94 101 13

Опорный вуз как драйвер для региона

1581
8 минут

В 2016 году Донской государственный технический университет (ДГТУ) получил статус опорного вуза Ростовской области. Содержательно это означало включение ДГТУ в работу всех основных региональных министерств в качестве проектного интеллектуального центра

Опорный вуз как драйвер для региона

Поделиться

Создание опорных вузов в России — это второй этап консолидации высшего образования в регионах, начатой с формирования федеральных университетов. По замыслу, опорные вузы должны стать инструментом опережающего научно-технического развития и ключевым поставщиком кадров для экономики Ростовской области. ДГТУ, который в последние годы активно открывал новые отделения и направления, сегодня формирует вокруг себя широкий круг партнёрств. Они позволяют оперативно реагировать на запросы экономики, своевременно закрывая потребности в технологиях, исследованиях и квалифицированных кадрах.

По словам ректора ДГТУ Бесариона Месхи, новый статус заставляет вуз смотреть не только на развитие отдельных отраслей, но и на экономику региона в целом, более того — на динамику его развития. Фактически это новый, проектный режим работы — во взаимодействии с правительством области, отраслевыми министерствами и крупнейшими компаниями региона.

— В каких сферах работы вуза произошли основные изменения после того, как он получил статус опорного университета?

— Прежде всего мы стали плотнее работать с правительством региона, со всеми отраслевыми министерствами Ростовской области, городскими властями. Раньше это сотрудничество носило фрагментарный характер. Сегодня мы — полноценный партнёр экономического развития региона и города. Это ключевой момент в понимании того, что такое опорный вуз — он должен работать не столько на отрасли, сколько на экономику региона в целом. Вторая ключевая вещь — гибкость вуза в оформлении новых программ подготовки для кадрового обеспечения инвестиционных проектов, которые появляются в регионе. Мы стараемся реагировать на любые изменения в реальном секторе экономики и адаптировать к ним образовательный процесс. К примеру, инвестиционное послание губернатора Ростовской области Василия Голубева стало сигналом и для нас. Один из тезисов послания — дисбаланс между подготовкой кадров вузами и реальными потребностями региональной экономики.

В результате сейчас мы совместно с министерством труда и социального развития области работаем над проектом системы, которая позволит прогнозировать потребности работодателей Ростовской области в кадрах в среднесрочной перспективе. В регионе сегодня нет системы мониторинга потребностей в кадрах в разрезе 5-10 лет, но он необходим. Между тем, в мире каждый год появляются новые материалы, технологии и профессии, а некоторые традиционные профессии просто исчезают. Больше половины сегодняшних учеников начальных классов по окончании вузов будут работать по профессиям, которых пока не существует. Я собрал научный коллектив со всей России под этот проект. В команде 12 человек, у каждого из которых уже есть свои разработки. Они работают над научно обоснованным прогнозом потребности экономики в трудовых ресурсах, выявлением приоритетов быстро изменяющегося рынка труда. На выходе появится система для всех участников рынка труда в регионе — правительства, предприятий, инвесторов, вузов, ссузов.

— То есть получение статуса опорного вуза — это в том числе сигнал для региональных властей: в полной мере использовать университет как инструмент для решения своих задач?

— Это во многом так. Ведь, например, в случае работы над системой кадрового мониторинга речь на деле идёт об инвестиционной привлекательности области в целом, обеспечение которой — задача регионального правительства. Если мы не создаём систему, которая отвечает на вопрос, какие кадры будут нужны через 10 лет, то Ростовская область рискует потерять инвестиционную привлекательность, потому что крупным инвестиционным проектам — тем более проектам транснациональных компаний — будет непонятно, зачем заходить в регион, где придётся собственными силами решать кадровый вопрос. Мы же каждого крупного инвестора, который сегодня приходит на Дон, вовлекаем в сотрудничество. Так, мы уже восемь лет работаем с «ПепсиКо», ещё больше с крупнейшими российскими компаниями — «Роствертолом», «Ростсельмашем», НЭВЗом. У нас открыто 19 кафедр с крупнейшими предприятиями, и все директора или их замы являются членами попечительского совета ДГТУ. Вот недавно зашла в область американская компания «Эйр Продактс», которая построила завод по выпуску промышленных газов, — она планирует открывать в ДГТУ свою лабораторию, отраслевую кафедру и учебный центр.

— Задачи, которые вы перед собой ставите, требуют непривычной для академической среды гибкости. Как вы решаете эту управленческую задачу?

— Мы внедряем проектное управление. Это тот тип управления, который ставит на первый план способность к изменениям, гибкость и работу в команде. Мы потратили деньги на обучение шести сотрудников проектному управлению в московской школе «Сколково». Все наши последние проекты — «Детский университет», промковоркинг «Гараж», муниципальный центр развития предпринимательства «Новый Ростов» (ДГТУ стал оператором центра в 2017 году. — ред.) были созданы в новой парадигме проектного управления. Я вообще считаю, что проектной работе надо обучать ещё в школе. Дети должны создавать совместные работы, а не индивидуальные, вместе находить ответы на вопросы. Их к университету нужно приучать со школы.

Мы в ДГТУ создали непрерывную систему образования — буквально с детского сада до трудоустройства. Эта система работает не только с детьми, но и с родителями. Вы бы видели, как наш «Детский университет», открытый всего несколько месяцев назад, меняет родителей! К нам приходит ребёнок, родители которого уверены, что он — гуманитарий. А наши специалисты-психологи в процессе интервью с ребенком, специальных игр выявляют его наклонности, и выясняется, что ребенок тяготеет, например, к робототехнике. Это очень важно для воспитания у детей интереса к профессиям, а также для родителей, которые привыкли сами определять профессиональный выбор ребёнка. В «Детском университете» у нас сегодня три курса — для детей от 5 до 14 лет. И курсы эти дают ребёнку не школьный вариант получения знаний, а университетский — с опытами, собственными исследованиями.

Но мы работаем с детьми и на чужих площадках. У нас есть профильные классы в школах города со спецкурсами от преподавателей ДГТУ, инженерно-технической практикой, работой в лабораториях. Для нас это колоссальный ресурс будущих абитуриентов, ресурс лояльности к вузу и, главное, региону. Ведь опорный вуз, заточенный под региональную экономику, должен решать проблему оттока талантливых молодых людей. А решать её нужно, начиная с детского сада.

— Какие задачи для вас сейчас приоритетны — повышения эффективности или расширения сети партнёров?

— В ближайшие год-полтора необходимо обновить технический парк ДГТУ. Нам нужны новые производственные мощности, на которых можно проводить исследования, создавать прототипы, заниматься мелкосерийным производством. Это классическая проблема технологического отставания вузов от крупных компаний, для которых мы готовим кадры. К примеру, у меня есть токарные станки для работы 50 студентов. А на современном предприятии стоит два станка, которыми управляет один оператор. При этом его производительность выше, а качество продукта технически совершеннее. За эти год-полтора мы постараемся полностью поменять наш внутренний технологический уклад.

— На какие проекты будет заточен технический парк? Кто его основной пользователь?

— В первую очередь студенты. Главная цель — чтобы студенту, аспиранту, молодому учёному было интересно приходить в лабораторию, заниматься разработками. Кроме того, мощности парка уже использует промышленный коворкинг ДГТУ «Гараж», где мы создаём технологические стартапы. Любой изобретатель может прийти к нам со своей идеей, если она реалистична и жизнеспособна. Он создаёт два прототипа на мощностях ДГТУ, запускает свой проект, один прототип отдаёт вузу. Почему это работает? Потому что резидент коворкинга окружён нужными специалистами для запуска стартапа — юристами, бухгалтерами, техническими специалистами. Новые мощности также позволят усилить работу малых инновационных предприятий. Создавая условия для работы, мы многим из них даём вторую жизнь.

— В каких сферах вы сегодня готовы создавать новые технологические решения и выращивать стартапы?

— Робототехника, авиация, энергетика, возобновляемая энергетика, дороги, транспорт, программное обеспечение, область защиты экологии — мы работаем по всем этим направлениям. Часто вуз работает, создавая решения для отдельных компаний, — выполняет НИОКР или открывает предприятие под конкретную разработку. Мы же готовы ещё и создавать концепции, программы развития для региона. Например, сейчас мы работаем над региональным центром энергоэффективности и геоэкологической безопасности «Умный регион», который будет заниматься внедрением энергоэффективных технологий в муниципалитетах Ростовской области. Вообще нам интересны технологии «умных» городов — они напрямую связаны с ядром вуза — инженерным образованием.

— Получается, стратегия развития ДГТУ — это активная экспансия во внешнюю среду?

— Вы правильно сформулировали. Скажу больше — эта стратегия должна присутствовать в работе каждого факультета и кафедры. Если в традиционном для ДГТУ техническом сегменте мы можем создавать продукты и выращивать стартапы, то, к примеру, на экономическом и юридическом факультетах мы создали клиники — центры, где студенты работают волонтёрами-консультантами. Это даёт реальный эффект понимания будущей профессии и становится для них первым опытом работы.

— Что вас мотивирует выходить во внешнюю среду?

— ДГТУ создавался когда-то под нужды «Ростсельмаша» и долгое время мог жить сотрудничеством с крупнейшим производителем сельхозтехники. Сейчас же это невозможно. Чтобы оставаться кадровым локомотивом, университет должен разворачивать сеть партнёрств, только это позволит постоянно реагировать на внешние вызовы.


Министр труда и социального развития Ростовской области Елена Елисеева:

«ДГТУ работает на экономику региона»

— Когда ДГТУ подал заявку на конкурс Министерства образования и науки РФ по созданию опорных вузов, мы написали письмо поддержки вузу. Мы понимали, что он станет одним из сильнейших наших партнёров. У нас есть вузы, которые работают только на потребности одной отрасли. ДГТУ в последнее время развивается как вуз, работающий на потребности всей экономики региона. Это было естественным шагом — поддержать ДГТУ как опорный региональный вуз.

Сегодня правительство Ростовской области совместно с ДГТУ разрабатывает систему прогнозирования потребностей работодателей Ростовской области в кадрах. Сейчас в университете создан автоматизированный сервис для выпускников и работодателей, где вторые оставляют свои вакансии. В сервисе уже зарегистрировано более 600 компаний. В перспективе он должен превратиться в системный продукт для работодателей и вузов всего региона.

На правах рекламы

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .