93 99 13

«Тот самый вкус» как фактор роста

1088
11 минут

Кондитерский комбинат «Кубань», работающий в Тимашевском районе, сегодня со всех сторон окружён траснационалами-пищевиками. Тем не менее, сейчас это самобытная южная компания-«газель», которая, видимо, скоро вырвется за рамки среднего бизнеса

«Тот самый вкус» как фактор роста

Поделиться
Кондитерский комбинат «Кубань», работающий в Тимашевском районе, сегодня со всех сторон окружён траснационалами-пищевиками. Тем не менее, сейчас это самобытная южная компания-«газель», которая, видимо, скоро вырвется за рамки среднего бизнеса

На территории крупного агропромышленного кластера в Тимашевске, где уже давно обосновались транснационалы — Nestle, PepsiCo , «Вимм-Билль-Данн», — работает и кондитерский комбинат «Кубань» (ОАО «Тикком»), открывшийся ещё в 1988 году. Создание агрокомплекса в Тимашевском районе Краснодарского края было экспериментом ЦК КПСС: на тот момент в стране вообще не было понятия «полный цикл» в сельском хозяйстве. По замыслу председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, на Кубани должен был появиться кластер, соединяющий переработку, производство и упаковку. Идея была тщательно проработана, и в 1986 году началось строительство первого в истории Союза агрокластера.

В проект были вложены огромные деньги — глава ОАО «Тикком» Владимир Кочетов вспоминает, что речь шла о 100 млн рублей; на строительство пригласили югославских специалистов, известных своими методиками и технологиями, оборудование закупалось по всей Европе. «Кондитерка» была отстроена первой, она же замкнула на себя инфраструктуру кластера; запуск производства состоялся через два года, и достаточно быстро комбинат вышел на проектную мощность. «Если бы мы запустились хотя бы на год позже, что и произошло с остальными предприятиями комплекса, — всё, хана, — рассказывает г-н Кочетов. — А мы попали в раскрутку и за полтора-два года уже стали заметны на отечественном рынке. Когда в хаосе переходного периода тимашевские заводы начали выкупать транснационалы, наш комбинат единственный выстоял».

И не просто выстоял — от 13 видов выпускаемой продукции завод пришёл к портфелю из более чем 180 позиций, достигнув в 2011 году почти миллиардной выручки. И это в отрасли, где 82% капитала имеют иностранное происхождение.

Быстрое развитие мелкими шажками

— В течение последних лет комбинат «Кубань» рос очень быстрыми темпами. С чем связано стремительное развитие именно в этот период?
— Расти темпами «газели» мы начали благодаря стабильному качеству выпускаемой продукции, несмотря на то, что либерализация рынка привела к спаду в кондитерской отрасли, обусловленному стихийными продажами продукции импортного производства, зачастую низкого качества, но конкурентоспособной по цене. А в 1997 году на рынок вышел ряд новых современных крупных и средних кондитерских предприятий, созданных за счёт иностранных инвестиций и отечественных банковских структур. Очень тяжело было в 1998 году, когда произошёл дефолт, — тогда нам пришлось зачехлить некоторые линии и сильно сократить штат. В 2001 году совет директоров принял программу возрождения комбината, которая предусматривала новые инвестиции в производство, приобретение нового оборудования, модернизацию действующего. В тот период это можно было назвать авантюрой. Средства на обновление и модернизацию отсутствовали, из-за убытков банки не давали кредитов. Помогли только личные связи и авторитет, благодаря которым был получен кредит в банках «Кубань Кредит» и «Каменск-Шахтинский» — на тяжёлых условиях и в сумме всего трёх миллионов рублей. Но с этой помощи и началось спасение комбината, и уже кризис 2008 года обошёл нас стороной — комбинат вступил в фазу активного роста.

— Какая у вас сейчас динамика?
— В 2011 году объёмы производства выросли в 5,8 раза к уровню 2000 года, а к уровню 2010 года — на 22 процента. Если в 2001 году мы выпускали 4,9 тысячи тонн продукции, то в 2011 удалось отгрузить уже 18,8 тысячи. Ассортимент выпускаемых кондитерских изделий с 13 первоначальных видов увеличился до 180. В последние годы за счёт заёмных средств, лизинга и собственных средств ежегодно осваивается не менее 35–40 миллионов рублей, и за последние три года мы уже реализовали семь проектов по техническому перевооружению кондитерского производства.

— А во что вы вкладываетесь?
— За период модернизации были приобретены две шоколадоотливочные машины, автоматы для завёртки конфет, линия по производству шоколада, дозировочное оборудование для сыпучих компонентов с высокой степенью автоматики и точностью дозирования, производственный комплекс по выпуску вафель, две глазировочные линии, три линии по производству соломки, оборудование для производства классического сахарного печенья и многое другое. Кстати, мы проводим модернизацию путём добавления оборудования, при этом поддерживая и модернизируя уже существующее. В результате комбинат в 1,6 раза увеличил производственные мощности и стал единственным предприятием кондитерской отрасли Краснодарского края, выпускающим натуральный шоколад и конфеты по традиционной технологии с объёмами до тысячи тонн в год. Проведённые мероприятия и существующие новые проекты по техническому перевооружению производства, по нашим расчётам, позволят в ближайшие два года увеличить выпуск продукции на 33 процента и достичь к 2014 году выпуска 25 тысяч тонн продукции в год.

— Эти планы предполагают участие внешних инвесторов в деятельности завода?
— Нет, мы не привлекали и не будем привлекать инвесторов. Стартовавшая несколько лет назад программа модернизации сработала только за счёт кредитов и собственной прибыли. Это наше правило!

— Однако у вас достаточно серьёзные обязательства перед банками — к примеру, только в 2011 году вы взяли кредитов на сумму свыше 40 миллионов рублей. Это необходимость или стратегия, рассчитанная на максимально быстрый рост?
— Все должно основываться на реальном расчёте. Если мы можем стартануть, не проиграв, — это нормально, даже если в кредит. У нас всё происходило постепенно. Мы пошли на риск, начали с модернизации шоколадного производства: закупили одну линию по производству конфет типа «ассорти», потом вторую. Это малогабаритное, не очень дорогое оборудование — и оно быстро окупилось, за два года. Потом взяли ещё кредит — начали производить шоколадную плитку. Это тоже быстро окупилось. И за несколько лет мы создали хорошую базу такими вот мелкими шажками. Каждый год мы осваивали какое-то новое направление, не гнали вперёд на полной скорости: каждый раз ждали окупаемости. В итоге за пять лет модернизации мы освоили порядка 200 миллионов рублей, и планируем придерживаться линии поступательного привлечения кредитов в дальнейшем — если хотите, это наша финансовая стратегия, обусловленная необходимостью роста производства и конкурентоспособности. Мы думаем так: лучше жить без кредитов, но пока без них нельзя.

Под защитой бренда

— Вы приобретаете оборудование и выпускаете десятки новых видов изделий под новыми брендами — сложно ли продвигать новое на рынке?
— У нас нет агрессивной рекламы, поскольку она очень дорогая. Но на нас работает бренд «Кондитерский комбинат “Кубань”». Нас очень хорошо знают в стране, мы ведь с самого начала работали на весь СССР. И когда мы создаём какую-то новую продукцию, проблем не возникает. Например, в 2005 году нами была выпущена серия шоколадных изделий класса «премиум» с неоднозначным для российского покупателя названием «Буржуй. Всё будет в шоколаде!». Своей необычностью оно привлекло потребителя, далее положительно сработали высокое качество продукции и торговая марка кондитерского комбината «Кубань». В общем, мы тратим средства не столько на продвижение новых марок, сколько на укрепление бренда комбината. А новинки стараемся продвигать путём участия в выставках, презентациях, форумах и т. п.

— Вы производите порядка 180 на­именований изделий — это всё жизнеспособные бренды?
— Конечно, есть сезонные позиции, есть более популярные и менее популярные. При необходимости мы каждую можем выпустить в нужных объёмах. Хотя были и рецепты, которые «канули», — к примеру, солёное печенье с томатной пастой и перцем. Но мода на кондитерские изделия, как и на одежду, возвращается. Сегодня технологами комбината выпущен крекер Pe-tuk с тем же наполнением, который пользуется спросом.

— Все рецепты вы разрабатываете сами?
— Мы создаём свои уникальные рецепты совместно с НИИ кондитерской промышленности Россельхозакадемии. То есть у нас на сто процентов отечественный продукт — по нашим технологиям и, что важно, с соблюдением всех требований российского законодательства и отраслевых ГОСТов. Несложно заметить, что продукция иностранного происхождения имеет отличный от отечественных аналогов вкус, не всегда привычный для российского потребителя. Дело в том, что у западных фирм совершенно другие стандарты выпуска продукции, особенно шоколадной, которые, как правило, менее жёсткие, чем российские требования. Поэтому импортный шоколад может храниться и транспортироваться почти в любых условиях. Ему не страшны перепады температур, солнце. На смену натуральному сырью пришли пальмовое масло, различные заменители, потому, кстати, и себестоимость западной продукции существенно ниже. А мы же по-прежнему соблюдаем ГОСТы, разработанные ещё в СССР, — правда, это с каждым годом всё сложнее. Качество выпускаемых нами изделий — высочайшее. Сою или консерванты наши кондитеры и на порог не пускают. Поэтому и себестоимость нашей продукции минимум в полтора раз выше, чем у большинства конкурентов, в частности, тех, кто работает по западным стандартам.

— Где вы закупаете сырьё для того, чтобы выпускать продукцию по ГОСТАм?
— Сама метода поставок сырья — это целая наука. Ты выстраиваешь долгосрочное партнёрство. Так, уже десять лет мы напрямую закупаем какао-продукты в Колумбии — перекупщики часто «бодяжат». Муку, молочные продукты, сахар, то есть самые основные позиции, берём у кубанских производителей. Вообще, всё, что можно купить в крае, мы покупаем здесь. В итоге у нас формируется высококачественная сырьевая база.

Укрупняться нужно с умом

— Какова структура и схема сбыта вашей продукции?
— На данный момент у нас порядка 300 клиентов по всей стране. Есть крупные контракты с российской армией, санаторно-курортными организациями. Также сотрудничаем с дистрибьюторами и торговыми сетями. Кондитерка — это специфичный продукт. Мы много думали и пришли к выводу, что нам не нужен свой торговый дом. Чтобы думать о крупной дистрибьюции, надо производить свыше 30 тысяч тонн продукции. Пока же открываем представительства в Краснодарском крае — потому что, работая с оптовыми фирмами, мы сталкиваемся с тем, что конечный покупатель не имеет возможности купить полный ассортимент выпускаемых нами кондитерских изделий. С ноября 2011 года заработало представительство в Краснодаре; в Новороссийске и Геленджике присмотрели помещения, где в ближайшее время планируется открытие наших представительств. Плюс обновили автопарк.

— Планируете ли вы увеличивать объёмы продаж через сети?
— Желание очень сильное, но Закон о торговле плохо работает, поэтому производитель всегда в проигрыше. По-прежнему остаются требования занижения цен на продукцию под видом бонусно-премиальных систем. Это вертикально выстроенная структура, которая работает по своим законам. В идеале, конечно, нам нужно производить, а сетям — продавать. Но пока в нашей стране это сложно. Однако мы всё же давно сотрудничаем с «Магнитом», «Ашаном», «Метро», и объёмы поставок хотелось бы увеличить.

— Какой вы видите структуру продаж через несколько лет?
— В дальнейшем мы всё-таки будем ориентироваться на крупных заказчиков и на обслуживание санаторно-курортного комплекса. Сейчас у нас есть очень интересные контракты с московскими фирмами, торговыми компаниями, у которых свои рынки сбыта. Они расширяют свою номенклатуру, заказывают у нас продукцию под собственными торговыми марками. Получается так: наш известный бренд соединяется с их брендом, и они становятся устойчивыми, долгосрочными партнёрами. Например, мы производим продукцию для компаний «Шоколадная страна» (Новосибирск), «Ореховое производство» (Москва) и других крупных заказчиков — долю подобных контрактов нам хочется увеличить. Работать под конкретный заказ, имея гарантированные продажи, очень выгодно.

— Вы намерены увеличивать географию продаж комбината по мере укрупнения портфеля контрактов?
— Сегодня порядка 58 процентов продукции мы отгружаем в Москву, плюс наиболее активно продаём в семи ближайших к Кубани регионах. Да, мы можем отгружать продукцию и в Турцию, и в Азербайджан — такие заказы были, но давайте посмотрим на Юг. Даже если оставаться здесь, это неплохо. Только в ЮФО и СКФО проживает 22 миллиона человек — хотите сказать, это маленький рынок? И далеко ехать не надо! Но мы сталкиваемся ещё и с так называемыми отраслевыми ограничителями. К примеру, Украина на границе с Россией приобрела лучшие отечественные фабрики — Курскую, Липецкую — и, имея существенные преференции, касающиеся цен на сахар, низкие пошлины, создаёт нам серьёзную конкуренцию. Собственно, этот противовес сдерживает рост нашей географии поставок.

— Когда планируете дорасти до крупного бизнеса?
— Благодаря реновациям, приобретению нового оборудования в 2010 году было выпущено 16 тысяч тонн кондитерских изделий при проектной годовой мощности фабрики 13,5 тысячи тонн, в 2011 году — 18,8 тысячи тонн. Думаю, что это достойный результат, но далеко не предел. Для гарантированной стабильности и обеспечения выживаемости комбината в сегодняшних условиях, когда ещё возможны стихийные повышения цен на сырьё, упаковку, энергоресурсы, нам необходимо производить не менее 25–30 тысяч тонн в год, снизить заёмные средства, повысить устойчивость предприятия в ЮФО, а уж только потом осваивать новые горизонты. Надо расти на том, что есть сейчас, не жадничать, чтоб не сойти с дистанции, едва начав. Так что не стал бы говорить о каких-то сроках в этой части, как не буду и причислять наш комбинат к крупному бизнесу. Сначала надо закрепить достигнутые результаты.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .