Александр Пиленко нашел узкую нишу для своего бизнеса - чистка мебели на выезде // Фото: https://cleantastic.ru
Поделиться
«Хотим захватить мир, но начнем с России»
– С какой динамикой развивается ваш бизнес?– В среднем мы прирастаем на 10-50 процентов ежегодно. В 2022 году бизнес достиг пиковых значений, однако в связи с СВО и введенными санкциями, развиваться быстрее сейчас довольно сложно.
Бизнес окупился очень быстро. Я думаю, это особенность ниши. Невысокая рентабельность и быстрое развитие сделали свое дело. С другой стороны, в данном сегменте довольно высокая конкуренция среди новичков, которые видят низкий порог входа в нишу и думают, что это очень легко.
– Как изменились объемы продаж и география за последние несколько лет?
– Химчистка работает на растущем, но довольно маленьком рынке – из-за узкой ниши. Еще лет десять назад о химчистке мебели на дому никто не знал, можно сказать, что мы занимаемся формированием рынка в данный момент. До сих пор очень часто сталкиваемся с тем, что люди попросту не знают о такой услуге.
Для меня важно, чтобы я не был привязан к одному месту и имел возможность управлять компанией из любой точки мира удаленно. В приоритете низкие риски и невысокий уровень стресса.
Объемы продаж растут. География расширилась. Доля рынка пока уменьшается из-за того, что на рынок приходит много новых игроков, однако мы работаем над тем, чтобы развернуть тренд.
Были тесты нескольких проектов в Индонезии. В целом, там неплохой рынок, но пока это направление заморозили. Возможно, вернемся к нему через год-полтора. Самое интересное – открываться в другой стране. Там другие люди, другой менталитет, другой язык, другие законы, иные способы привлечения, маркетинговые стратегии. Когда мы заработали первые 460 долларов в Индонезии, нашей радости не было предела! И заработать можно везде, не имеет значения откуда ты.
– Где у вас в бизнесе сейчас точки роста? Как выглядит ассортимент?
– Точки роста в маркетинге, менеджменте, расширении посредством филиальной сети.
Ассортимент за последние годы почти не изменился. В основном услуги делятся на две группы: химчистка мебели на дому и стирка ковров в цехе. К этим услугам мы пришли путем перебора различных вариантов. Для меня важно, чтобы я не был привязан к одному месту и имел возможность управлять компанией из любой точки мира удаленно. В приоритете низкие риски и невысокий уровень стресса. Для кого-то, напротив, будет важен быстрый рост при любом уровне рисков. Каждый определяет для себя сам.
– Есть ли у компании стратегия?
– Стратегия есть, но в связи с последними событиями, мы очень сильно её пересматриваем. Она рассчитана на год, есть цели развития на 5, 10, 20 лет. В стратегии, как и в шахматах, главное — воображение. Ты знаешь, куда пойдёшь, кроме тебя не знает никто. Эту мысль выразил Сунь-Цзы в трактате о войне. Поэтому основу стратегии и тактики не раскрываем.
Поделиться
– Какие цели вы ставите перед собой? Что нужно сделать, чтобы их достичь?
– Хотим захватить мир, но начнем с России. Развитие собственной филиальной сети – основная цель. Возможно дальше пойдем на расширение продуктовой матрицы и станем клининговой компанией. Опять же, я не исключаю возникновение какого-то нового бизнеса. Химчистка со мной, думаю, не навсегда.
– Какие у вас сегодня основные каналы продаж?
– Развиваем performance-маркетинг сейчас. Нет ничего лучше, чем управляемый прогнозируемый канал продаж. Это измеримо и быстро. Однако про долгосрочные органические каналы, работу с базой мы тоже не забываем.
– Кто ваши основные конкуренты? За счет чего компания выдерживает конкуренцию?
– Основные конкуренты – ремесленники, самозанятые. Люди, которые пришли в профессию, чтобы работать на себя. Компаний довольно мало, а больших компаний вообще пока нет. Конкуренцию можно выдержать за счет качественной стратегии развития, маркетинговой стратегии и менеджмента.
«Уверен, что буду учиться всю жизнь»
– Как так сложилось, что вы так рано стали предпринимателем?– Мне всегда нравилось зарабатывать деньги, желательно как можно больше. Предпринимательство – один из возможных способов зарабатывать непропорционально много относительно вложенного времени.
Поэтому я искал себя в различных бизнесах. Был цветочный магазин, таксопарк, производство мебели, консалтинг, но химчистка работала параллельно всё это время. Главной проблемой было то, что я не знал, как развивать бизнес. Но на помощь пришло обучение, которое помогло в разных направлениях развития.
Я работал в найме и мне стало скучно от повторяющихся действий. Я не люблю зацикливающиеся операционные задачи. Всегда хочется зарабатывать много, поэтому искал дополнительные источники дохода. На каком-то развлекательном сайте прочитал кейс по этой нише, рассказал товарищу, на отложенные деньги купил оборудование и химию. Напарник довольно быстро вышел из бизнеса, а я продолжил заниматься этим параллельно основной работе по выходным. В какой-то период мой заработок за восемь выходных в месяц стал больше, чем за все остальные рабочие дни, и я уволился, хотя зарабатывал там уже довольно много.
Потом было много других бизнесов, пока я не решил сфокусировать внимание на химчистке. Тогда, в принципе, и начался рост. Подавляющее большинство предпринимателей столкнутся с тем, что не получится с первого раза. Надо пытаться много раз.
– Были ли у вас образцы для подражания? Где и у кого вы учились предпринимательству?
– Главным образцом для подражания стал мой дед. Он занимался экспортом медицинского оборудования, а я наблюдал за этим во время школьных каникул. У меня нет высшего образования, я не доучился в ДГТУ на факультете инновационного бизнеса и менеджмента, предпринимательству учился на своем опыте. Когда понял, что есть более эффективные способы получения информации, пошел учиться в «Бизнес Молодость» - это обучение сформировало фундамент. Сейчас я выбираю обучения под задачу, например, учусь на курсе по маркетингу. Я считаю себя профессиональным студентом, потому что уверен, что буду учиться всю жизнь.
– Какой урок был особенно важен?
– Одно из самых распространенных заблуждений, которое я постоянно слышу, звучит так: «Чтобы открыть бизнес, нужны вложения». Но самый лучший старт – тот, который не требует вложений. Я бы рекомендовал начинать тесты в нишах, где либо не нужны вложения на старте, либо нужны минимальные, которые уже есть у начинающего предпринимателя. Таких видов деятельности очень много, нужно только поискать. Есть множество дропшиппинговых, агентских схем.
– Как можно было бы помогать молодым предпринимателям? Чего сегодня больше всего не хватает для развития молодежного предпринимательства?
– На мой взгляд, лучше всего стимулировать естественный интерес к предпринимательству в школе, университете. Встречи с действующими предпринимателями, какое-либо взаимодействие помогут сделать к этому первый шаг.
Подавляющее число собственников бизнеса будет делать это совершенно безвозмездно и с большим удовольствием. Предприниматели довольно самостоятельные, в этом их главное преимущество, они могут справиться сами.