В 2022 году рынок захватили китайские бренды // Фото: "Эксперт Юг"
Поделиться
По данным журнала auto.ru, 2022 год автоиндустрия встречала с осторожным оптимизмом, однако события конца февраля поставило рынок в непростые условия: начал появляться дефицит машин, а спрос, трафик и интерес к покупке сильно упал. Впрочем, в автосалонах моментально в несколько раз выросли цены на автомобили. Например, бюджетная Skoda Rapid стоимостью около 1 млн рублей (цена на начало февраля), в марте продавалась в Ростове уже за 5-6 млн в зависимости от комплектации. Резко подорожали автомобили всех брендов, даже отечественные выросли в цене на 30-40%.
В этот период, по словам менеджеров автосалонов, продающих автомобили Renault и Skoda в Ростове в апреле, за неполные два месяца на продажах машин удалось заработать столько, сколько в среднем за год.
Однако вскоре цены откатились вниз, но в целом остались выше прошлогодних на те же 30-40%. Кроме того, стал проявляться дефицит новых. На этом фоне, согласно исследованию компании ASE, выросли расходы автоцентров, сократилась оборачиваемость склада.
Изменилась и сама структура рынка. Например, по данным «Автостата», доля машин в ценовом сегменте от 800 тыс. до 1,5 млн рублей уменьшилась в три раза, а в от автомобилей от 3 до 5 млн рублей стало втрое больше.
Подержанные автомобили подорожали на 35-37% — в среднем до 1,3 млн рублей, такие данные приводят «Автостат» и auto.ru. Больше всего цены выросли на трехлетние (на 39%) и семилетние (32%) машины.
Сегодня, по словам руководителя отраслевого портала «Южный автомобиль» Максима Черкашина, в текущем году автоцентры концентрируются на трех вещах: продаже китайских автомобилей, развитии площадок по продажам подержанных автомобилей, а также на штучном параллельном импорте.
Несмотря на шоковый год, пока никто из крупных южных автодилеров не объявлял о приостановке работы – рынок активно переформатируется и сейчас многие могут оказаться в лидерах.
Китайские бренды как панацея
Дилеры тех брендов, что фактически прекратили деятельность в России, теперь активно переходят на «китайцев». Если прежде по общему числу автодилеров в РФ лидировали европейские производители, то теперь — китайские. У них уже больше 1000 дилеров в нашей стране, а полгода назад было 740, подсчитали в «Автостате». В 2023 году процесс увеличения дилерских сетей китайских марок продолжится, отмечают аналитики из «Автостат».Вслед за изменениями, происходящими на рынке сегодня, «Ключавто» пополнил портфель брендов – главным образом, китайскими автобрендами и отечественными новинками, сообщили «Эксперту Юг» в компании со ссылкой на директора по развитию автохолдинга Юлию Овчинникову.
Сейчас сеть автоцентров «Ключавто» насчитывает более 110 центров продаж и послепродажного обслуживания в 26 крупных городах страны, где представлено 33 бренда.
Ростовская «ААА моторс» из-за санкций и проблем с поставками европейских автомобилей начала пополнять портфель своих брендов также китайской продукцией. Пока в «ААА моторс» в Ростове можно купить автомобили китайских марок JAC, Chery, OMODA и Changan. Ведутся переговоры и с другими автопроизводителями из Азии, однако есть проблемы с логистикой. Железная дорога перегружена из-за торгового «разворота на восток», а доставки по морю невозможны из-за санкций. Тем не менее, некоторые производители из Китая идут навстречу. Так, например, в Москве на мощностях бывшего завода Renault стали выпускать автомобили под брендом «Москвич».
По сути это отверточная сборка китайских автомобилей JAC, сертифицированных в России. Пока доступны всего две модели. «ААА моторс» стал одним из первых дилеров нового бренда в Ростове и Краснодаре. Также в донской столице его будет продавать компания Fresh auto, а в кубанской — «Юг-авто».
Китайские автомобили в буквальном смысле замещают собой ушедшие с российского рынка европейские, японские и американские бренды — их автоцентры открывают прямо, например, в относительно новых салонах Jaguar/LandRover или Nissan, как в Ростове.
Что касается «Ключавто», то в прошлом году компания получила самое масштабное дилерство нового китайского бренда Omoda (семь автоцентров), начала сотрудничество с Exeed (были открыты точки продаж в Сочи, Санкт-Петербурге и Кавказских Минеральных Водах) и Evolute (центры открыты в Краснодаре и Ростове-на-Дону).
Поделиться
Некоторые бренды играют на чувстве ностальгии в период кризиса // Фото: pulse.mail.ruРостовский «Сокол-Моторс» стал продавать китайские автомобили Chery и Exeed в тех же салонах, в которых продавал Nissan и Chevrolet.
Китайские бренды абсолютно новые для рынка, неизвестны их системные проблемы и стоимость владения, говорит Максим Черкашин. К тому же в Китае принято гораздо чаще менять автомобили, каждый год популярные бренд выпускают новые модели.
«Если вашей машине уже года три-четыре, то найти на нее запчасти может быть очень сложно», — предупреждает Черкашин.
Ставка на «секонд-хэнд»
Уход иностранных брендов отрицательно отразился на операционной деятельности многих автодилеров. Многие из них пока не в состоянии сформулировать планы на будущее. «Однозначно можем ответить, что не планируем сокращать присутствие компании в регионах, — подчеркнули в «Ключавто». — Планы по расширению географии на данный момент в разработке».Поделиться
// Фото: "Ключавто"
Так же отвечают менеджеры салонов «ААА моторс» и «Сокол-моторс».
В Краснодаре и Ростове дилеры стали больше предлагать подержанные автомобили, увеличилось и количество объявлений на специализированных сервисах. Каждый дилер теперь предлагает машины с пробегом. Однако цена на них гораздо выше. Хоть цена на них гораздо выше, чем даже полгода назад, продажи в этом сегменте позволяют сохранять операционную деятельность.
Антикризисные меры и параллельный импорт
Что касается «антикризисных мер», то во многих автоцентрах пришлось частично сократить премии и уволить сотрудников, прямо не отвечающих за продажи, отмечают два сотрудника салонов Hyundai и KIA в Ростове.Как рассказали «Эксперту Юг» в «Ключавто», все решения принимаются на основе аналитики и прогнозирования.
Автоцентры в этом году стараются адаптировать и клиентский сервис, поддерживая, например, стоимость нормо-часов сервисных специалистов на уровне начала прошлого года (но не везде). Однако этот «подарок» компенсирует выросшая стоимость запчастей, а также необходимость ожидать их доставки гораздо дольше, чем раньше.
Одним из самых «удачных и смелых» решений для некоторых стал запуск проекта по поставкам автомобилей параллельным импортом. Например, «Ключавто» стал первым игроком отечественного рынка, который стал ввозить для реализации в России «тысячные партии автомобилей популярных зарубежных брендов параллельным импортом под ключ». Компания при этом берет на себя гарантийные обязательства по облуживанию.
Сейчас у автолюбителей есть возможность приобрести автомобили ранее не поставлявшихся в Россию моделей.
Параллельный импорт реально возможен только для физических лиц, говорит представитель «ААА моторс». Главная проблема — логистика и финансирование. Автомобили ввезенные по параллельному ному импорту – пока все же штучный товар, который стоит дорого, говорит Максим Черкашин. Однако, по его словам на китайских заводах крупных европейских и японских компаний (например, Volkswagen и Mazda) уже налаживается «сборка для России».
Прогноз: автоцентры могут откатиться в начало 2000-х
В целом автомобильный рынок РФ в 2023 году будет зависеть от большого количества факторов, включая, например, перезапуск остановленных в 2022 году автопредприятий, возобновления госпрограммы льготного кредитования, параллельного импорта. Базовый сценарий «Автостата» на этот год — уровень продаж автомобилей незначительно вырастет +4% к уровню 2022 года. В этой ситуации рынок могут занять те дилеры, которые наладили бесперебойный выпуск автомобилей и готовы предложить гибкие условия по скидкам. Те же китайские бренды сегодня предлагают в автосалонах широкий диапазон по скидкам.Поделиться
Рынок авто может откатиться в далекое прошлое, предупреждают эксперты // Фото: 9111.ru «В любом случае, авторынок ждет откат в архаичные времена, когда любая иномарка уже не считается за экзотикой, но запчасти на нее не достать, а стоимость обслуживания — космическая. Существенно меньше будет и выбор доступных автомобилей, а то, что еще «осталось на складе», будет представлять собой дорогой неликвид», — говорит Максим Черкашин.