92 99 13

Донскому бизнесу помогают выходить на экспортные рынки

1252
7 минут

Донскому бизнесу помогают выходить на экспортные рынки

1252
7 минут
Донскому бизнесу помогают выходить  на экспортные рынки

Поделиться

Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области активно поддерживает действующих экспортёров и помогает бизнесу выходить на зарубежные рынки

Повышение доступности экспорта для компаний малого и среднего предпринимательства сегодня является одной из ключевых задач на федеральном и региональном уровнях. Основные целевые показатели национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в Ростовской области — увеличение несырьевого неэнергетического экспорта на 60% – с 5,1 млрд долларов в 2018 году до 8,08 млрд долларов в 2024 году, а также увеличение количества экспортёров из числа представителей малого и среднего бизнеса в два раза. При этом в Ростовской области уже сегодня показатель доли МСБ в общем количестве экспортёров очень высок: из 1868 экспортёров 1661 субъект — это малые и средние предприятия. Однако потенциал для развития представителей МСП в области экспорта ещё очень большой.

Для помощи бизнесу в стране работает Российский экспортный центр, в регионах — институты по поддержке экспортёров. В 2012 году был создан Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области, который и помогает развивать экспортный потенциал субъектов МСП в регионе, причём не только уже состоявшихся экспортёров, но и тех компаний, которые только хотят выйти на внешние рынки или планируют расширить географию поставок своей продукции. О том, как работает центр в Ростовской области и какую поддержу с его стороны может получить бизнес, рассказала директор центра Евгения Гавриленко.

Каковы главные цели и итоги работы Центра поддержки экспорта?  

— Миссия нашего центра — это содействовать увеличению объёмов экспорта несырьевой неэнергетической продукции, которая производится предприятиями малого и среднего бизнеса Ростовской области. Сюда же можно отнести формирование положительного имиджа нашего региона и повышение его инвестиционной привлекательности.

Мы стимулируем и вовлекаем субъекты малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность, оказываем информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку внешнеэкономической деятельности компаний, а также содействуем выходу субъектов МСП на международные рынки. Чтобы достигать этих целей, в центре сформирован набор услуг, которые охватывают образовательную деятельность, проведение различных выставочных мероприятий и бизнес-миссий, адаптацию продукции к требованиям зарубежных рынков. И результаты нашей работы показывают, что интерес компаний к развитию экспортного направления растёт. Так, в 2018 году в наш центр за какими-либо услугами обратились 235 компаний, а в первом полугодии 2019 года — уже 106 компаний. И ещё одна важная цифра: если в 2018 году 20 компаний, которые воспользовались услугами центра, заключили экспортные контракты, то за первое полугодие 2019 года это уже 24 компании. По итогам года будет значительное увеличение, это видимый результат нашей работы.

Какую поддержку экспортоориентированным предприятиям Ростовской области оказывает центр?

— Наши услуги носят заявительный характер и предоставляются на основании заполненной клиентом заявки. Мы информируем и консультируем по вопросам экспортной деятельности, оказываем содействие в проведении исследований иностранных рынков. Важная часть наших программ — содействие в участии компаний в международных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях на территории России и за её пределами, а также в организации и проведении бизнес-миссии. И ещё целый комплекс мер поддержки: подготовка и перевод на иностранные языки презентационных и других материалов, создание на иностранном языке сайта компании,  содействие в поиске и подборе иностранного партнёра. Среди наших задач также — проведение семинаров, вебинаров, мастер-классов и других информационно-образовательных мероприятий, в том числе по модулям Российского экспортного центра.

Какие программы поддержки пользуются наибольшей популярностью? Какие наиболее эффективны?

— Наиболее интересными для бизнеса сегодня являются выставки, бизнес-миссии. В этом году, например, мы сделали упор на выставки, которые связаны с агропромышленным комплексом, учитывая специфику региона. Но нужно отметить, что есть запрос от бизнеса и на выставки других профилей. Это очень эффективная мера поддержки: компании получают возможность презентовать свою продукцию широкому кругу потенциальных клиентов, установить «живые» контакты, а также посмотреть, как потенциальные покупатели реагируют на конкретный товар, и оценить, насколько адаптирован товар к рынку конкретной страны. Кроме того, интересной мерой поддержки для предприятий являются модули семинаров Школы экспорта Российского экспортного центра, которые дают теоретические и практические знания как экспортёрам, так и предприятиям, которые только начинают планировать экспортную деятельность.

Приведите примеры успешных кейсов поддержки экспортоориентированного бизнеса из практики центра.

— Можно назвать компанию «Базис» (производитель упаковочного оборудования), которая участвовала в выставках в Казахстане, Белоруссии и заключила значительное количество экспортных контрактов. Ещё пример — ООО «Молодец» (производитель хлебцов), компания вышла на экспорт благодаря нашему центру: участвовала в выставке в Узбекистане и заключила там экспортные контракты.

Как вы считаете, что сегодня в наибольшей степени мотивирует компании заниматься развитием экспорта?

— Я думаю, что компании мотивируют расширение объёма бизнеса, увеличение прибыли предприятия, создание новых рабочих мест, а также имиджевый интерес самой организации, желающей зарекомендовать себя на международных рынках.

По вашим данным, с какими проблемами сталкиваются компании при организации экспорта своей продукции чаще всего?

— Это нехватка оборотных средств. Но есть и другие не менее важные причины, среди которых недостаточные знания специалистов организаций по вопросам внешнеэкономической деятельности либо отсутствие таких специалистов в компании. Каких знаний не хватает компаниям — это всё индивидуально: от анализа рынков и реалий тех стран, куда бизнес хочет поставлять свою продукцию, до процедур оплаты. В решении этих проблем может помочь Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области. Поэтому у нас и работает Школа экспорта, где представители компаний могут получить знания, например, о том, каков жизненный цикл экспортного проекта, какие могут быть риски, каковы особенности работы в разных странах.

Какие зарубежные рынки сегодня наиболее интересны компаниям Ростовской области?

— Всё зависит от продукта. Сказать, что какой-то рынок интересен для производителей абсолютно любой продукции, было бы преувеличением. Например, последние наши мероприятия показали, что для предприятий Ростовской области очень интересны рынки Ирака, Сирии. По результатам выставки в Дамаске, анализируя количество обращений от потенциальных партнеров, мы можем сказать, что этому рынку интересны продукты питания, стройматериалы, минеральные удобрения, металлический профиль. Процесс возрождения страны будет требовать многих товаров и продуктов, и для предприятий Ростовской области этот ёмкий рынок может стать перспективным для поставок. Поэтому мы приглашаем компании прийти к нам — у нас есть услуга маркетингового исследования, которое позволяет оценить потенциал рынка и перспективы работы там. Глобальный рынок потребляет разные продукты и пользуется разными товарами, главное — этот продукт должен быть правильно упакован, должен иметь необходимые документы, корректное название. В том, чтобы помочь бизнесу привести всё это в соответствие, и заключается наша работа.

Как вы в целом оцениваете ситуацию с экспортом в Ростовской области? Изменилась ли она за последние несколько лет?

— Ситуация в последние годы постоянно меняется — идёт стабильный рост объёмов экспорта, сохраняется положительное сальдо внешнеторгового баланса, то есть область экспортирует продукции в несколько раз больше, чем импортирует. Так, внешнеторговый оборот Ростовской области за 2018 год составил 12,1 миллиарда долларов, что на 24,3 процента превышает данные за 2017 год.  За прошлый год из Ростовской области было экспортировано товаров на общую сумму более 9 миллиардов долларов, что на 32,4 процента больше, чем в 2017 году. Мы можем оценивать ситуацию и с позиции деятельности центра: к нам обращается всё больше и больше предприятий, заинтересованных либо в старте экспортной деятельности, либо в увеличении объёмов экспорта и расширении географии поставок своей продукции.

Каковы планы Центра поддержки экспорта в ближайшей перспективе? Планируется ли запуск новых программ?

— Конечно, появились и уже реализуются новые виды поддержки малого и среднего предпринимательства, а именно акселерация и онлайн-торговля — выход компаний на такие площадки, как Alibaba, Europegеs, Food2China, All.biz. К нам приходят предприятия со своей заявкой, мы совместно с экспертами этих площадок оцениваем перспективы развития, формат размещения продукции и занимаемся её продвижением. Хочу отметить, что для предприятий эта услуга бесплатная. Выход на онлайн-площадки для компаний — это возможность прорыва, так как количество пользователей такой площадки, как, например, Alibaba, уже измеряется десятками миллионов человек. Это не просто расширение рынков сбыта, это возможность для бизнеса представить свою продукцию потребителям глобального рынка. О перспективах этого направления может сказать и активность бизнеса — мы получили уже очень много заявок от компаний, которые заинтересованы в размещении на онлайн-площадках. И я хотела бы пригласить малые и средние предприятия, заинтересованные в размещении своего товара на маркетплейсах, к нам в центр.

мой бизнес лого.png

Поделиться

АНО «Центр поддержки экспорта»

Ростов-на-Дону,
просп. Кировский, д. 40а,
5 этаж, офис 514
e-mail: [email protected]
www.export161.ru


На правах рекламы

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1