Юрий Погосов (в центре) и его сын Артур (слева) уверены в хорошем потенциале "Лимона".// Фото пресс-службы компании
В 2020 году предприниматели Юрий и Артур Погосовы завершат реализацию в Ростове проекта по запуску фудмолла «Лимон» площадью 9,5 тысячи кв. метров, В этот пока еще новый для России торговый формат инвесторы вложат 800 млн рублей, которые планируют окупить за шесть лет
О завершении строительства фудмолла «Лимон» и запуске первого из трех этажей комплекса «Эксперту Юг» рассказал соучредитель ООО «Союз-98» Артур Погосов, который вместе со своим отцом Юрием Погосовым выступает в качестве инвестора проекта. Со слов Погосова-младшего, общий объем вложений в проект составит 800 млн рублей, большая часть средств (60%) — собственные. Остальные 40% — кредит банка «Открытие». Деньги были потрачены на строительство трехэтажного здания общей площадью 9,5 тысячи кв. метров, коммуникации, инженерное оснащение, торговое оборудование и т. д. Инвестиции предприниматели надеются окупить в течение шести лет, при средней рентабельности бизнеса 15-20%.
«Еще в 1998 году мы выкупили на торгах у города территорию плодоовощной базы: около 5 гектаров в районе авторынка “Алмаз“, провели реконструкцию, стали сдавать в аренду склады и холодильники, для хранения продуктов питания, сельхозпродукции, — сообщил Артур Погосов. — За это время наработали хорошие связи с поставщиками. У нас, на территории базы, был свободный участок, как раз под строительство крупного торгового объекта. Но долго мы не могли понять, что именно надо построить здесь, чтобы это было выгодно и перспективно. Банальный ТЦ строить не хотелось. Стали искать. Наконец, увидели, что на Западе весьма популярен формат фудмолла, а в России он пока — большая редкость. Например, в Москве есть фудмолл “Депо“, весьма успешный. Этот опыт и вдохновил нас».
По планам владельцев фудмолла "Лимон", в первом полугодии 2020 года здесь заработают все три этажа. // Фото отдела маркетинга компании
Предприниматель добавил, что они продали свою долю в ростовском автоцентре «Тойота/Лексус» (Toyota/Lexus), который находится в Аксайском районе Дона. «Вырученные от сделки средства мы и решили вложить в фудмолл, — признался Артур Погосов. — Главная особенность нашего объекта в том, что здесь не будет “раскрученных сетевых форматов“, никакого фастфуда. Все только натуральное, полезное, экологичное и вкусное. Кстати, для исследования и сертификации фермерской продукции у нас открыта лаборатория. Такой подход обеспечит хороший трафик. В среднем, по нашим оценкам, сюда ежемесячно будут приезжать 25-30 тысяч человек».
Согласно проекту, на первом этаже «Лимона», который запущен недавно, накануне Нового года, располагаются фермерские ряды, небольшие магазины по продаже сувениров и других «изделий ручной работы», кафе. «В феврале мы планируем сдать второй этаж площадью 3500 квадратных метров, — сообщила маркетолог фудмолла Ольга Егорова. — Здесь будут около 50 кафе, а также рестораны и мелкие корнерские точки (от англ. corner — угол; небольшие современные торговые форматы, которые проектируются под определенные ТЦ, — ред.). Предполагаем, что (на втором этаже комплекса), помимо традиционной донской кухни, будут широко представлены различные национальные кухни: узбекская, вайнахская, армянская, грузинская, а также греческая, турецкая и, возможно, индийская. Кроме того, здесь будет создана детская зона с аттракционами, площадками и игрушками».
Третий этаж фудмолла его собственники планируют запустить «ближе к лету». На этом уровне будут располагаться офисные помещения и небольшие аудитории, чтобы проводить ориентированные на фермеров (как основных поставщиков и продавцов фудмолла) занятия и мастер-классы. «Фермеры зачастую плохо разбираются в современных тенденциях, образования и знаний им не хватает, — считает Егорова. — Мы будем проводить интересные мероприятия для фермеров. Сделаем здесь некий развивающий кластер, где можно будет получить консультацию по интересующим вопросам: как оформить кредит, как применять в работе новейшие технологии, как успешно продвигать свою продукцию в Instagram и другие актуальные темы».
Инициаторы проекта уверены, что в фудмолл "Лимон" надо приходить семьями.// Фото отдела маркетинга компании
Гендиректор MACON Realty Group Илья Володько считает концепцию фудмолла понятной и перспективной. «Этот формат только начинает набирать популярность в России и, в частности, на Юге, — отмечает эксперт. — Например, несколько месяцев назад гастромолл площадью порядка 3 тысяч квадратных метров был открыт в Сочи, посещаемость там хорошая. Здесь нет якорных арендаторов в привычном понимании. Главный магнит — большое разнообразие качественных свежих продуктов и интересных ресторанных концепций».
По мнению Володько, ростовский фудмолл — крупный проект. Таких, в силу специфики, на город-миллионник может быть один-два, не более. Так что, быть первыми в этой нише — хорошо, полагает эксперт. «Главное, чтобы компания, которая управляет центром, смогла привлечь качественных арендаторов в большом количестве. Должно быть 30-40 точек общественного питания и все они должны быть разными. Если здесь их будет всего 10-12, большинство из которых — кафе-кондитерские, центр вряд ли станет успешным», — резюмирует Илья Володько.