
В середине июля арбитражный суд Москвы рассмотрит иск люксембургской компании «Азимут Интернэшнл» к ростовскому авиаперевозчику «Азимут», соответствующая информация опубликована в картотеке арбитражных дел. В материалах дела указано, что предметом судебного разбирательства является нарушение исключительных прав на товарный знак. Какие-либо подробности в доступных материалах дела не приводятся.
По данным СПАРК-Интерфакс», «Азимут Интернейшнл» ещё в 2009 году зарегистрировали права на 24 различных товарных знака, включая наименование «Азимут» в классе авиаперевозок.
Игорь Степанов, управляющий партнер адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» (ростовский офис Grata International) отметил, что возможны два сценария развития процесса. Первый — авиакомпания «Азимут» выиграет дело, основываясь на том, что сеть отелей, зарегистрировав наименование в классе авиаперевозок еще в 2009 году, ни разу им не воспользовалась. «Ряд экспертов считает, что это достаточный аргумент, — отмечает Игорь Степанов. Однако, по его словам, судебная практика показывает, что этот аргумент в расчёт не принимается — кто первым зарегистрировал право, тот им и владеет. Поэтому авиакомпании придётся договариваться с отельерами. Второй сценарий — товарные знаки и исключительные права на использование наименования «Азимут» будут проданы, либо переданы в рамках лицензионного соглашения. «Есть косвенные сведения, что переговорный процесс идёт», — отмечает Степанов.
Он также отметил, что иск в суд, который подал «Азимут Интернэшнл», — это обычная практика, направленная на получение преимуществ в переговорном процессе. «Переговоры об исключительных правах достаточно часто сопровождаются определёнными действиями в системе правосудия, после чего стороны оценивают свою позицию и переговоры продолжаются», — говорит Степанов. Эксперт считает, что стороны все равно договорятся, а сейчас «решается лишь вопрос цены».
В авиакомпании «Азимут» от комментариев отказались. В «Азимут Интернэшнл» на запрос не ответили.
Как отмечает генеральный директор юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев, по действующему законодательству авиакомпанию «Азимут» может ожидать ряд негативных последствий. По его словам, в случае проигрыша дела авиакомпания будет вынуждена изменить своё наименование и сделать полный ребрендинг, что, «конечно, ударит не только по имиджу компании». «Будут понесены большие материальные расходы, связанные с внедрением нового бренда», — отмечает Мирзоев. Кроме того, правообладатель вправе требовать от нарушителя компенсацию в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, по усмотрению суда, исходя из характера нарушения, либо в двукратном размере стоимости права использования товарного знака (стоимость права использования, как правило, определяется рынком).
Как сообщают «Ведомости», люксембургская Azimuth International принадлежит Илье и Александру Клячину, последний является основателем и председателем совета директоров сети одноименных отелей.
Авиакомпания «Азимут» зарегистрирована в Ростове-на-Дону и базируется в международном аэропорту «Платов» и аэропорту Краснодара. По данным компании, её акциями владеют АО «Компания Юнокс», «Региональная корпорация развития» (принадлежит правительству Ростовской области) и АО «АТ» (доли этих компаний не приводятся).