99 106 14

Автобизнес на Юге нащупал три пути развития после шока 2022 года

ЭКСПЕРТ ЮГ №2 2023
2938
7 минут

В условиях нестабильности и санкций южные автодилеры смогли перестроиться, благодаря рецепту из трех составляющих: брать дилерство китайские брендов, открывать площадки по продаже поддержанных автомобилей, наладить параллельный импорт

Автобизнес на Юге нащупал три пути развития после шока 2022 года

В 2022 году рынок захватили китайские бренды // Фото: "Эксперт Юг"
Поделиться
По данным «Автостат», рынок новых легковых автомобилей в России в 2022 году упал на 59%. В ЮФО схожая картина: продажи рухнули на 58%, до 66,6 тыс. автомобилей, откатив рынок на примерно на десятилетие назад. Продажи на Кубани, например, упали на 59%, до 26,2 тыс. машин, а в Ростовской области на 57% — до 16,9 тыс. В январе неприятные тенденции для южного авторитейла продолжились — падение продаж в Краснодарском крае и в Ростовской области, соответственно, на 42% и 44%.

По данным журнала auto.ru, 2022 год автоиндустрия встречала с осторожным оптимизмом, однако события конца февраля поставило рынок в непростые условия: начал появляться дефицит машин, а спрос, трафик и интерес к покупке сильно упал. Впрочем, в автосалонах моментально в несколько раз выросли цены на автомобили. Например, бюджетная Skoda Rapid стоимостью около 1 млн рублей (цена на начало февраля), в марте продавалась в Ростове уже за 5-6 млн в зависимости от комплектации. Резко подорожали автомобили всех брендов, даже отечественные выросли в цене на 30-40%.

На эту тему
Авторынок Юга откатился на 10 лет назад
Поделиться
В этот период, по словам менеджеров автосалонов, продающих автомобили Renault и Skoda в Ростове в апреле, за неполные два месяца на продажах машин удалось заработать столько, сколько в среднем за год.

Однако вскоре цены откатились вниз, но в целом остались выше прошлогодних на те же 30-40%. Кроме того, стал проявляться дефицит новых. На этом фоне, согласно исследованию компании ASE, выросли расходы автоцентров, сократилась оборачиваемость склада.

Изменилась и сама структура рынка. Например, по данным «Автостата», доля машин в ценовом сегменте от 800 тыс. до 1,5 млн рублей уменьшилась в три раза, а в от автомобилей от 3 до 5 млн рублей стало втрое больше.

Подержанные автомобили подорожали на 35-37% — в среднем до 1,3 млн рублей, такие данные приводят «Автостат» и auto.ru. Больше всего цены выросли на трехлетние (на 39%) и семилетние (32%) машины.

Сегодня, по словам руководителя отраслевого портала «Южный автомобиль» Максима Черкашина, в текущем году автоцентры концентрируются на трех вещах: продаже китайских автомобилей, развитии площадок по продажам подержанных автомобилей, а также на штучном параллельном импорте.

Несмотря на шоковый год, пока никто из крупных южных автодилеров не объявлял о приостановке работы – рынок активно переформатируется и сейчас многие могут оказаться в лидерах.

Китайские бренды как панацея

Дилеры тех брендов, что фактически прекратили деятельность в России, теперь активно переходят на «китайцев». Если прежде по общему числу автодилеров в РФ лидировали европейские производители, то теперь — китайские. У них уже больше 1000 дилеров в нашей стране, а полгода назад было 740, подсчитали в «Автостате». В 2023 году процесс увеличения дилерских сетей китайских марок продолжится, отмечают аналитики из «Автостат».
Вслед за изменениями, происходящими на рынке сегодня, «Ключавто» пополнил портфель брендов – главным образом, китайскими автобрендами и отечественными новинками, сообщили «Эксперту Юг» в компании со ссылкой на директора по развитию автохолдинга Юлию Овчинникову.

На эту тему
Слишком дорого для покупки: что происходит с ценами на автомобили в Ростове
Поделиться
Сейчас сеть автоцентров «Ключавто» насчитывает более 110 центров продаж и послепродажного обслуживания в 26 крупных городах страны, где представлено 33 бренда.

Ростовская «ААА моторс» из-за санкций и проблем с поставками европейских автомобилей начала пополнять портфель своих брендов также китайской продукцией. Пока в «ААА моторс» в Ростове можно купить автомобили китайских марок JAC, Chery, OMODA и Changan. Ведутся переговоры и с другими автопроизводителями из Азии, однако есть проблемы с логистикой. Железная дорога перегружена из-за торгового «разворота на восток», а доставки по морю невозможны из-за санкций. Тем не менее, некоторые производители из Китая идут навстречу. Так, например, в Москве на мощностях бывшего завода Renault стали выпускать автомобили под брендом «Москвич».

По сути это отверточная сборка китайских автомобилей JAC, сертифицированных в России. Пока доступны всего две модели. «ААА моторс» стал одним из первых дилеров нового бренда в Ростове и Краснодаре. Также в донской столице его будет продавать компания Fresh auto, а в кубанской — «Юг-авто».

Китайские автомобили в буквальном смысле замещают собой ушедшие с российского рынка европейские, японские и американские бренды — их автоцентры открывают прямо, например, в относительно новых салонах Jaguar/LandRover или Nissan, как в Ростове.

Что касается «Ключавто», то в прошлом году компания получила самое масштабное дилерство нового китайского бренда Omoda (семь автоцентров), начала сотрудничество с Exeed (были открыты точки продаж в Сочи, Санкт-Петербурге и Кавказских Минеральных Водах) и Evolute (центры открыты в Краснодаре и Ростове-на-Дону).

Москвич возвращается.jpg
Поделиться
Некоторые бренды играют на чувстве ностальгии в период кризиса // Фото: pulse.mail.ru

Ростовский «Сокол-Моторс» стал продавать китайские автомобили Chery и Exeed в тех же салонах, в которых продавал Nissan и Chevrolet.

Китайские бренды абсолютно новые для рынка, неизвестны их системные проблемы и стоимость владения, говорит Максим Черкашин. К тому же в Китае принято гораздо чаще менять автомобили, каждый год популярные бренд выпускают новые модели.

«Если вашей машине уже года три-четыре, то найти на нее запчасти может быть очень сложно», — предупреждает Черкашин.

Ставка на «секонд-хэнд»

Уход иностранных брендов отрицательно отразился на операционной деятельности многих автодилеров. Многие из них пока не в состоянии сформулировать планы на будущее. «Однозначно можем ответить, что не планируем сокращать присутствие компании в регионах, — подчеркнули в «Ключавто». — Планы по расширению географии на данный момент в разработке».

Автомобили с пробегом.jpg
Поделиться

// Фото: "Ключавто"

Так же отвечают менеджеры салонов «ААА моторс» и «Сокол-моторс».

В Краснодаре и Ростове дилеры стали больше предлагать подержанные автомобили, увеличилось и количество объявлений на специализированных сервисах. Каждый дилер теперь предлагает машины с пробегом. Однако цена на них гораздо выше. Хоть цена на них гораздо выше, чем даже полгода назад, продажи в этом сегменте позволяют сохранять операционную деятельность.

Антикризисные меры и параллельный импорт

Что касается «антикризисных мер», то во многих автоцентрах пришлось частично сократить премии и уволить сотрудников, прямо не отвечающих за продажи, отмечают два сотрудника салонов Hyundai и KIA в Ростове.

Как рассказали «Эксперту Юг» в «Ключавто», все решения принимаются на основе аналитики и прогнозирования.

Автоцентры в этом году стараются адаптировать и клиентский сервис, поддерживая, например, стоимость нормо-часов сервисных специалистов на уровне начала прошлого года (но не везде). Однако этот «подарок» компенсирует выросшая стоимость запчастей, а также необходимость ожидать их доставки гораздо дольше, чем раньше.

Одним из самых «удачных и смелых» решений для некоторых стал запуск проекта по поставкам автомобилей параллельным импортом. Например, «Ключавто» стал первым игроком отечественного рынка, который стал ввозить для реализации в России «тысячные партии автомобилей популярных зарубежных брендов параллельным импортом под ключ». Компания при этом берет на себя гарантийные обязательства по облуживанию.

Сейчас у автолюбителей есть возможность приобрести автомобили ранее не поставлявшихся в Россию моделей.

Параллельный импорт реально возможен только для физических лиц, говорит представитель «ААА моторс». Главная проблема — логистика и финансирование. Автомобили ввезенные по параллельному ному импорту – пока все же штучный товар, который стоит дорого, говорит Максим Черкашин. Однако, по его словам на китайских заводах крупных европейских и японских компаний (например, Volkswagen и Mazda) уже налаживается «сборка для России».

Прогноз: автоцентры могут откатиться в начало 2000-х

В целом автомобильный рынок РФ в 2023 году будет зависеть от большого количества факторов, включая, например, перезапуск остановленных в 2022 году автопредприятий, возобновления госпрограммы льготного кредитования, параллельного импорта. Базовый сценарий «Автостата» на этот год — уровень продаж автомобилей незначительно вырастет +4% к уровню 2022 года. В этой ситуации рынок могут занять те дилеры, которые наладили бесперебойный выпуск автомобилей и готовы предложить гибкие условия по скидкам. Те же китайские бренды сегодня предлагают в автосалонах широкий диапазон по скидкам.

Рынок 2000 х.jpg
Поделиться
Рынок авто может откатиться в далекое прошлое, предупреждают эксперты // Фото: 9111.ru 

«В любом случае, авторынок ждет откат в архаичные времена, когда любая иномарка уже не считается за экзотикой, но запчасти на нее не достать, а стоимость обслуживания — космическая. Существенно меньше будет и выбор доступных автомобилей, а то, что еще «осталось на складе», будет представлять собой дорогой неликвид», — говорит Максим Черкашин.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1