Стремительность происходящих перемен в социально-экономической жизни России опережает темп её осмысления и изучения. Секторальные санкции, введённые в отношении России, перепады цен на нефть и, как следствие, неустойчивый курс рубля против мировых валют, необходимость наращивания импортозамещения ускоренными темпами, снижение реальных доходов на душу населения – вот неполный перечень бескомпромиссных вызовов сегодняшнего дня.
В этих условиях только взвешенная, грамотная и научно обоснованная экономическая политика позволит извлечь пользу из сложившейся ситуации, считает ректор РГЭУ (РИНХ) Адам Альбеков.
Санкционные ограничения представляют собой определённые препятствия для импорта, с которым отечественные производственные предприятия и предприятия переработки пока не могут конкурировать ни по качеству, ни по себестоимости готовой продукции. Однако санкционные ограничения явились, как ни парадоксально, мощным стимулом для развития отечественного производства.
В полной мере развиться этому процессу мешают существенные логистические издержки. Поэтому логистика как научно-практическое направление, как учебная дисциплина в современных условиях обретает особо важную роль.
Развитие логистики находит отражение в тематике традиционных ежегодных логистических форумов, проводимых Ростовским государственным экономическим университетом (РИНХ) в рамках деятельности Южнороссийской ассоциации логистики. Подробно об этом рассказывает Адам Альбеков.
— Почему так называемые «зелёные» вопросы сегодня превалируют в повестке дня вашего форума?
— Сейчас в мире активно развиваются «зелёная экономика», «зелёные финансы». Наша общая задача – сохранение планеты Земля для будущих поколений. А логистика, как наука об оптимизации и рационализации всех потоковых процессов и явлений в экономике и даже быта, не могла остаться в стороне от этих процессов. Мы уже второй год проводим форум под эгидой «зелёной экономики», потому что 2017-й год был объявлен Годом экологии. В прошлом году тема форума звучала так: «Зелёная логистика в России: концепция минимизации нагрузки на окружающую среду и сохранение планеты для будущих поколений». В нынешнем году мы продолжаем развивать эту тематику, и конференция пройдёт под названием «Инновационные достижения зелёной логистики: международный опыт и российская практика». В какой-то степени это подведение итогов Года экологии. Мы нашли много единомышленников среди коллег. На наш форум приедут все известные учёные в области логистики всех известных отечественных школ.
— Кого из коллег ждёте в гости?
— Приедут ведущие ученые из Петербурга (профессора Вера Борисова, Иван Афанасенко, Галина Карпова), Москвы (профессора Виктор Сергеев, Валентина Дыбская из НИУ ВШЭ, Олег Проценко из РАНХиГС), Южно-Уральского университета (профессор Виктор Каточков) и многие другие. Наш университет входит в консорциум семи вузов из пяти стран, созданного на базе выигранного гранта программы Еврокомиссии Erasmus+. В него вошли вузы из Германии, Швеции, Латвии, Казахстана и три из России (Ростов-на-Дону, Петербург, Казань). Их представители будут также участвовать в работе секций во второй день форума в режиме онлайн. Постоянными участниками нашего форума также являются представители Белорусского и Армянского экономических университетов, которые подтвердили свое участие.
—Есть ли конкретные результаты от работы конференции? Какие-то технологии уже внедрены в экономику?
— Наука идёт намного впереди практики. Прогнозы, которые мы делали ещё 10 лет назад, оказались точными, но меры, предлагаемые для того, чтобы избежать проблем в логистике, не были приняты. Поэтому и задача, поставленная перед консорциумом грантом Еврокомиссии, состоит в разработке магистерской программы по зелёной логистике. РГЭУ (РИНХ) является наиболее активным участником консорциума, ибо как раз наш университет стал основоположником ростовской школы логистики. Мы первыми в 2000 году открыли у себя учебную специальность по логистике в порядке эксперимента Министерства образования РФ. Ранее в России наблюдался своеобразный перекос – была учебная специальность «маркетинг», но не было подобной научной специальности. Не защищались диссертации по этой специальности. И была научная специальность «логистика», но не было базовой учебной специальности. Я входил в состав группы по разработке первого государственного стандарта, а РИНХ, единственный региональный вуз из шести, организовал у себя обучение по этой специальности. Эксперимент завершился в 2005 году. По его итогам логистика была включена в реестр специальностей России. Наш стандарт был признан, на его базе разработан первый учебный план, и вузы получили возможность лицензироваться и открывать у себя эту специальность. После чего логистика стала полновесным направлением, имеющим вузовское обучение и научную базу.
— Ростовские логистические форумы начались как раз в ходе эксперимента?
— Да, с 2003 года, ещё до появления стандарта мы начали собираться под эгидой РИНХа. Вся элита научного мира оставила свой след в материалах наших научно-практических конференций за это время.
— Какие проблемы в сфере логистики сегодня стоят перед вузами?
— Высшее образование России выходит из тяжёлого системного кризиса. Наш тотальный переход на европейский стандарт, уровневую подготовку, подключение к «болонскому процессу» всех сразу, а не по отраслевому или территориальному признаку в форме эксперимента, очень сильно напрягает высшую школу. И логистика, как учебная специальность, не избежала этой тяжёлой участи.
Кроме того, мы привыкли к тому, что образовательный стандарт – это то, на чём базируется весь учебный процесс, понятие надёжное и долговременное. У нас же сейчас идёт чехарда с образовательными стандартами. Я был одним из соавторов разработки первого поколения – по маркетингу, логистике, экономике, рекламе, экспертизе товаров. Лучшие умы России собирались в Москве, до хрипоты спорили. Но далее начали объявлять гранты на разработку второго поколения стандартов, условия были не совсем понятны, не все вузы имели возможность участвовать в разработке. Потом пришло третье поколение, три плюс, а ныне – три плюс-плюс. Частая смена стандартов влечёт за собой обязательное приведение в соответствие с новыми стандартами всего учебно-методического обеспечения учебного процесса. Для этого приходится разрабатывать переходящие учебные планы. Преподаватели сильно загружены, не остаётся времени для творчества и науки. И самое главное, не факт, что последующие стандарты стали лучше предыдущих.
— Принято считать, что в России явный перебор с юристами и экономистами. Каково ваше мнение на этот счёт?
— Это связано с тем, что в 90-е годы очень легко выдавались лицензии на открытие вузов любой направленности. Особенно для подготовки тех же юристов и экономистов. Тем не менее, это миф, что у нас переизбыток специалистов этих профессий. Всё как раз наоборот. Нет дня, чтобы ко мне не обратились с просьбой дать специалиста по бухгалтерскому учёту, по разработке стратегической программы для предприятия, составлению бизнес-плана и т.п. Например, мне нужен был специалист по земельному праву, я не нашёл его. Пришлось своих людей направлять на учёбу, чтобы они освоили все тонкости этой работы. Всё легко посчитать. В Ростовской области 400 тысяч человек заняты в сфере торговли. При этом в налоговой службе трудятся 4 тысячи человек. Для простого воспроизводства этой численности ежегодно РИНХу необходимо выпускать 120-150 специалистов, а мы выпускаем 30-35 для всего юга России. В банковской системе в одном только Сбербанке трудятся 6 тысяч человек. Для их простого воспроизводства мы должны выпускать ежегодно 200-250 специалистов, а мы опять выпускаем 35-40 человек в год. Откуда тут взяться переизбытку?
А если ещё взять экономистов промышленной сферы, бизнеса, госструктур и так далее, то о профиците не может быть и речи. Конкурс на технические специальности в Ростове — 7 человек на место, на экономические – 27.
— Известно, что РИНХ будет участвовать в экологическом проекте по очистке ростовской реки Темерник. Что он собой представляет?
— В рамках конференции у нас предусматривается подписание договора с АНО «Формирование городского экологического парка “Темерник”». Ситуация с умирающей рекой действительно не терпит отлагательств. Мы пригласили на форум представителей этой общественной организации. Будем совместно разрабатывать целевую программу, взаимодействовать с нашей лабораторией по социально-экономическому развитию Ростовской области, созданной совместно с Южным научным центром РАН.
— Ваш университет до сих пор не присоединился ни к «федеральным», ни к «опорным» вузам. Вы не видите в этом необходимости?
— Университет является высшей организационно-правовой формой высшего учебного заведения. Так складывалось веками. И здесь есть свои критерии. Ниже идут академии, институты и пр. И пока нас устраивает этот наш статус. Качество подготовки специалистов мы рассматриваем как наше главное конкурентное преимущество, как гарантию узнаваемости и популярности вуза.
Как я понимаю, перед новыми вузами ставилась задача создания узнаваемых мировых брендов, по типу Оксфорда, Кембриджа, Сорбонны и пр. Надо помнить, что эти вузы не возникли путём слияния непрофильных учебных заведений, а создавались 500-700 лет. И не по приказу стали «великими», а столетиями обретали и подтверждали свой статус и имидж. Только за счёт своих фондов целевого капитала, составляющих миллиарды долларов, они сегодня могут реализовывать любые инновационные образовательные и научные проекты.
— И всё же в каком направлении дальше будет развиваться РИНХ?
— Ответить на этот вопрос однозначно будет нелегко, поскольку направлений развития университета несколько. Прежде всего, это образование, главный вектор которого – обеспечение высочайшего уровня качества подготовки, позволяющего выпускнику университета быть конкурентоспособным на внутреннем и международном рынках труда.
В настоящее время в РИНХе модернизирована учебно-методическая база, перестроен учебный процесс по всем образовательным программам в точном соответствии с ФГОС «три плюс», развивается сетевое взаимодействие с ведущими университетами страны.
В научно-инновационной сфере мы намерены переходить от создания и оснащения кафедральных к междисциплинарным лабораториям, поддерживать выполнение хоздоговоров по НИР с предприятиями и организациями, а также грантовой работы кафедр и филиалов. Это позволит нам расширить спектр фундаментальных и прикладных научных исследований, участвовать в разработке импортозамещающих технологий и коммерциализации результатов научно-инновационной деятельности.
А повышение узнаваемости бренда РИНХа будет способствовать увеличению экспорта образовательных услуг за счёт привлечения обучающихся из стран СНГ, Евросоюза, Азии и Южной Америки. Для этого мы продолжим развивать международную академическую мобильность студентов и научно-педагогических работников, расширять международное сетевое взаимодействие университета, в том числе за счёт увеличения количества образовательных программ с использованием языка-посредника (например, английского) и создания совместных образовательных программ.
Одним из приоритетных направлений развития вуза является развитие материально-технической, социальной и спортивной инфраструктуры, обеспечивающей комфортные условия для студентов и сотрудников университета и повышающей эффективность использования инфраструктуры.
В этом году мы завершаем строительство на базе в посёлке Архыз, ведутся проектные работы по строительству нового спортивного комплекса и жилого дома для сотрудников университета.
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) уверенно и с надеждой смотрит в будущее. Впереди – новые дела, новые свершения. Их залогом является накопленный многими поколениями бесценный капитал – интеллектуальный, творческий, нравственный. В нём – наша сила!
Партнёрский материал