92 100 13

Создатель сети химчисток: лучший старт бизнеса не требует вложений

5089
6 минут

Александр Пиленко – создатель динамично растущей ростовской сети химчисток для мебели «Cleantastic» с филиалами в Самаре, Воронеже и Ереване. «Эксперт Юг» пообщался с молодым предпринимателем о его бизнесе и о том, как учиться предпринимательству.

Создатель сети химчисток: лучший старт бизнеса не требует вложений

Александр Пиленко нашел узкую нишу для своего бизнеса - чистка мебели на выезде // Фото: https://cleantastic.ru
Поделиться
Индивидуальному предпринимателю Александру Пиленко 28 лет, но за его плечами уже семилетний опыт управления бизнесом. Бизнес так увлек, что высшего образования получить так не получилось. Но Александр при этом учится постоянно. Он уже попытался реализовать свою бизнес-модель не только на российском рынке, но и в Армении и даже в Индонезии. И в целом, Пиленко готовит себя к выходу на рынки других стран. А его главный урок по предпринимательству: надо пытаться много раз и желательно с минимальными вложениями – ниш, которые вложений не требуют, довольно много.

«Хотим захватить мир, но начнем с России»

– С какой динамикой развивается ваш бизнес?

– В среднем мы прирастаем на 10-50 процентов ежегодно. В 2022 году бизнес достиг пиковых значений, однако в связи с СВО и введенными санкциями, развиваться быстрее сейчас довольно сложно. 
Бизнес окупился очень быстро. Я думаю, это особенность ниши. Невысокая рентабельность и быстрое развитие сделали свое дело. С другой стороны, в данном сегменте довольно высокая конкуренция среди новичков, которые видят низкий порог входа в нишу и думают, что это очень легко.

– Как изменились объемы продаж и география за последние несколько лет? 

– Химчистка работает на растущем, но довольно маленьком рынке – из-за узкой ниши. Еще лет десять назад о химчистке мебели на дому никто не знал, можно сказать, что мы занимаемся формированием рынка в данный момент. До сих пор очень часто сталкиваемся с тем, что люди попросту не знают о такой услуге.
Для меня важно, чтобы я не был привязан к одному месту и имел возможность управлять компанией из любой точки мира удаленно. В приоритете низкие риски и невысокий уровень стресса. 

Объемы продаж растут. География расширилась. Доля рынка пока уменьшается из-за того, что на рынок приходит много новых игроков, однако мы работаем над тем, чтобы развернуть тренд.

Были тесты нескольких проектов в Индонезии. В целом, там неплохой рынок, но пока это направление заморозили. Возможно, вернемся к нему через год-полтора. Самое интересное – открываться в другой стране. Там другие люди, другой менталитет, другой язык, другие законы, иные способы привлечения, маркетинговые стратегии. Когда мы заработали первые 460 долларов в Индонезии, нашей радости не было предела! И заработать можно везде, не имеет значения откуда ты.

– Где у вас в бизнесе сейчас точки роста? Как выглядит ассортимент? 

– Точки роста в маркетинге, менеджменте, расширении посредством филиальной сети.
Ассортимент за последние годы почти не изменился. В основном услуги делятся на две группы: химчистка мебели на дому и стирка ковров в цехе. К этим услугам мы пришли путем перебора различных вариантов. Для меня важно, чтобы я не был привязан к одному месту и имел возможность управлять компанией из любой точки мира удаленно. В приоритете низкие риски и невысокий уровень стресса. Для кого-то, напротив, будет важен быстрый рост при любом уровне рисков. Каждый определяет для себя сам.

– Есть ли у компании стратегия? 

– Стратегия есть, но в связи с последними событиями, мы очень сильно её пересматриваем. Она рассчитана на год, есть цели развития на 5, 10, 20 лет. В стратегии, как и в шахматах, главное — воображение. Ты знаешь, куда пойдёшь, кроме тебя не знает никто. Эту мысль выразил Сунь-Цзы в трактате о войне. Поэтому основу стратегии и тактики не раскрываем.

Пиленко 2.jpg
Поделиться

– Какие цели вы ставите перед собой? Что нужно сделать, чтобы их достичь?

– Хотим захватить мир, но начнем с России. Развитие собственной филиальной сети – основная цель. Возможно дальше пойдем на расширение продуктовой матрицы и станем клининговой компанией. Опять же, я не исключаю возникновение какого-то нового бизнеса. Химчистка со мной, думаю, не навсегда.

– Какие у вас сегодня основные каналы продаж? 

– Развиваем performance-маркетинг сейчас. Нет ничего лучше, чем управляемый прогнозируемый канал продаж. Это измеримо и быстро. Однако про долгосрочные органические каналы, работу с базой мы тоже не забываем.

– Кто ваши основные конкуренты? За счет чего компания выдерживает конкуренцию?

– Основные конкуренты – ремесленники, самозанятые. Люди, которые пришли в профессию, чтобы работать на себя. Компаний довольно мало, а больших компаний вообще пока нет. Конкуренцию можно выдержать за счет качественной стратегии развития, маркетинговой стратегии и менеджмента.

«Уверен, что буду учиться всю жизнь»

– Как так сложилось, что вы так рано стали предпринимателем? 

– Мне всегда нравилось зарабатывать деньги, желательно как можно больше. Предпринимательство – один из возможных способов зарабатывать непропорционально много относительно вложенного времени.

Поэтому я искал себя в различных бизнесах. Был цветочный магазин, таксопарк, производство мебели, консалтинг, но химчистка работала параллельно всё это время. Главной проблемой было то, что я не знал, как развивать бизнес. Но на помощь пришло обучение, которое помогло в разных направлениях развития.

Я работал в найме и мне стало скучно от повторяющихся действий. Я не люблю зацикливающиеся операционные задачи. Всегда хочется зарабатывать много, поэтому искал дополнительные источники дохода. На каком-то развлекательном сайте прочитал кейс по этой нише, рассказал товарищу, на отложенные деньги купил оборудование и химию. Напарник довольно быстро вышел из бизнеса, а я продолжил заниматься этим параллельно основной работе по выходным. В какой-то период мой заработок за восемь выходных в месяц стал больше, чем за все остальные рабочие дни, и я уволился, хотя зарабатывал там уже довольно много.

Потом было много других бизнесов, пока я не решил сфокусировать внимание на химчистке. Тогда, в принципе, и начался рост. Подавляющее большинство предпринимателей столкнутся с тем, что не получится с первого раза. Надо пытаться много раз.

– Были ли у вас образцы для подражания? Где и у кого вы учились предпринимательству? 

– Главным образцом для подражания стал мой дед. Он занимался экспортом медицинского оборудования, а я наблюдал за этим во время школьных каникул. У меня нет высшего образования, я не доучился в ДГТУ на факультете инновационного бизнеса и менеджмента, предпринимательству учился на своем опыте. Когда понял, что есть более эффективные способы получения информации, пошел учиться в «Бизнес Молодость» - это обучение сформировало фундамент. Сейчас я выбираю обучения под задачу, например, учусь на курсе по маркетингу. Я считаю себя профессиональным студентом, потому что уверен, что буду учиться всю жизнь.

Читать также
Кристина Базиленко вырастила швейную фабрику и взялась за свой бренд
Поделиться
– Какой урок был особенно важен? 


– Одно из самых распространенных заблуждений, которое я постоянно слышу, звучит так: «Чтобы открыть бизнес, нужны вложения». Но самый лучший старт – тот, который не требует вложений. Я бы рекомендовал начинать тесты в нишах, где либо не нужны вложения на старте, либо нужны минимальные, которые уже есть у начинающего предпринимателя. Таких видов деятельности очень много, нужно только поискать. Есть множество дропшиппинговых, агентских схем. 

– Как можно было бы помогать молодым предпринимателям? Чего сегодня больше всего не хватает для развития молодежного предпринимательства?

 – На мой взгляд, лучше всего стимулировать естественный интерес к предпринимательству в школе, университете. Встречи с действующими предпринимателями, какое-либо взаимодействие помогут сделать к этому первый шаг. 

Подавляющее число собственников бизнеса будет делать это совершенно безвозмездно и с большим удовольствием. Предприниматели довольно самостоятельные, в этом их главное преимущество, они могут справиться сами.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .