а не желание правительства. На рынке очень много красной икры непонятного происхождения: одна часть — браконьерство, а вторая часть — это икра, которая никакого отношения к рыбе не имеет, сезонная подделка. Я изучал этот вопрос, есть минимум четыре-пять способов, как быстро и «честно» произвести красную икру. 

Поделиться
Данные ЦРПТ

— Были ли еще прецеденты цифровой маркировки по инициативе бизнеса?

— Да. Например, это электронные системы доставки никотина, включая одноразовые электронные сигареты, вейпы и жидкости к ним. По ним маркировка началась 25 декабря 2022, а не в середине 2023 года, как планировалось, на этом настояла сама отрасль. По различным оценкам, в этой категории количество нелегальной продукции составляло от 30 до 85%. Это огромная проблема. И один из ключевых моментов состоит в том, что на рынке огромное количество продукции с нулевой вероятностью определения легальности. Что-то из нелегальной продукции взрывается, чем-то люди травятся, все это несомненно может повлечь запрет категории, а маркировка — напротив — позволяет вытеснить нелегалов. Именно понимая приближающуюся катастрофу, бизнес обратился к правительству с просьбой передвинуть начало маркировки на более ранний срок – начать ее раньше, а не позже. Это новая, свежая категория. Сегодня для неё ведется разработка технического регламента, который будет принят в конце года: данный процесс практически завершен. 

Понятно, что в первые месяцы результат минимален. Рынок привыкает, необходим переходный период для вычищения остатков немаркированного продукта и замены его маркированым продуктом. Но, в конечном счете, рынок освобождается от нелегалов, и перед бизнесом открываются новые области деятельности, причем не только в розничной торговле, но и на производствах различной продукции. К примеру, на предприятии «Юг Молоко» в Крыму после внедрения маркировки продажи увеличились на 30%. 

Легальному бизнесу очень тяжко конкурировать с нелегалами. Например, недавно в Подмосковье закрыли производственную площадку, которая делала сливочное масло, где от самого масла было только название. Про санитарные условия и говорить не стоит. Продукция делалась под заказ, копировали код маркировки другого масла. Однако, цифровую маркировку подделать невозможно, она не может быть одинаковой. Система считает копию. Как раз благодаря маркировке это производство нашли и закрыли. 

Интересное наблюдение — некоторые розничные торговые точки стали отказываться принимать продукцию без маркировки. Потому что маркировка, во-первых, упрощает работу с правоохранительными органами, а во-вторых, гарантирует потребителю качество продукции.

Какие возможности дает «Честный знак»

— Сколько групп товаров сегодня подлежит обязательной цифровой маркировке и что это за группы? 

— Их пока 11, но список активно дополняется: молочная продукция, бутилированная вода, лекарства, табак, обувь, некоторые товары легкой промышленности, также маркируются шубы, духи и фотоаппараты. С 1 апреля это пиво и слабоалкогольные напитки в кегах, а также табак, к которому добавились альтернативная продукция.  Также 1 сентября 2023 начнётся маркировка БАДов, антисептиков, медицинских изделий, безалкогольных напитков, детской воды и кресел-колясок. Сегодня обсуждается маркировка детских товаров, автомасел и ветеринарных препаратов. Эти вопросы поднимались на ПМЭФ-2023. В категории детских товаров порядка 50% нелегальной продукции, в автомаслах тоже все сложно. 

Еще один момент: бизнес вышел с предложением провести эксперимент по исключению из продажи просроченных и нелегальных товаров с помощью маркировки. То есть в магазинах кассы будут обновлены так, что при сканировании QR-кода маркировки будет стоять запрет на продажу просроченной и нелегальной продукции. К сожалению, эта проблема до сих пор существует и просрочку продают, но часто – из-за человеческого фактора, недосмотра. Более того, некоторые крупные сетевые магазины уже выделили отдельные уголки, где продается продукция, у которой через несколько дней закончится срок годности. Их реализуют со скидкой 40-50%. Вот что дала маркировка. Эксперимент уже идет, требование планируют сделать обязательным. 

Поделиться
— Какие еще возможности дает система? 

— Система позволяет делать прогнозы. Вы можете получать хоть дневную, хоть почасовую выгрузку и на ее основании строить прогнозы и стратегию развития. Еще один важный момент — это учет оборота участников, не зарегистрированных в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ).  Именно через них проходит нелегальная продукция. 

Также фиксируется нарушение цен, но это больше в табаке, конечно, где есть минимальная и максимальная розничная цена. Также это повторные продажи, когда один и тот же код сканируют неоднократно, это сразу выявляется на кассе и фиксируется системой. 

Есть еще такая вещь как защита интеллектуальной собственности. К примеру, производитель, который делает самое вкусное мороженое в регионе, поехал на выставку в Санкт-Петербург и представил свой продукт. На форуме появляются товарищи из других регионов, которые пробуют копировать продукцию. Как вы думаете, как быстро бы, к примеру, ростовчане узнали бы, что где-то в Новосибирске производится копия их мороженого? Возможно, никогда, разве что случайно. А сейчас, благодаря маркировке, выявляется много историй нелегального копирования.
Сейчас, вы, наверное, слышали, ввели новый показатель — эффективность региональных комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, а также рейтинги губернатора. Мы активно продвигаем использование «Честного знака» как поддержку их работы, как систему, которая помогает в режиме реального времени находить конкретную компанию, конкретную продукцию, конкретную кассу, видеть частоту продаж продукта. Всё это можно и нужно анализировать, эта работа автоматически улучшит и рейтинг комиссий, и рейтинг губернаторов.

Юг России на карте цифровой маркировки 

— Как южнороссийский бизнес воспринимает введение цифровой маркировки? 

— Во-первых, маркировка — это не прихоть. Нет такого, что хочу — делаю, не хочу — не делаю. Конечно, сначала бизнес много дискуссировал, хочет он или нет, но впоследствии так или иначе пришлось выполнять требования закона. Всегда, даже внутри одной компании есть те, кто воспринимает подобные нововведения негативно, и есть те, кто изначально был настроен позитивно. Я называю маркировку проектом дисциплинирования. 

Во-вторых, как я уже говорил, когда начинается маркировка, у бизнеса появляются новые возможности, могут вырасти продажи, предприниматели начинают понимать, с кем они реально конкурируют. 

Когда началась маркировка обуви, не было представления о том, сколько компаний занимается ее производством в Ростовской области, например. В этом регионе было весьма расплывчатое представление о том, какое количество компаний занимается обувью: продает, производит, импортирует. Маркировка позволила бизнесу осознать масштаб рынка, его ёмкость, а также найти ниши, в которых можно развиваться.

На эту тему
Прагматика ESG-повестки: как Юг России оказался центром устойчивого мышления бизнеса
Поделиться
В-третьих, благодаря платформе «Честный знак» можно увидеть и изучить всю информацию о компаниях-производителях той или иной продукции, о продавцах в городе, области, в соседних областях. Все это доступно в открытом режиме и помогает увидеть и инвестиционную привлекательность региона, и количество предприятий на количество населения, и то, насколько потребители обеспечены той или иной продукцией. Аналитика обнажает проблемные зоны и позволяет принять верные решения по развитию бизнеса. 

Например, на 10 тыс. населения есть три компании, которые предлагают молоко. Кажется, что это нормально. А потом вы смотрите, и видите, что у соседей этих компаний 150. Соответственно, там доступность молочного продукта выше. Более того, там, возможно, все более-менее легально. А то, что у вас всего три компании, может быть тревожным симптомом. Такая ситуация наблюдается в некоторых регионах СКФО, где многие направления бизнеса находятся в серо-черной зоне. Нет касс, не совсем понятно, легальная или нелегальная продукция продаётся. 

Еще одно преимущество: производителям и коммерсантам доступны данные о продукте от станка до кассы: прослеживается вся цепочка движения товара, его количество, в том числе и с разбивкой по регионам, средняя стоимость. И это, конечно, автоматически влияет на производство. Начинается оптимизация: от настройки линий до закупки сырья. Приходит понимание предпочтений потребителя в зависимости от региона. Раньше это было доступно только крупным компаниям и только приблизительно, на основе отдельных исследований. А здесь аккумулирована информация 600 тыс. предприятий, которые представлены на рынке и обеспечены кассовыми аппаратами. Информация поступает в режиме реального времени, а не с задержкой, без математических допусков, идеальная живая информация. Я пытался найти подобные платформы в других странах, но так и не встретил. 

— Сейчас 600 тыс. российских компаний участвуют в цифровой маркировке. Какова доля южнороссийских предприятий, ЮФО И СКФО? Насколько они активны? 

— ЮФО и СКФО очень активны. Тем более, что особенности расположения, климатических зон и благоприятных условий дают возможность развиваться различным видам агропромышленного и другого бизнеса. Соответственно, активность на Юге очень высокая. 

Например, со Ставропольским краем подписано соглашение, там активно действует проект «Честный регион». Они были первопроходцами. Сейчас начинают подтягиваться другие регионы. Это дополнительные маркетинговые активности, активности работы с бизнесом. Мы как операторы выезжаем на площадки, оцениваем, помогаем настроить бизнес-процессы, если необходимо, консультируем по программам господдержки, кредитования или лизинга, рекомендуем поставщиков. Мы ищем различные способы сделать так, чтобы легальному бизнесу было легче войти в рынок и держаться там уверенно, а нелегальному — легче выйти. 

— Насколько интегрирована цифровая маркировка с другими цифровыми системами государства? 

  — Система «Честный знак» действительно не живет сама по себе, она интегрирована с другими государственными информационными системами, допустим, «Меркурий» и «Роснедра». Сейчас идет работа с «Росаккредитацией», что позволит в скором будущем уйти от поддельных сертификатов. Система не даст реализовать продукцию, если сертификата нет или он просрочен, для такой продукции невозможно будет заказать QR-коды.

Система «Меркурий» отвечает за движение сырья — от «икринки» до производителя. Соединив ее с кодами «Честного знака», мы получаем: одна система говорит, что получила 10 тонн молока и разлила 10 тонн молока, а «Честный знак» это подтверждает или опровергает. 

Благодаря интеграции в Ростове и Ставрополе были недавно выявлены нарушители. «Меркурий» показал, что компания получила 5 кг молока, а «Честный знак», что компания из него пыталась произвести 10 тонн масла – это же просто невозможно. Вот так и начинают вскрываться нелегальные компании.

Та же ситуация с водой. «Роснедра» показывают, что из этой скважины можно добыть тонну воды в день, но никто в жизни не знал, сколько они реально добывают и сколько этой продукции находится на рынке. Сейчас разрабатывается проект такой интеграции. А без маркировки сложно проверить настоящий продукт или нет. 

Почему ситуация с нелегальным табаком особенно острая

— Насколько я понимаю, ситуация с нелегальным оборотом табачной продукции остается одной из самых проблемных. Что происходит в этой зоне? И что будет происходить в ближайшее время? 

— В табачной отрасли ситуация действительно остается сложной. Усугубляется она четырьмя аспектами. Во-первых, это большая категория. Маркировке подлежат миллиарды единиц. Во-вторых, это продукт ежедневного употребления. Обувь не покупают каждый день, а табак практически ежедневно. В-третьих, это продукция, которая дает большие налоги для государства. В-четвертых, это близость государств СНГ, с которыми у нас были и есть открытые границы.

За последние десять лет в России были закрыты несколько фабрик (Москва, Саратов, Ярославль, Санкт-Петербург). А в соседних государствах напротив: открылись три фабрики в Азербайджане, в Белоруссии была одна фабрика, теперь — три, в Абхазии открылась фабрика, в Армении — три фабрики. У нас фабрик становится меньше, а у соседей их стало гораздо больше. 

Поделиться
Данные ЦРПТ

Маркировка сигарет началась в середине 2019 года, до этого времени практически ежегодно процент нелегальных сигарет удваивался. К старту маркировки подошли с долей нелегальной продукции в 15,6%. Как я уже отмечал, маркировка не дает незамедлительного эффекта, стабилизация процесса занимает время. В 2020 году обязательная маркировка была уже во всей рознице. И это сразу же переломило ситуацию. В итоге, по исследованиям ННЦК, к концу 2022 года доля нелегальной табачной продукции с 15,6% снизилась до 12,1%. Тренд на снижение присутствует. Самое главное — легальная розница стала понимать, что продает. До цифровой маркировки огромное количество продавцов и не знало, что они реализуют подделки. Они были в шоке. 

Из нового в нише табачной продукции: с 1 апреля 2023 года вступил в силу запрет оптового оборота немаркированной продукции и требуется передача сведений о розничных (чеки) и оптовых (УПД) продажах маркированной продукции в ГИС. К 1 декабря 2023 года вступит в силу запрет розничного оборота немаркированной продукции и должна закончиться маркировка остатков. То же самое, кстати, касается и электронных систем доставки никотина.

На эту тему
Табачные нелегалы сдвинулись на Северный Кавказ
Поделиться
— Существует ли динамика цифровой маркировки в России и на Юге в частности? 

— В целом, динамика следующая: основной рост мы видим, когда маркировка только начинается. Во-первых, потому что она вообще начинается. Во-вторых, маркируются остатки. Это пиковые этапы. После чего ситуация более-менее стабилизируется и через какое-то время показывает определенный прирост, когда начинается легализация рынка, освобождение ниш, занятых ранее нелегалами. Я приводил пример с крымской компанией-производителем, у которого прирост продаж — 30%.

А вообще, сравнивать регионы некорректно. Как мы говорили, почти 600 млн сигарет и папирос маркированы на Юге — во всем Уральском федеральном округе не встретить такой цифры. Следовательно, вы будете супер-лидером, разве что Санкт-Петербург вас может обогнать. А вот, допустим, если взять шины, то на Юге не будет лидерских позиций, потому что крупные производители расположены в других регионах. Так что с точки зрения сравнения с другими регионами не совсем корректно, потому что разные показатели, разные бизнесы. В молоке СКФО и ЮФО также будет лидером, здесь его много, и эта отрасль развита. 
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .