Поделиться
Райффайзенбанк сделал средний бизнес стратегическим сегментом для своего развития. Потребности в банковском обслуживании этой категории клиентов сопоставимы с крупным бизнесом, а численность, отраслевая диверсификация таких компаний и динамика развития — гораздо больше, считает заместитель директора по корпоративному бизнесу регионального центра «Южный» Вадим Подобедов.
— Какова сегодня доля среднего бизнеса в кредитном портфеле банка?
— Райффайзенбанк начал активную работу с этим сегментом два года назад: до тех пор локомотивом роста был крупный бизнес. Поэтому сегодня доля среднего бизнеса относительно небольшая, но мы видим возможность нарастить её до 20–25 процентов в общем корпоративном портфеле. Это соответствует потенциалу региона и позволит сохранить оптимальное соотношение риска и доходности.
— Почему банк решил фокусироваться именно на этом сегменте?
— В какой-то момент мы увидели, что тот сегмент, который называется средним, на самом деле развит на уровне локального крупного корпоративного бизнеса. У таких компаний меньше объём оборотов, но само устройство бизнес-процессов, охват территорий сопоставимы. И мы увидели возможность для создания хорошей клиентской базы и диверсификации кредитного портфеля.
— Как запросы среднего бизнеса к банковским продуктам отличаются от запросов компаний других сегментов?
— Прежде всего, бизнес требователен к сервису. Под этим я понимаю целый ряд вещей: и качество обслуживания, и уровень лояльности к клиенту, и отсутствие бюрократии. Главное, что должно быть — готовность вникать и разбираться в возникающих у бизнеса ситуацях и возможных проблемах.
— Под «разобраться» вы имеете в виду войти в положение компании, если она теряет прибыль в сложившейся ситуации, когда и внешнеполитический и внутриэкономический фон не особенно благоприятны?
— И это в том числе. Сегодня у компаний сократился горизонт планирования, что позволяет компаниям действовать гибче, оперативнее реагировать на изменения во внешней среде. Мы очень внимательно следим за тем, что происходит с нашими заёмщиками, систематически проводим мониторинг ситуации в компании. Конечно, любой бизнес может переживать снижение и прибыльности, и темпов роста, но это для нас не является поводом для разрыва отношений. Продажи могут упасть из-за негативных трендов на рынке, и мы готовы оказывать консультативную помощь, адаптироваться под потребности клиента. Но падение может быть вызвано и неправильными решениями менеджмента, и это совершенно иная ситуация. Если мы видим, что у компании есть чёткая стратегия работы, мы всегда предложим адекватное решение.
— А как меняются запросы к продуктовой линейке? Особенно интересно, есть ли особенные потребности у быстрорастущих компаний, «газелей».
— В нашем портфеле есть примеры быстрорастущих компаний. К примеру, один наш клиент за два года из малого бизнеса уже вплотную приблизился к уровню крупной компании. Таким клиентам, которые растут с нашей помощью, мы готовы предоставлять особые условия работы. У активно растущей компании со временем возникает потребность привлечения средств не только для оборотного финансирования, но и для осуществления инвестиционных проектов, приобретения активов.
Но на самом деле запросы к продуктам меняются не в зависимости от динамики роста, а от отрасли к отрасли. Пожалуй, самым широким спектром продуктов пользуются компании, работающие в сфере экспорта и импорта, имеющие дело с валютными операциями. Наш банк очень силён в этом направлении: в прошлом году Райффайзенбанк запустил продукт под названием R-Dealer, который позволяет компаниям напрямую, через биржу, осуществлять конвертацию валюты, фактически минуя банк. Нет необходимости звонить в банк, узнавать текущие курсы. Всё видно в онлайн-режиме на компьютере клиента.
— Однако на Юге существенную часть среднего бизнеса составляют производственные компании. Вы финансируете проекты по капитализации бизнеса?
— Да, большая часть рассматриваемых нами проектов связана с капиталовложениями, инвестированием в увеличение производственных мощностей на длительный срок. При этом, поскольку часто речь идёт о приобретении импортного оборудования, наиболее удобным партнёром для этого является именно иностранный банк. Это объясняется тем, что мы имеем возможность привлечения постимпортного финансирования на специальных условиях для приобретения оборудования широкой линейки производителей.
— Видите ли вы сегодня возможности для импортозамещающих производств?
— Пока прошло не так много времени, чтобы наблюдать оживление. Но сегодня, в принципе, хорошее время для того, чтобы доля отечественных производителей выросла. Конечно, многое будет зависеть от того, как поведёт себя государство, будут ли созданы программы поддержки для того, чтобы стимулировать бизнес, в том числе и средний. Нужно понимать, что реализация новых проектов по импортозамещению — это процесс, который может занять несколько лет, поэтому важно быть уверенным, что завтра ситуация не поменяется, важно понять, что именно производить и будет ли конечный продукт конкурентоспособным. Но в целом мы видим большие перспективы в этой сфере.