Дмитрий Гусев, предприниматель: «Велодорожки спасают Ростов»

12873
6 минут

Транспортная инфраструктура Ростова — один из самых острых вопросов. Ответом может и должно стать создание инфраструктуры велосипедной, считает создатель сервиса «Веловод» Дмитрий Гусев

Дмитрий Гусев, предприниматель: «Велодорожки спасают Ростов»

Поделиться

Предприниматель и велоактивист Дмитрий Гусев, построивший бизнес на развитии велокультуры, является автором множества общественных инициатив, например, ростовского велопарада и велоэкскурсий, которые прививают любовь к городу. Зачем развивать у населения веломентальность и почему велодорожки нужны не только для комфорта велосипедистов, он рассказал «Эксперту Юг».

— На вашей странице в соцсетях есть объявление, что вы проводите лекции по теме «веломентальность». Ранее не приходилось слышать такой термин. Скажите, какой смысл вы в него вкладываете?

— Веломентальность – это сложное понятие, которое нужно прочувствовать. Ведь что такое велосипед? Для каждого – это своя история: для кого-то – транспорт, для кого-то – развлечение, для кого-то – спорт. Веломентальность объединяет людей, рассматривающих велосипед именно как полноценную единицу транспортной системы. Если у города есть веломентальность, то велосипедисты ощущают себя полноценными участниками транспортного движения. Автомобилисты, обладающие веломентальностью, понимают, что город принадлежит, в том числе, и велосипедистам, пешеходы с веломентальностью тоже понимают, что есть велодорожка, которая используется велосипедистами, и на нее не стоит заходить.

У нас, конечно, веломентальность развивается вопреки обстоятельствам, еще и быстрее, чем соответствующая ей инфраструктура. С каждым годом все больше велосипедов на улице, шерингов и прокатов, все больше людей с каждым годом отдают предпочтение велосипеду как транспорту, но для этого транспорта пока нет нужных условий. Главная задача велосипедной структуры – безопасное движение всех участников, разделение различных движущихся потоков. В какой-то же момент появились дороги для автомобилей, сейчас мы стоим на пути эволюции — должны появиться велодорожки.

Тактический урбанизм велосипедного города

– Может быть дело в том, что Ростов — не велосипедный город?

– Такие тезисы я слышу постоянно, но они не кажутся мне верными. Вот, например, родился ребенок в захолустной деревне. Раз он родился в захолустной деревне, а не где-нибудь в Зальцбурге, значит, не быть ему выдающимся композитором или медиком мирового уровня? Мы можем долго говорить, кем ребенку не быть из-за условий обитания, но это неправильно. Наша обязанность как родителя постараться дать ему возможность стать тем, кем он хочет стать. Ровно так же и с городом. Мы можем сколько угодно говорить, что у нас все вопреки, но Ростов должен стать велосипедным.

– Каким вы видите развитие велосипедного движения в городе: Ростов станет городом с массой велосипедных маршрутов, либо наша история про то, что на работу горожане ездят на транспорте, а на выходных едут в парк и уже там катаются на велосипедах?

– Я не сторонник слова «катаюсь», применительно к велосипеду я употребляю глаголы «езжу», «передвигаюсь». Я считаю, что Ростов способен стать городом, где большинство людей используют велосипед как средство транспорта. Я недавно прошел онлайн-курс «Исследуя велосипедный город», он был посвящен Нидерландам и феномену велосипедизации в них. Там до 60-х годов было полное засилье автомобилей, индустриализация. Но это стало приводить к опасным последствиям: высокая смертность на дорогах, особенно среди детей, сильная загазованность. Люди вышли с протестами, люди начали искать альтернативы. Сейчас мы уже видим, что велосипедизация нужна и актуальна, она дает положительные результаты: экономические, урбанистические. Я уверен, что Ростов предрасположен к тому, чтобы велосипед стал в городе полноценным транспортом. Каждый должен передвигаться так, как ему удобно, но чтобы люди реже использовали автомобили, им нужно дать грамотную альтернативу.

Дмитрий Гусев и Василий Голубев.jpg
Поделиться
Дмитрий Гусев и губернатор Ростовской области Василий Голубев (справа) во время велопрогулки//Фото: nationmagazine.ru

– Как конкретно сделать город удобнее для передвижения на велосипедах?

– Я много лет работаю над тем, чтобы появилась удобная система. Это должна быть связная сеть велодорожек, которая обладает не только разметкой, но и некими специальными инфраструктурными объектами. Кроме того, велодвижение нужно популяризировать не только от лица сообщества, которое и так пользуется велосипедами. Необходима популяризация со стороны города. Власть должна поддерживать эту историю не просто словом, но и делом: вкладывая деньги и компетенции, а также рассматривая велосипедистов не как каких-то фанатиков, а как полноценных участников транспортного движения.

Какой общественный транспорт нужен городу

— Вы сказали про взаимодействие с властями. В прошлом году вы были кандидатом на выборы в гордуму Ростова. С каким предложением вы в нее шли?

— Я вам так скажу: я общался по велосипедной теме с каждым мэром, начиная еще с [Михаила] Чернышова, и у каждого были разные мысли и тезисы. Очень важным моментом является политическая воля, не каждый управленец понимает важность развития велосипедной инфраструктуры, не каждый управленец может смотреть в будущее, обнаруживая выгоды, которые велосипед несет городу. Я понял, что пока я хожу на уровне велоэнтузиаста, мои идеи тоже воспринимаются на уровне простого энтузиазма. Когда я говорю как кандидат в депутаты – уже другое отношение, голос звучит громче.

Есть и другие направления в городе, которые я хотел бы улучшить, но самое главное в моей риторике – сделать велосипеды полноценными участниками городской среды. Я только за, чтобы это подхватили и другие люди, те же депутаты, но, если это будет не просто болтовня, а реальные действия, которые приведут к результату.

— Какой общественный транспорт нужен Ростову?

– Удобный. У нас много говорят о метро, но я не сторонник этой истории – большинство проблем мы можем решить нормальным движением автобусов, троллейбусов, трамваев. Я считаю, что нужно развивать автобусно-троллейбусно-трамвайное движение, перенимать опыт стран, где это получилось. Книга «Битва за города» Джанет Садик-Хан – потрясающая история о том, как это произошло в Нью-Йорке. Нам нужно организовать грамотное движение автобусов по выделенной полосе, чтобы человек понимал, что на автобусе доберется быстрее и комфортнее, чем на автомобиле. Должно появиться грамотное расписание движения. А то у нас в городе до сих пор «свистки» стоят на дороге, то есть, какие-то непонятные люди, которые ходят с секундомером и собирают «дань» с водителей. Это прошлый век. Скоростной трамвай – также интересная история, для развития которой есть предпосылки.

— Выходит, что городу вообще нужна совершенно новая концепция транспортного развития?

— Могу сказать на примере велодорожек, что одной концепции мало. Необходима реализация того, что уже было запланировано. Некомпетентность и невежество отдельных людей – вот главные причины, почему мы до сих пор почти не сдвинулись с места. Город – это комплексный механизм, и надо работать и думать не только по принципу, как залатать дыры, а работать на опережение. Тогда и город нам ответит взаимностью.

Важно также понимать, что велоинфраструктура работает не только для велосипедистов, но и для всех средств индивидуальной мобильности, например, самокатов, которые сейчас буквально захватывают город. Она позволяет обособить и обезопасить движение этого транспорта от пешеходов и автомобилистов. Этим нужно заниматься прямо сейчас, потому что тот хаос, который уже наблюдается сейчас, будет только расти, вызывая недовольство горожан и склоняя к неправильным действиям город. Этого допустить нельзя!

Интервью записано по мотивам беседы в рамках пятничного стрима «Эксперт недели» с Дмитрием Гусевым на Facebook:

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .