Поделиться
Всего за год и два месяца в Ингушетии был построен один из крупнейших на юге России мукомольных комбинатов. Предприятие изначально ориентировано на экспорт продукции за рубеж, но сможет одновременно полностью обеспечивать спрос на муку в республике и близлежащих территориях.
Общая стоимость проекта, реализуемого компанией «Сатурн-1» в Карабулакском районе Ингушетии, — 5,247 миллиарда рублей. Для республики это беспрецедентная сумма частных инвестиций, особенно если учесть, что строительство комбината велось исключительно за собственные средства инвестора. Мощность производства составит 2,4 тысячи тонн переработки зерна в сутки; предприятие сможет ежедневно выдавать 1,8 тысячи тонн муки высшего сорта, а элеватор круглогодичного хранения рассчитан на 80 тысяч тонн зерна. Столь значительные мощности объясняются тем, что инвестор рассматривает мукомольный комбинат в качестве поставщика для своего основного бизнеса — экспортных поставок сельхозпродукции. О ходе строительства и перспективах предприятия «Эксперту ЮГ» рассказал руководитель проекта Бамат-Гирей Султыгов .
— О вашем проекте стало известно примерно год назад, но уже сейчас он практически готов к запуску. За счёт чего удалось так быстро построить предприятие?
— Прежде всего, удалось быстро решить вопрос с землёй — в противном случае, судя по практике, на поиск и оформление подходящего участка ушло бы до двух лет. Сначала мы заключили договор о субаренде участка, а затем глава республики дал распоряжение, чтобы землю за комбинатом закрепили напрямую в аренду на 49 лет. Первые контракты на строительство были заключены в мае-июне 2011 года, а в августе начали работы. В конце 2011 года была осуществлена поставка первой линии, оборудование и монтаж обеспечивают турецкие партнёры. Первый бетон мы начали укладывать в фундамент производственного здания 1 декабря, дальше шла довольно плотная работа — мы совместили несколько периодов строительства, например, вели бетонные работы на верхних этажах и параллельно отделочные и монтажные работы. В настоящее время построено производственное здание, смонтирована технологическая линия, на элеваторе построены четыре силосных резервуара по пять тысяч тонн зерна каждый, ведутся электротехнические и отделочные работы.
— Какова логика появления в Ингушетии такого масштабного проекта?
— В советское время распределение мукомольных мощностей шло по так называемому радиусу обслуживания. Предприятия строили исходя из предполагаемого объёма потребления муки на ближайших территориях, рынок сбыта был ограниченный, но стабильный. Поэтому стандартные объёмы, которые строили раньше, — 500–600 тонн переработки зерна в сутки. Сейчас ситуация иная — рынки сбыта выходят далеко за пределы региона и страны. Ингушетия выгодно расположена — в центре транспортного коридора, идущего через Северный Кавказ, и вблизи от мест выращивания зерна. Эти условия обеспечат проекту хорошую транспортную логистику. При этом в регионе налицо избыток зерна. По нашим данным, в год на юге России выращивается до 26-30 миллионов тонн зерна, из них перерабатывается только шесть-восемь миллионов, а остальное зерно реализуется за границу и в другие регионы. Понятно, что любая переработка всегда выгоднее, но такой проект требует больших финансовых средств.
— Какова схема финансирования проекта?
— Исключительно частные средства. Из-за событий в Чечне Ингушетия считается регионом с повышенными рисками, поэтому банки побаиваются давать деньги на реализацию проектов в республике. Если бы мы получили кредит, это ускорило бы процесс, и мы могли бы закончить работы два месяца назад. Поэтому приходится постоянно извлекать средства из оборота основного бизнеса инвестора, и строительство шло медленнее, чем нам хотелось бы. Уже инвестировано чуть более трёх миллиардов рублей — это стоимость оборудования и строительства.
— Какие основные рынки планируется обслуживать?
— В основном это внешние рынки: Таджикистан, Узбекистан, Афганистан, Ирак. Сейчас, например, прорабатывается контракт на поставку муки с отрубями в Израиль. Основной бизнес инвестора связан с сельским хозяйством, есть контракты на поставку зерна и растительного масла в разные страны, исходя из этого и был задуман проект. Экспортные поставки будут осуществляться через Новороссийский порт, а когда ты отправляешь продукцию на экспорт, выгоднее фрахтовать сразу целый корабль — это объём от 25 до 60 тысяч тонн. Чтобы загрузить такой объём, нужно иметь масштабное производство, отсюда серьёзные мощности предприятия. Кроме того, мы в любом случае насытим местный рынок — сейчас вся мука в Ингушетию завозится из соседних регионов. В результате себестоимость муки в республике будет ниже нынешней розничной цены процентов на 40–50.
— Какие виды господдержки вам были оказаны?
— Нами за свои средства разработаны проекты реконструкции инженерной инфраструктуры города Карабулак и направлена заявка в Инвестфонд РФ на финансирование их строительства. Руководство республики ходатайствовало о принятии заявки и согласилось софинансировать реализацию инфраструктурных объектов. Нам необходимо дополнительно построить автомобильную и железную дорогу — планируемый оборот до 40 вагонов в сутки и от 100 до 300 большегрузных автомобилей. Кроме того, объект энергоёмкий. Полная мощность, которую мы запросили, — восемь мегаватт в час, для этого нужна отдельная подстанция мощностью примерно 10,5 мегаватта.
— Насколько сейчас площадка обеспечена инженерной инфраструктурой?
— Этот объект предусматривает полный инфраструктурный цикл — сюда будут подходить две ветки железной дороги и две автодороги. Сложнее с электричеством: мы бы запустили производство хоть сегодня, если бы нам энергетики дали мощности. Сейчас нам требуется напряжение хотя бы 2–2,5 мегаватта. Думаю, что к концу октября 2012 года пусконаладочные работы будут завершены, пока же инженерное обеспечение объекта осуществляется по временным сетям.
— Каковы потребности проекта в персонале и как планируется решать этот вопрос?
— Всего, с учётом вспомогательных производств, мы планируем до конца 2013 года создать до полутора тысяч рабочих мест, в том числе 360 мест на комбинате. Основная масса персонала будет местной — в Ингушетии очень большие свободные трудовые ресурсы, они намного дешевле, чем в других регионах России. У нас есть список необходимых специальностей, которые нужно подготовить, есть договорённость с партнёрами из Турции о том, что частично мы будем обучать людей прямо на объекте — за турецким специалистом будут закреплены по два-три человека, и они три-четыре месяца станут работать совместно. Всё производство автоматизировано и управляется с общего пульта, который может обслуживать один оператор. Но на этапе упаковки продукции, там, где появляются мешки, потребуется много ручного труда. Там нужно будет много разнорабочих и грузчиков, водителей электрокаров. Также нужны бригада энергетиков, ремонтные службы и большая группа лаборантов — здесь у нас сложился дефицит, и мы сейчас договариваемся с предприятиями в Ростове и Краснодаре, чтобы подготовить лаборантов на их предприятиях.
— Как будет организовано транспортно-логистическое обеспечение проекта?
— Заказчик намерен создать свой автопарк на 500 машин — на первом этапе предполагается приобрести 150 единиц автотранспорта, в том числе много специализированной техники, основную часть планируется приобрести в лизинг. Недавно на инвестиционном форуме в Сочи мы подписали соглашение с МСП Банком о предоставлении нам 200 миллионов рублей на приобретение техники в лизинг.
— Руководство Ингушетии делает акцент на том, что все крупные проекты в республике — кластерного типа. Какие вспомогательные производства вы ещё планируете создать?
— Мы будем самостоятельно производить упаковку, потому что, учитывая объёмы производства, закупать тару и упаковку очень дорого. У нас есть для этого свободные площади в пределах 500 квадратных метров, есть оборудование для расфасовки в мешки, дополнительно закупим оборудование для производства пакетов разной ёмкости. В дальнейшем мы планируем создание комбикормового завода — в радиусе тысячи километров нет ни одного подобного предприятия. Кроме того, мы рассматриваем возможность создания собственной энергоустановки, соответствующие предложения есть.
— Каким образом планируется работать с поставщиками зерна?
— У нас уже есть два контракта на первое зерно, создан маркетинговый отдел, который ведёт переговоры по поставкам. Завозить зерно планируем из близлежащих регионов — это Ставрополь, Ростов, Краснодар, Астрахань, Волгоград. К концу октября 2012 года, как только закончим электротехнические работы, начнём завозить зерно на элеватор в пределах 20 тысяч тонн. При этом комбинат сможет хранить зерно круглогодично, возможности элеватора это позволяют. При круглогодичном хранении здесь будет создан очень мощный задел для продовольственной безопасности всего северокавказского региона. В России, насколько я знаю, до 25–30 процентов произведённого зерна теряется из-за отсутствия элеваторов для его хранения. Если уменьшить эти потери, то не потребуется даже повышать урожайность, чтобы увеличить объёмы зерна в стране.
— Есть ли в соседних регионах производства, которые смогут конкурировать с вашим?
— Я думаю, таких производств и в мире-то найдётся немного, в России их пока нет.
— Насколько существенным фактором вашей работы будет сезонность зернового рынка?
— Если мы загрузим на свой элеватор 80 тысяч тонн зерна, нам этого хватит на всю зиму. К тому же зерно продают и зимой. Поэтому планируется производство непрерывного цикла.