
В минувшем году донские предприятия произвели и поставили на экспорт товары несырьевой группы на общую сумму более 5 млрд долларов. Это на 21,3% больше показателя 2016 года, сообщил руководитель обособленного подразделения АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) в Ростове-на-Дону Александр Санеев в ходе городского Совета по предпринимательству.
«Для сравнения, в целом по стране несырьевой экспорт вырос на 22,7%, – уточнил эксперт. – Так что, динамика Ростовской области практически соответствует среднероссийской. География поставок донских товаров – обширная: порядка 140 стран».
По словам Санеева, к несырьевому экспорту они относят любой товар, кроме полезных ископаемых и леса. В Ростовскойобласти РЭЦ расширяет сотрудничество с поставщиками сельхозсырья, продуктов его переработки, сельхозтехники и других товаров, пользующихся спросом на внешних рынках. В донском регионе есть хорошие предпосылки для дальнейшего роста числа таких экспортёров.
«Сегодня среди наших клиентов около 100 компаний региона, – уточнил Санеев. – С одной стороны, это компании, которые уже являются экспортёрами, а с другой – те, которые пока не являются экспортёрами. Они производят хорошие, качественные товары и услуги для отечественного рынка, например, под знаком «Сделано на Дону». Мы помогаем этим компаниям выйти на внешние рынки . Например, оказываем образовательные и консультационные услуги, обеспечиваем поддержку в продвижении товаров, их адаптации к требованиям рынка той или иной страны, частично компенсируем расходы на участие в выставках, помогаем в переговорах с потенциальными партнёрами и так далее».
Глава ростовского подразделения РЭЦ сослался на новый майский Указ президента Владимира Путина, согласно которому к 2024 году доля несырьевого экспорта в России должна вырасти вдвое: с нынешних 125 млрд долларов до 250 млрд долларов. «Кроме того, объём экспорта различных услуг через пять лет должен составить не менее 100 млрд долларов. Это образовательные, инновационные услуги, разработки в сфере IT,– перечислил Санеев. – У донского региона, с его научной и интеллектуальной базой, есть хорошие перспективы и в этой сфере».
Это подтверждает пример ООО «Росагросервис», одно из направлений которого – разработка и поставка оборудования для точного земледелия. «Мы активно продвигали его на российском рынке, а затем стали выходить на рынок Казахстана, Белоруссии и Украины,– сообщил директор компании Олег Ной. – Но в 2017 году мы захотели пойти ещё дальше – стали рассматривать рынки Китая, Франции, США, Австралии, Индии. Обратились в ростовский филиал РЭЦ и получили подробный анализ этих рынков. В итоге, выбрали Китай, как один из динамично развивающихся рынков, где есть устойчивый спрос на технологии для точного земледелия. Стали работать. В апреле 2018 года заключили первые контракты».
Ранее директор ООО ПКФ «Маяк» Любовь Железная рассказывала «Эксперту Юг», что сотрудничество с экспортным центром и поддержка правительства Ростовской области помогли донскому предприятию поставлять нут, горох, чечевицу и просо на рынки дальнего зарубежья, в частности, на Ближний Восток.
«Порядка 60% экспорта региона – сельхозпродукция и продукты её переработки, примерно 5% – промышленные товары, остальное – прочие виды продукции для внешних рынков , – прокомментировала вице-президент Торгово-Промышленной палаты Ростовской области Светлана Абдулазизова. – В общей структуре ВРП доля несырьевого экспорта сейчас составляет 18%. Это обусловлено объективными причинами: на Дону нет нефти, газа и леса, которые можно было бы экспортировать в больших объёмах, как в субъектах с соответствующими запасами этих природных ресурсов. Благодаря такой особенности, Ростовская область занимает шестое место в России по объёмам несырьевого экспорта».
Г-жа Абдулазизова считает, что нарастить несырьевой экспорт невозможно без повышения конкурентоспособности донской продукции. Это, в свою очередь, ведёт владельцев компаний – потенциальных экспортёров к необходимости инвестировать в модернизацию производства, техническое и технологическое перевооружение. «Эффективной такая работа может быть при поддержке банков и госструктур, при проведении единой политики поддержки. Например, необходимы межправительственные соглашения, предусматривающие льготные режимы и таможенные пошлины для товаров российского производства», – уверена эксперт.
«Сегодня крупные банки активно работают с экспортёрами, в том числе и с поставщиками за рубеж товаров несырьевой группы, – заметила Ирина Ткаченко, управляющий Ростовским отделением №5221 ПАО Сбербанк России, в Юго-Западном банке которого проходил совет по предпринимательству. – В регионе доля Сбербанка на рынке ВЭД в 2017 году выросла с 14% до 29%. Банк стал активнее работать с компаниями, которые делают качественные товары в Ростовской области и выходят с ними на экспорт. Это не только традиционная для донского экспорта пшеница, но и такие нетрадиционные товары, как кондитерские и лакокрасочные изделия. Для ориентированных на экспорт производителей у нас есть программы, позволяющие получать кредиты на более выгодных, в том числе и льготных, условиях».
Председатель Юго-Западного банка Сбербанка Евгений Титов добавил, что также они помогают малому и среднему бизнесу региона выходить со своей продукцией прямо на зарубежные торговые сети, минуя многочисленных посредников.