Бизнес сейчас помогает в основном тем, кто уже отправился на фронт — списки необходимого присылают волонтерские организации//Фото donland.ru
Предприниматели, подлежащие мобилизации, в отличие от наемных сотрудников, не могут просто покинуть рабочее место и отправиться на фронт. За каждым из них — многочисленные обязательства перед кредиторами, партнерами, сотрудниками и многими другими. На сборы после получения повестки, как правило, дается несколько дней. Собеседники «Эксперта Юг» рассказали, что за это время мало что можно успеть сделать, да и механизмов регулирования подобных вопросов в стране сейчас нет.
Кредиты и управление бизнесом — главные вопросы при мобилизации предпринимателей
Как рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Олег Дереза, запрета на призыв предпринимателей в рамках мобилизации и отсрочек для представителей бизнеса не было.
«Предприниматели — это те же самые граждане. Мы общаемся с представителями бизнеса, я знаю, что на многих предприятиях мобилизовывали сотрудников. Конечно, многие бизнесмены волнуются. Мы должны понимать, что оборудование может стоить миллионы рублей и даже миллионы долларов. И если человек уже умеет работать на этом оборудовании, трудно найти ему замену. Когда мобилизации подлежит сам руководитель бизнеса, все становится еще сложнее», — сказал Олег Дереза.
По его словам, единый совет о том, что предпринимателям делать с бизнесом при отправке на фронт, в сегодняшних условиях дать нельзя. Каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно.
«Разные предпринимательские структуры, разные обстоятельства. Государство, к сожалению, не описало этот момент. Надо конкретно смотреть, чем занимается предприниматель, возможно ли бизнес доверить кому-то нотариально, потому что в каких-то случаях это возможно сделать, а в каких-то — нет. Если даже оформлять доверенность, то на кого? На родственников, например. Но готовы ли они заниматься бизнесом, хоть и временно? Могут они это делать или не имеют склонности к предпринимательской деятельности», — сказал Олег Дереза.
Кроме того, он отметил, что необходимо обращать внимание на наличие кредиторской и дебиторской задолженности у предпринимателя.
«Его мобилизуют, а что будет с его кредитом? Мы сегодня видим, что отсрочка или заморозка предоставляется физическим лицам, подлежащим мобилизации. Но что если предприниматель как ИП взял коммерческий кредит? Я не слышал о том, чтобы предоставляли отсрочку или замораживали такие кредиты. А как быть с тем, если у него есть поручители, или он в залог предоставил дом, квартиру или машину? Завтра придут коллекторы и будут выбивать все это? Пока ответов нет», — говорит эксперт.
По словам Олега Дереза, заморозка для предпринимателей также может стать проблемой. За время пребывания на фронте человек может потерять бизнес, и тогда, по возвращении домой, у него попросту не будет средств, чтобы выплачивать этот кредит.
«Мы не имеем опыта частичной мобилизации. Я не склонен никого обвинять, потому что, конечно, мы учимся на своих ошибках. Я удовлетворен тем, что государство достаточно быстро, порой в течение 2-3 дней, а иногда и нескольких часов, реагирует на возникающие вопросы. Наверное, только в пандемию так бывало», — добавил Олег Дереза.
По просьбе уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, региональные уполномоченные собирают наиболее частые вопросы, с которыми обращаются предприниматели. В дальнейшем, эта информация будет передана федеральному правительству для разработки механизмов действий, сообщил Олег Дереза.
«У меня нет полномочий для того, чтобы способствовать предпринимателям в получении отсрочки. На самом деле, это федеральные полномочия. Есть четкий указ президента, есть закон о мобилизации, то есть то, что мы слышали от военкома Ростовской области. Но, несмотря на это, я рекомендую обращаться к нам, а мы уже в каждом отдельном случае будем давать советы. Я прекрасно понимаю, что мы не можем оставаться в стороне от этих проблем. Будем думать и принимать участие в этом», — добавил эксперт.
Также он отметил, что аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области сейчас занимается прогнозированием проблем, которые могут возникнуть у бизнеса чисто теоретически. Прежде всего, это касается урегулирования вопросов с дебиторскими и кредиторскими задолженностями.
Как рассказал председатель Ростовского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Аркадий Гершман, в настоящее время он с коллегами по общественной организации активно работает с правительством РФ и Госдумой по вопросам предоставления отсрочек и решения других проблем, возникающих у бизнеса в связи с мобилизацией.
«Мы понимаем, что выполнить долг — это необходимая мера и предприниматели не уклоняются, но если мы не будем развивать и поддерживать экономику, то мобилизация не решит всех вопросов, без решения экономических. Поэтому необходимо предоставлять отсрочки, особенно если, допустим, у предприятия призывают руководителя, за которым стоят определенное количество людей — 10, 20, 50, 100 — в этом отношении мы можем потерять не просто одного человека, но и эти 100 останутся завтра без работы», — сказал Аркадий Гершман.
По его словам, «Опора России» отслеживает подобные ситуации и предлагает варианты дать отсрочку на какой-то определенный период, хотя бы на несколько дней — для решения кредитных, налоговых вопросов и передачи бизнеса по доверенности.
«Более того если предпринимателя мобилизовали, одной кнопкой должны остановиться все штрафные санкции, все банкротные санкции, налоговые вычеты, все кредитные вычеты. Это должно остановиться автоматически. Сегодня в России есть случаи, когда человека призывают, а, к примеру, налоговая или банк не имеют информации об этом. По большому счету, военкомат должен передавать эту информацию, глобально решать эту проблему.
Предприятия создаются годами, десятилетиями, а разрушить их можно за 2-3 месяца», — говорит эксперт.
В настоящее время у государства нет механизмов для решения этих вопросов, несмотря на то, что обсуждения проблем мобилизованных бизнесменов, проходят на всех уровнях, считает Аркадий Гершман.
«Я очень не хочу по вопросу мобилизации сказать что-то неправильное или лишнее, потому что не хватает информации, но когда все спросили, за чей счет будет осуществляться эта отсрочка или снятие кредитов, банкам ответили, что за счет банков. А как это за счет банка? Это все очень сложно, ведь автоматически у банка начинаются свои проблемы. Единственное, что я могу сказать, это то, что мы действительно очень активно взаимодействуем с Государственной Думой, с комитетом по МСП Государственной Думы, идет очень большое взаимодействие с первым заместителем председателя правительства РФ Андреем Белоусовым. Я очень надеюсь, что в ближайшее время мы получим ответы на все вопросы», — говорит Аркадий Гершман.
Бизнес — фронту: что нужно и кто помогает
С самого начала специальной военной операции бизнесмены Юга России активно помогали фронту.
«Мы, правда, не ведем такой статистики, но я знаю, что предприниматели помогают фронту. Я считаю, что когда люди это делают, не стоит хвастаться, не стоит пиариться за счет этого. Кто может позволит себе это, тот помогает», — рассказал Олег Дереза.
«Эксперт Юг» нашел таких предпринимателей и даже целые крупные компании в масштабах региона, которые активно помогают и помогали фронту еще до мобилизации. На условиях анонимности они рассказали о том, что происходит.
Также бизнесмены собирали гуманитарную помощь для жителей Донбасса. Этим предприниматели юга начали заниматься еще до 24 февраля.
Одна из крупных компаний Ростовской области, занимающаяся производством продуктов питания, организовывает помощь на постоянной основе. По словам представителя компании, который занимается закупками, для ЛДНР делается это централизованно по спискам, которые предоставляют в волонтерские центры командиры подразделений на территории ДНР. Например, крупное волонтерское объединение «Вече». После этого списки делятся по компаниям и начинаются закупки.
«Бизнес сам выделяет определенную сумму, для этого не используется “административное давление”, по крайней мере, в нашей отрасли», — говорит представитель компании.
Что касается товаров, то закупаются бронежилеты, разгрузки, берцы, перчатки, спальники или термобелье. Высокотехнологичная техника или электроника (рации или беспилотники) заказывается из Китая, так как с началом СВО запасы ее на складах в РФ оказались исчерпаны. Также с началом мобилизации резко (в 5-10 раз) выросла стоимость снаряжения. При этом многие предприятия, которые отшивали подобную продукцию на территории той же Ростовской области, перешли в режим работы по мобилизационным заказам Минобороны.
Что касается призыва предпринимателей на военную службу, то такие случаи единичны. «В основной массе те, кто служил и подходят под условия мобилизация, никуда бежать не собираются», — говорит один из предпринимателей с военным опытом, с которым пообщался «Эксперт Юг». Бизнес либо переоформляют на родственников, либо на доверенных лиц.
Между тем, как отмечают предприниматели, сегодня активно возвращаются те мобилизованные, которым повестки выдали по ошибке. Это частично снимает остроту проблемы, когда бизнес теряет кадры.
«Впечатление такое, будто в последние несколько дней этим вопросом занялись серьезно — в одном из подразделений вернули сразу девять человек, которые уже проходили обучение в “учебке”», — говорит один из мобилизованных предпринимателей.
По его словам, много людей призвали из сел и деревень прямо с сельхозработ. Потом нескольких, кто не подходил по возрасту (например, рядовых и сержантов запаса старше 35 лет не должны мобилизовывать), отпустили обратно. По его словам, при сборах мобильные телефоны никто не забирает - можно сообщить о каких-то нарушениях родным.
Первые мобилизованные из России на территории ДНР//Скриншот видео НМ ДНР
При этом на «горячей линии» Минобороны по номеру 122 принимают только вопросы, связанные с ошибками при проведении мобилизации. Все, что касается условий службы или комплектности формы — не по адресу, сетует один из предпринимателей, знакомый с обстановкой.
«У некоторых есть совершенно справедливые вопросы к правомерности мобилизации их мужей и сыновей – без боевого опыта либо с заболеваниями. Мы создали специальную рабочую группу, задача которой – реагировать на все эти сигналы. Будем досконально разбираться в каждом случае, все неправомерно мобилизованные будут возвращены», — отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев.
В закрытом телеграм-канале «Мобилизация. Юг РОССИИ» появилась информация, что местным призывникам нужно минимум 100 тыс. рублей, чтобы обеспечить себя самым необходимым. Во всех регионах власти выделяют каждому мобилизованному определенную сумму единоразово. Например, в Ростовской области эта сумма равна 150 тыс. рублям, а в Краснодарском крае — 100 тыс. рублям.
В некоторых регионах проблему обеспечения мобилизованных решают с помощью бизнеса. Так, в Республике Крым и Севастополе солдат обеспечили при поддержке коммерческих и банковских структур. Об этом в своем телеграм-канале ранее сообщал глава республики Сергей Аксенов.
Ранее Крым и Севастополь одними из первых выполнили план мобилизации. Также мобилизация завершена в Адыгее. В остальных регионах ЮФО мобилизация практически завершена, отмечали ранее представители власти регионов. Точное число призванных на фронт не называется.