Предприниматель и велоактивист Дмитрий Гусев, построивший бизнес на развитии велокультуры, является автором множества общественных инициатив, например, ростовского велопарада и велоэкскурсий, которые прививают любовь к городу. Зачем развивать у населения веломентальность и почему велодорожки нужны не только для комфорта велосипедистов, он рассказал «Эксперту Юг».
— На вашей странице в соцсетях есть объявление, что вы проводите лекции по теме «веломентальность». Ранее не приходилось слышать такой термин. Скажите, какой смысл вы в него вкладываете?
— Веломентальность – это сложное понятие, которое нужно прочувствовать. Ведь что такое велосипед? Для каждого – это своя история: для кого-то – транспорт, для кого-то – развлечение, для кого-то – спорт. Веломентальность объединяет людей, рассматривающих велосипед именно как полноценную единицу транспортной системы. Если у города есть веломентальность, то велосипедисты ощущают себя полноценными участниками транспортного движения. Автомобилисты, обладающие веломентальностью, понимают, что город принадлежит, в том числе, и велосипедистам, пешеходы с веломентальностью тоже понимают, что есть велодорожка, которая используется велосипедистами, и на нее не стоит заходить.
У нас, конечно, веломентальность развивается вопреки обстоятельствам, еще и быстрее, чем соответствующая ей инфраструктура. С каждым годом все больше велосипедов на улице, шерингов и прокатов, все больше людей с каждым годом отдают предпочтение велосипеду как транспорту, но для этого транспорта пока нет нужных условий. Главная задача велосипедной структуры – безопасное движение всех участников, разделение различных движущихся потоков. В какой-то же момент появились дороги для автомобилей, сейчас мы стоим на пути эволюции — должны появиться велодорожки.
Тактический урбанизм велосипедного города
– Может быть дело в том, что Ростов — не велосипедный город?– Такие тезисы я слышу постоянно, но они не кажутся мне верными. Вот, например, родился ребенок в захолустной деревне. Раз он родился в захолустной деревне, а не где-нибудь в Зальцбурге, значит, не быть ему выдающимся композитором или медиком мирового уровня? Мы можем долго говорить, кем ребенку не быть из-за условий обитания, но это неправильно. Наша обязанность как родителя постараться дать ему возможность стать тем, кем он хочет стать. Ровно так же и с городом. Мы можем сколько угодно говорить, что у нас все вопреки, но Ростов должен стать велосипедным.
– Каким вы видите развитие велосипедного движения в городе: Ростов станет городом с массой велосипедных маршрутов, либо наша история про то, что на работу горожане ездят на транспорте, а на выходных едут в парк и уже там катаются на велосипедах?
– Как конкретно сделать город удобнее для передвижения на велосипедах?
Какой общественный транспорт нужен городу
— Вы сказали про взаимодействие с властями. В прошлом году вы были кандидатом на выборы в гордуму Ростова. С каким предложением вы в нее шли?
— Я вам так скажу: я общался по велосипедной теме с каждым мэром, начиная еще с [Михаила] Чернышова, и у каждого были разные мысли и тезисы. Очень важным моментом является политическая воля, не каждый управленец понимает важность развития велосипедной инфраструктуры, не каждый управленец может смотреть в будущее, обнаруживая выгоды, которые велосипед несет городу. Я понял, что пока я хожу на уровне велоэнтузиаста, мои идеи тоже воспринимаются на уровне простого энтузиазма. Когда я говорю как кандидат в депутаты – уже другое отношение, голос звучит громче.
Есть и другие направления в городе, которые я хотел бы улучшить, но самое главное в моей риторике – сделать велосипеды полноценными участниками городской среды. Я только за, чтобы это подхватили и другие люди, те же депутаты, но, если это будет не просто болтовня, а реальные действия, которые приведут к результату.
— Какой общественный транспорт нужен Ростову?
– Удобный. У нас много говорят о метро, но я не сторонник этой истории – большинство проблем мы можем решить нормальным движением автобусов, троллейбусов, трамваев. Я считаю, что нужно развивать автобусно-троллейбусно-трамвайное движение, перенимать опыт стран, где это получилось. Книга «Битва за города» Джанет Садик-Хан – потрясающая история о том, как это произошло в Нью-Йорке. Нам нужно организовать грамотное движение автобусов по выделенной полосе, чтобы человек понимал, что на автобусе доберется быстрее и комфортнее, чем на автомобиле. Должно появиться грамотное расписание движения. А то у нас в городе до сих пор «свистки» стоят на дороге, то есть, какие-то непонятные люди, которые ходят с секундомером и собирают «дань» с водителей. Это прошлый век. Скоростной трамвай – также интересная история, для развития которой есть предпосылки.
— Выходит, что городу вообще нужна совершенно новая концепция транспортного развития?
— Могу сказать на примере велодорожек, что одной концепции мало. Необходима реализация того, что уже было запланировано. Некомпетентность и невежество отдельных людей – вот главные причины, почему мы до сих пор почти не сдвинулись с места. Город – это комплексный механизм, и надо работать и думать не только по принципу, как залатать дыры, а работать на опережение. Тогда и город нам ответит взаимностью.
Важно также понимать, что велоинфраструктура работает не только для велосипедистов, но и для всех средств индивидуальной мобильности, например, самокатов, которые сейчас буквально захватывают город. Она позволяет обособить и обезопасить движение этого транспорта от пешеходов и автомобилистов. Этим нужно заниматься прямо сейчас, потому что тот хаос, который уже наблюдается сейчас, будет только расти, вызывая недовольство горожан и склоняя к неправильным действиям город. Этого допустить нельзя!
Интервью записано по мотивам беседы в рамках пятничного стрима «Эксперт недели» с Дмитрием Гусевым на Facebook: