«Время пересматривать текущую деятельность»

1101
8 минут
«Время пересматривать текущую деятельность»

Фото: donmade.ru
Индустрия производства продуктов питания в кризис серьезно «сжимается» и ищет новые способы развития

Производство продуктов питания не вошло в список отраслей, пострадавших из-за нового коронавируса, однако предприятия, выпускающие эту продукцию все же ощущают на себе влияние кризиса. Из-за закрытия рынков, кафе и ресторанов исчез ряд каналов сбыта, а из-за ограничений по передвижениям оказались разорванными цепочки снабжения. Пищевики справляются с ситуацией по-разному – все зависит от запаса прочности каждого и выработке долгосрочной стратегии развития.

По словам Феликса Айрапетяна, генерального директора кондитерской фабрики «Сицилия» (Краснодарский край) розница сегодня «сильно упала», а потребительский спрос на продукцию снизился в 5-7, а в некоторых магазинах и в 10 раз.
Айрапетян.jpg

«Люди сидят дома, соблюдают карантин, поэтому мы решили заняться своими внутренними процессами, расходами, которые у нас есть, — говорит Феликс Айрапетян. По его словам, сейчас пришло время сохранить людей, которые способны выполнять универсальную работу – от изготовления до продажи продукции. Главное — сохранить костяк коллектива, обеспечив работой определенное количество людей.

Несмотря на то, у сотрудников предприятий пищевой промышленности есть разрешение на работу, магазины сейчас неохотно берут скоропортящуюся продукцию, поэтому с ними приходится работать выборочно. Из-за этого и упали продажи. В этой ситуации, по словам Айрапетяна, важно не останавливать производство.

Сокращение объемов производства - следствие снижения покупательской способности населения и сокращения заявок со стороны клиентов. Так считает Анатолий Железный, заместитель генерального директора ПКФ «Маяк» (производитель и экспортер круп широкого ассортимента из Ростовской области).
Железный.jpg

«Мы сократили смены, заявки тоже упали, а такие страны, как Армения, Белоруссия неделю вообще пропадали, т. е. не было понятно, можно ли ехать к нам, но затем отгрузки пошли беспроблемно», — говорит Железный. По его словам, у каждых заказчиков свои проблемы, связанные, прежде всего с логистикой и сбытом, поэтому ПКФ «Маяк» работает по больше части «на склад».

По мнению Владимира Бухтиярова, директора компании «Энергия» (выращивает и продает сельскохозяйственную продукцию, Ростовская область), сегодня перед руководителями предприятий пищевой отрасли стоит задача продолжать работу в условиях постоянно растущих затрат на ее производство.
Бухтияров.png

«Нам нужно понимать, что хорошо уже было, и, как показывает практика, стремительно дешевеющая нефть приводит к удорожанию конечного продукта внутри страны, например, бензина и дизельного топлива», — уверяет Бухтияров. Он считает, что если допустить рост цен на топливо, то увеличится и стоимость конечного товара, а это негативно скажется на всех.

«Собственное производство внутри страны у нас на мизерном уровне, — говорит Бухтияров. — Если уж в благоприятные для бизнеса времена мы не развивали и не поддерживали экономику, то сейчас, мне кажется, правительство должно озадачиться тем, чтобы усиленно поддерживать покупательскую способность населения, например, деньгами из кубышки, которые мы так сильно накапливали все эти годы». Для руководителей же бизнеса, у которого нет возможности получить господдержку остро стоит вопрос выживания. Но это «прекрасная возможность» открывать новые направления.

Еще один момент, на который указывает Бухтияров — необходимость цифровизации, которая остро ощутилась в кризис: «наша задача на сегодняшний день – разрабатывать сайты, мобильные приложения, обучать кадры и строить эффективную команду, которая будет способна показывать эффективные результаты, даже сидя дома. Мы переходим в новую реальность. Прежним мир уже не будет».

По словам Бухтиярова, многое сейчас связано с необходимостью соблюдения бизнес-этикета. В кризис участились случаи, когда договоренности «на словах» нарушаются: «тут цепочка за цепочкой все рушится, это приводит к тому, что и цены растут, покупательская способность населения снижается следом».

В ограниченном режиме сегодня работает и Новочеркасский мясокомбинат (Ростовская область). По словам его гендиректора Любови Акулович, колбасный продукт не является продуктом первой необходимости, поэтому сегодня завод работает только по заявкам — 2-3 дня в неделю.
Акулович.jpg

«У нас работает не весь коллектив, только тот, который необходим для выполнения этих заявок, ы признается Акулович. —Все наши административные работники на «удаленке», частично мы даже отправили некоторых людей из службы главного инженера на выходные. Естественно ещё сложности в том, что мы по контрактам поставляем в некоторые муниципальные учреждения продукцию, они сейчас закрыты — это детские садики, школы, что тоже сказывается на работе предприятия и на наших объемах. У нас есть общепит, мы его тоже полностью закрыли. Поэтому перспектива на сегодняшний день не радужная». Также сократили закупки крупные ритейлеры, включая сети «Магнит» и «Лента».
По ее словам, производство в апреле «проседает», по сравнению с мартом, порядка на 30-40%. Но есть и еще одна проблема: поставщики из других регионов пока опасаются привозить в Новочеркасск комплектующие, а также специи и добавки. Особенно это касается поставок из Москвы.

Несмотря на то, что предприятие, которое делает и искусственную и натуральную оболочку, работает в России, тем не менее, счета начали почему-то выставлять в валюте. Это тоже вызывает у нас вопросы, сейчас мы с этим разбираемся», — замечает Акулович.

Среди антикризисных мер Акулович упоминает подготовку проекта интернет-продаж, до которого до кризиса «не доходили руки». «Вот сейчас как раз-таки пришло время обратить на это внимание. Сейчас мы создали группу по этому вопросу. Будем активизироваться. И второй момент, прорабатываем вопрос доставки. У нас не было этой услуги раньше. Сейчас мы активно работаем над этим вопросом. Кризис, наверное, тот период, когда есть возможность остановиться, перевести дух и подумать, что же делать дальше, учитывая сегодняшние реалии», — заключает Акулович.

По словам президента компании «Проксима» (производитель мороженого, Ростовская область) Игоря Лапигина, в кризис главное выдержать основные приоритеты: цены, объёмы, не потерять клиентов. Однако из опасений стоит, по его словам, упомянуть неплатежи. «Понятно, что нам приходится давать деньги взаймы нашим партнерам, магазинам, оптовикам, они уже к этому привыкли, отсрочки до 40 дней. Законы, которые принимаются сейчас в скором порядке, говорят о том, что можно банкротиться, можно отложить платежи свои по каким-то налогам и по каким-то другим обязательствам на полгода и даже больше. В этой ситуации, если дебиторка зависнет, кредиты, которые у нас взяты под оборотные средства будет нечем отдавать», — говорит Лапигин. Поэтому, по его словам, в этой ситуации компания стала сокращать отсрочки платежей.
Лапигин.jpg

Ситуация кризиса, «подкидывает» и массу проблем от сотрудников, среди которых «началась нервозность»: «вызываешь человека после небольшого отпуска, а он уже начал дерзить». А некоторые сотрудники, находясь на удалённом доступе подолгу не отвечают по телефону.

По словам Дарьи Соловьевой, директора по коммуникациям «Биохутора Петровский» (производство эко-продуктов, Ростовская область), еще до введения всех ограничительных мероприятий и изоляции людей был огромный спрос на различную пищевую продукцию — люди запасались впрок. «У нас просто смели чечевицу с полок. Сначала мы порадовались, но затем произошла ситуация, когда закрыли все предприятия, производства, мы остались просто без упаковки и без возможности быстрого производства этих упаковок. Т.е. обеспечивающая сфера для нас закрыта. Все типографии, вся полиграфия тоже закрыты. Те, которые работают – у них ограниченное количество людей».
Соловьева.jpg

Стратегия выживания в кризис
«Сейчас пришло время адаптации и быстроты, — говорит Феликс Айрапетян. Финансовый доход сегодня очень трудно спрогнозировать, но мы сможем заработать, если мы будем быстро реагировать на те изменения рынка, которые происходят».

«Я думаю, что сейчас наилучшим вариантом будет поддержка покупательской способности населения, — говорит Владимир Бухтияров. — Если будет падать потребление, естественно, это приведет к краху везде, во всех структурах. Но я думаю, что вся эта паника, искусственно нагоняемая, рано или поздно закончится».

«Позитивная тенденция: мы видим, что многие компании начинают объединяться, — говорит Соловьева. — Все понимают, что кризис у всех, и всем плохо, и если мы не будем действовать сообща, то мы не выйдем из этого. Мы, конечно, будем пересматривать текущую деятельность, пересматривать стратегию компании с точки зрения заморозки каких-то проектов. Замораживаются наши проекты по туризму. У нас была идея создания эко-кластера в хуторе Петровский. Понятно, что, скорее всего, не в этот сезон будет реализация этого проекта. Скорее всего, мы запустим, но немного с опозданием и другой ряд проектов по производству».

«Если у нас будет низкая покупательская способность населения, то нашу стратегию надо будет срочно корректировать, — говорит Любовь Акулович. — Мы сейчас, несмотря на то, что это не наша ниша, с технологами усиленно работаем над тем, что выпустить более экономичный, более дешёвый продукт нашей линейки. Не хотим сказать, что это легко даётся, потому что предприятию в общем-то 150 лет, и мы в общем-то с большими традициями, и специалисты работают в том направлении, в той нише, которую мы занимаем. Но реалии жизни таковы, что нашу стратегию, нашу миссию придётся немного корректировать».

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен. Теперь наши дайджесты и интервью можно не только читать, но и слушать в нашем подкасте на SoundCloud