92 100 13

Дерипаска объединяет аэропорты на Юге в авиаузел

ЭКСПЕРТ ЮГ №12 2020
6007
7 минут

Аэропортовый холдинг «сшивает» активы в единое целое с помощью железных дорог и развития индустриального кластера

Дерипаска объединяет аэропорты на Юге в авиаузел

Поделиться
Строительство железнодо­рожных подъездов к аэропорту Анапы, а также создание в перспективе мультимодального комплекса на месте аэропорта Краснодара позволит связать обе точки в единый транспортный узел, к которому, безусловно, относится и «олимпийский» аэропорт в Сочи. Все три авиагавани управляются группой компаний «Базэл Аэро», основанной Олегом Дерипаской, который считается её совладельцем и одним из ключевых инвесторов Кубани. Он уроженец Краснодарского края, поэтому развитие воздушных ворот региона для него имеет личное значение. Каждый аэропорт замыкает на себя строго определённые пассажиропотоки и по отдельности не годится на роль крупного внутрироссийского, а тем более международного, хаба. Создание же общей транспортной инфраструктуры, а также развитие индустриального кластера в районе краснодарского аэропорта открывает новые перспективы как для компании-владельца, так и для всего региона, в котором появляется крупный индустриально-транспортный кластер общей «мощностью» свыше 13 млн пассажиров в год.

Новые точки роста на курортном побережье

В июле «Базэл Аэро» сообщил о планах по строительству железнодорожной ветки, которая свяжет аэропорт Анапы с городом. Сама авиагавань расположена в нескольких километрах от курорта в посёлке Витязево. Строительство начнётся в 2021 году и продлится два года. Предпроектную документацию подготовил ростовский проектно-изыскательский институт «Кавжелдорпроект». Железнодорожную линию проведут от аэропорта Анапы через станцию Тамань-пассажирская к существующему вокзалу в Анапе. Участок длиной около четырёх километров профинансируют РЖД, а объём инвестиций составит пять–шесть млрд рублей.

Создание нового железнодорожного подхода к аэропорту откроет новые возможности для туристов и жителей краснодарской и новороссийской агломераций, сообщает «Базэл Аэро». Фактически пассажирам будут доступны несколько видов транспорта, на котором можно добраться в любую точку курортного региона и соседнего Крыма.

Железнодорожную станцию на новой ветке построят на расстоянии около 300 метров от аэропорта Анапы, по ней будет курсировать пригородная электричка. Также в рамках предстоящей реконструкции терминала аэропорта в Анапе построят новую привокзальную площадь и прилегающие к ней автобусную станцию и стоянку для такси.

При наличии уже действующей технологии «Единый билет» железнодорожное сообщение с аэропортом станет удобной альтернативой автомобильному транспорту. В рамках проекта «Базэл Аэро» построит пассажирский железнодорожный павильон стоимостью около 86 млн рублей.

Анапа входит в число основных туристических городов Краснодарского края, который ежегодно посещают порядка 5 млн туристов. Аэропорт города-курорта, несмотря на пандемию, в январе–октябре 2020 года обслужил 1,7 млн пассажиров, что на 12% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Положительная динамика сохранится и по итогам года, обещают в «Базэл Аэро». Учитывая растущий интерес к курорту, в 2021 году начнутся работы по обновлению и ремонту основного терминала Анапы и превращения его в международный. Работы планируется закончить к летнему сезону 2022 года. Общая стоимость работ (включая государственную составляющую проекта) составит почти 1,5 млрд рублей.

Совместно с туроператорами и заинтересованными авиакомпаниями «Базэл Аэро» начал продвижение курорта Анапа. В результате один из крупнейших перевозчиков России «Ютэйр» сохранил полёты в низкий сезон из Петербурга и Москвы.

Краснодар как новое слово на карте региональных хабов

Проект развития аэропорта Краснодара, который широко обсуждается в последние годы, выходит далеко за рамки обычной реконструкции и увеличения терминального комплекса. Речь идёт о создании первого в России мультимодального транспортного комплекса, объединённого с промышленной и общественно-деловой зонами на территории свыше 2600 гектаров. Согласно стратегии развития, планируется построить индустриальный парк площадью более 300 гектаров, а также технопарк и транспортно-логистический центр. Он может стать одним из ключевых в России «сухих портов» с оборотом до 2 млн т грузов в год.

Реализация проекта будет проходить в три этапа. Основные вехи — это 2023-й, 2030-й и 2042 годы. До 2023 года будет построен новый терминал, площадь которого составит более 70 тысяч кв. м, пропускная способность увеличится более чем вдвое — с 1,1 тысячи до 2,6 тысячи пассажиров в час. Частные инвестиции на этом этапе составят порядка 25 млрд рублей.

Международный аэропорт Краснодара — один из самых динамично развивающихся аэропортов России. На Юге это крупнейший по пассажиропотоку (после Симферополя и Сочи) региональный аэропорт. До ограничений, связанных с пандемией коронавируса, пассажиропоток его ежегодно рос в среднем на 10% год, и по итогам 2019 составил 4,6 млн пассажиров. За 10 месяцев 2020 года аэропорт обслужил более 2,5 млн человек, что на 34% меньше, чем годом ранее. Однако этому есть объективные причины: аэропорт не попал в число тех, откуда разрешены международные полёты — среди таких на Юге только ростовский аэропорт «Платов».

Краснодарский аэропорт обслуживает не только жителей кубанской столицы. Аэропорт активно используют жители соседних муниципалитетов и регионов, включая Адыгею, Крым, Ростовскую область и Ставропольский край.

«Краснодар сейчас не является точкой входа на курорты, но имеет внушительный пассажиропоток, — говорит гендиректор агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. — При реализации проекта мультимодального комплекса основные кубанские аэропорты будут объединены в сеть с помощью железных дорог, по которым без пробок можно будет добраться в любой крупный город».

Городской аэропорт, по словам г-на Пантелеева, уже давно исчерпал запас роста и сейчас нуждается не просто в развитии, а в коренной модернизации. Он считает удачной идей запускать этот инфраструктурный проект именно сейчас, во время кризиса, так как рынок не перегрет, а подрядчики будут готовы браться за него за приемлемые цены. Кроме того, в нынешнем году ограничение международных полётов подстегнуло интерес к внутреннему туризму, что создаёт стабильный спрос на отечественные курортные направления.

Сочи будет развиваться дальше

После проведения зимних Олимпийских игр 2014 года Сочи стал одним из самых современных аэропортов России. В 2006 году недостроенный терминал, который был заброшен с 1992 года, выкупил и начал заново отстраивать Дерипаска. Фактически аэропорт построен за два года (2010–2012), общая площадь терминала составила 65 тысяч кв. м — на тот момент это был самый крупный аэропорт на Юге (до строительства аэропорта в Симферополе). Частные инвестиции составили 24 млрд рублей.

Приоритетом его развития сегодня, как отмечают в компании, остаётся поддержание статуса круглогодично открытой гавани. «Базэл Аэро» планирует реконструкцию служебно-технической территории аэропорта в период 2021–2023 годов, а также расширение посадочной галереи в связи с восстановлением и растущим пассажиропотоком в летний сезон. Общий объём планируемых инвестиций — около 4 млрд рублей. С учётом растущего пассажиропотока остроты вопроса с возвратом инвестиций нет, отмечают в компании.

Самоизоляция также подпортила статистику авиаперевозок в Сочи: за 10 месяцев года аэропорт обслужил 5,6 млн пассажиров, что на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако Сочи сокращает этот разрыв впечатляющими темпами. Например, только за октябрь пассажиропоток увеличился на 47% по сравнению с тем же месяцем 2019 года.

«Недостаток Сочи — пиковые нагрузки и непростые метеоусловия, поэтому, несмотря на разветвлённую сеть и высокий спрос на это направление, в роли внутрироссийского хаба, а уж тем более международного, аэропорт рассматриваться не может, — говорит Олег Пантелеев. — Если же гибко и активно развивать маршрутную сеть, задействовать потенциал Краснодара и Анапы, о создании такого хаба говорить уже возможно».

Что касается международного потенциала, то здесь, по словам Пантелеева, краснодарский авиаузел вступает в конкуренцию со Стамбулом, где базируется одна из самых крупных в мире авиакомпаний Turkish Airlines. Теоретически Краснодар может стать крупным региональным хабом с расширенными международными возможностями, но для этого уже необходимо будет наличие базового авиаперевозчика. Сегодня на Юге такой перевозчик функционирует в аэропорту «Платов» — это авиакомпания «Азимут».

Краснодарский авиаузел — часть большого целого

За последние 10 лет аэропорты Кубани изменились до неузнаваемости. Помимо почти трёхкратного роста пассажиропотока (до 13 млн пассажиров в год) и расширения терминальных площадей почти в пять раз (до 73 тысяч кв. м), аэропорты Кубани стали новыми точками роста экономики. Их модернизация вписывается в проект создания Южного экспортно-импортного хаба, которое увязано с реализацией Стратегии социально-экономического развития Кубани до 2030 год. Этот инфраструктурный проект, помимо аэропортов, объединит также девять морских портов и сеть промышленно-логистических центров. Хаб обеспечит новые возможности для связи региона со всем миром, а краснодарский авиаузел, в свою очередь, поборется за ключевую роль в пассажирских и транспортных авиаперевозках на юге России. 

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1