105 110 14

Драйвер роста из волгоградской лаборатории

1254
11 минут

ГК «Мегамикс», впервые попавшая в наш рэнкинг крупнейших компаний ЮФО, за без малого 18 лет продемонстрировала развитие от простого производства премиксов масштаба частного кооператива, работающего для нескольких небольших птицефабрик, до одного из крупнейших игроков, занимающего 22% российского рынка

Драйвер роста из волгоградской лаборатории

Поделиться

Группа компаний «Мегамикс» завершила 2015 год с показателем выручки 5,6 млрд рублей (без НДС и прочих обязательных сборов, данные СПАРК), продемонстрировав прирост на 79% к показателям 2014 года. Мало того, за последние 5 лет компания показывает по-настоящему «газельные» темпы роста — более 30% ежегодно (см. график). Производство постоянно растёт: в 2009 году заработал первый большой премиксный завод в Волгограде, а в конце прошлого года в Липецкой области открылась вторая производственная площадка, крупнейшая в Европе по своей мощности. В числе клиентов компании — такие крупные предприятия сектора АПК, как, например, «Мираторг» или «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва».

Премиксы — существенный ингредиент, обеспечивающий эффективность практически любого животноводства, будь то мясомолочное, птицеводческое предприятие, или, к примеру, ферма, выращивающая кроликов. Не обеспечив правильного сбалансированного питания животным — со всеми необходимыми аминокислотами, микро— и макроэлементами, — на хорошие результаты можно не рассчитывать. Премиксы используются как раз для того, чтобы сделать питание полноценным. В свете хороших темпов развития АПК страны, поддерживаемых в том числе и государством, рост объёма продаж у производителей премиксов не удивляет. Но сама по себе удачная конъюнктура успеха и роста отнюдь не гарантирует — на ёмкости растущего рынка обычно много претендентов, и конкуренция нешуточная. Василий Фризен, генеральный директор ООО «Мегамикс», считает, что важнейшее условие успешного развития — сочетание безусловного качества продукта и сервиса, оно стимулирует лояльность потребителя.

«Цель — 40 процентов рынка»

— Какова на данный момент рыночная доля компании?

— На российском рынке сегодня присутствует 15 компаний, производящих премиксы. Наша доля пока около 22 процентов, однако в планах на обозримое будущее — занять порядка 40 процентов отечественного рынка. Если говорить о структуре нашего производства, доли по сегментам распределяются примерно так: 65–70 процентов продукции идёт на бройлерные и яичные птицефабрики, 12–15 процентов — в сектор свиноводства, около 10 процентов — в сектор КРС.

По птице, в яичном и бройлерном направлении, мы занимаем порядка 40 процентов рынка. В секторе свиноводства — около 20 процентов. Сектор КРС — достаточно специфический: он очень слабо растёт, потому что там очень длинные деньги. Однако некоторые крупные производители всё-таки успешно инвестируют в развитие этого направления. Это отнюдь не значит, что мы работаем только с крупными предприятиями. В числе наших клиентов — практически весь спектр предприятий АПК, от небольших фермерских хозяйств до крупнейших агрохолдингов.

— А какой сегмент продукции сейчас является для компании точкой роста?

— Это в первую очередь продукты для свиноводства. Мы сейчас интенсивно наращиваем компетенции в этом секторе. Ожидаем здесь серьёзного роста спроса. Ранее мы не занимались этим сектором столь тщательно: волгоградские производственные мощности были и без того серьёзно загружены. Теперь же, когда начало работать липецкое предприятие, развитие в этом направлении будет бурным. Этот рынок нам на самом деле очень интересен. Один за другим у нас в этом секторе появляются новые партнёры.

— Каковы основные тренды на отечественном рынке производства премиксов?

— Рынок заметно консолидируется. Крупные производители становятся ещё крупнее, мелкие — ещё мельче, а то и поглощаются. Глобальная тенденция к концентрации и консолидации не обошла стороной и рынок кормовых добавок — мы видим, что первая тройка игроков, включая и нашу компанию, наращивает объёмы бизнеса, в то время как другие производители редко демонстрируют хорошую динамику развития.

Тренд на укрупнение бизнеса провоцирует также развитие конкуренции. За последние, скажем, пять лет в стране было сделано такое количество инвестиций в производство премиксов, что сегодня суммарные мощности работающих предприятий в состоянии закрыть все потребности Российской Федерации, и даже на экспорт останется. За последние три года на рынке возникло три новых производственных площадки, считая наш завод в Липецкой области.

Поделиться

Как строить во время кризиса

— Какие предпосылки подтолкнули вас к созданию второй производственной площадки?

— С запуском волгоградского завода в 2009 году мы ощутили достаточно серьёзный и устойчивый спрос на нашу продукцию. Она просто была качественной. Мы воспользовались услугами немецких специалистов BASF SE и голландских из Ottevanger Milling Engineers (поставщик оборудования). В результате завод смог обеспечить европейский уровень качества. В течение четырёх лет после его запуска мы получили такую динамику по загрузке производства, что стали понимать: без увеличения мощности самого производства либо без строительства другой производственной площадки мы не сможем реализовать весь свой потенциал, а это чревато потерей лидерства на рынке. Поэтому приблизительно пять лет тому назад было принято решение о строительстве нового завода, а в конце 2015 года производство было официально запущено.

Учитывая уровень развития сельского хозяйства, мы приняли решение о строительстве в Черноземье, в точке, приблизительно равноудалённой от всех наших основных регионов-потребителей чернозёмной зоны — в Липецкой области. Таким образом, Воронежская, Тамбовская, Брянская, Курская и Белгородская области оказались на расстоянии нескольких часов езды на автомобиле от нашей производственной площадки. Открыв второе производство, мы практически полностью закрыли основные сельскохозяйственные территории. Южные же регионы — Ставрополье, Кубань и Ростовская область — потребляют продукцию волгоградского производства. Такая структура наиболее удобна в плане логистики.

Реализация этого проекта — серьёзная веха нашего развития. Во-первых, завод в Липецкой области стал крупнейшим не только в России, но и в Европе (его проектная мощность — 140 тысяч тонн премиксов в год, что даст возможность обеспечивать около 50 процентов потребности российского рынка), а наши совокупные производственные мощности также позволяют говорить о лидерстве по этому параметру. Во-вторых, ГК «Мегамикс» стала единственным в стране предприятием в своей рыночной нише, обладающим двумя новейшими заводами. И кроме того — единственным стопроцентно российским предприятием в первой тройке. Несмотря на активное участие зарубежных компаний на различных этапах реализации проекта, он полностью наш.

— Судя по датам, которые вы называете, начало интенсивного периода создания липецкого производства пришлось как раз на период резкого роста валютных курсов. Как вам удалось завершить проект в таких непростых условиях?

— Действительно, если первые платежи, которые мы осуществляли по этому проекту, проводились по курсу около 43 рублей за доллар, то основная масса — уже по курсу свыше 60 рублей. За октябрь, ноябрь и декабрь 2014 года мы инвестировали порядка 300 миллионов в эту площадку, и было принято волевое решение о продолжении проекта. Мы понимали, что если сейчас его заморозим, то в дальнейшем шансов на его возобновление будет немного. Общая стоимость этого проекта в валютном выражении составила более 25 миллионов евро, или около 1,5 миллиарда, если считать в рублях. Мы ожидаем, что эти инвестиции окупятся за 7 лет.

Механика развития

— Какова динамика бизнеса за нынешний год? Удалось ли вам сохранить темпы роста 2015 года?

— По итогам 2016 года мы ожидаем роста объёма бизнеса на 20-25 процентов — рост сохраняется, и он значителен. Наверное, главные факторы, которые позволяют нам сохранять темпы прироста — это доскональное знание рынка, на котором мы работаем, использование высокотехнологического оборудования, а также комплексный подход к взаимоотношениям с клиентом. Мы предлагаем клиентам услуги сопровождения, лабораторные услуги. Если говорить об аналитическом центре — оборудовании и уровне наших специалистов — наверное, компания «Мегамикс» по этой части является лидером в стране. У нас две мощные сертифицированные по ИСО/МЭК 17025:2005 лаборатории, в которых работает порядка 25 специалистов, что даёт нам возможность тщательно анализировать всё сырьё, которое используется в нашем производстве.

— Почему это так важно?

— Чтобы получился, например, хороший шашлык, необходимо купить хорошее мясо. Но чтобы получилось хорошее мясо, необходимо, чтобы входящее сырьё, доступное на российском рынке, было проанализировано и прошло отбор по качеству. Только так в финале технологической цепочки получится достойный продукт. Поэтому проводится строгий контроль — как сырьё, так и готовые премиксы мы анализируем по более чем 270 параметрам. Большинство компонентов для производства мы закупаем непосредственно у производителей, и тем не менее контроль необходим.

Однако наши лабораторные мощности используются не только для входного контроля сырья — мы также оказываем помощь нашим клиентам. Если клиент обращается к нам с проблемой — например, на птицефабрике плохо растёт птица — мы можем взяться за проверку его сырья, и обнаружить, к примеру, что в рационе не хватает аминокислот. И этот вывод будет уже научно подтверждённым экспертным мнением, а не какой-то догадкой или предположением. Клиент, следуя нашим рекомендациям, замечает, что продуктивность заметно повысилась, и достигнутый положительный результат становится важным фактором клиентской лояльности.

— Как выглядит ваша система сбыта?

— Если говорить о Российской Федерации, то мы работаем с сельхозтоваропроизводителем напрямую. У нас есть сеть собственных филиалов — в Белгородской области и Липецкой областях, в Москве, в Челябинске; в ближайшее время появится ещё несколько филиалов. Задача этих филиалов, помимо собственно взаимодействия с клиентом по вопросам поставок премиксов, — знать свои локальные рынки, своих клиентов, что называется, в лицо, понимать, чем живёт потребитель, каковы его проблемы и вопросы, обеспечивать канал обратной связи. Это, как мне кажется, базовое условие качественной работы на рынке.

Если же говорить об экспортных поставках, то за рубежом мы работаем через партнёров, через дистрибьюторскую сеть.

— Насколько актуальна для вас экспортная деятельность?

— Мы очень интенсивно на протяжении уже многих лет работаем в этом направлении. На самом деле практически всё постсоветское пространство — Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и так далее — сегодня импортирует нашу продукцию. Однако в последнее время мы ощущаем все более серьёзный интерес к нашей продукции со стороны западноевропейских стран. Нас этот факт приятно радует, но, в общем-то, не удивляет. Чтобы начать поставки на европейский рынок, нам необходимо пройти процесс сертификации — это непросто, но, думаю, ко второму кварталу следующего года мы выполним все требования европейских регламентов и начнём работать и в этом направлении. Насколько успешной будет эта работа — время покажет, но в Европе уже есть игроки, которые заинтересованы в наших поставках.

— Однако там ведь есть и свои производители премиксов…

— Европейские сельскохозяйственные компании покупают продукцию либо в Европе же, либо в Китае. Европейские премиксы — достаточно недёшевы, а китайские — проблемны в плане логистики из-за территориальной удалённости. Мы за последние годы столько инвестировали в развитие и технологичность нашего производства, что абсолютно уверены в конкурентоспособности наших продуктов по уровню качества.

— Какие ограничения для вас сейчас главные на рынке?

— Есть проблемы, общие для всех участников рынка. Например, платёжная дисциплина многих потребителей и контрагентов, к сожалению, оставляет желать лучшего. Другой вызов — логистическая составляющая: у нас в стране так или иначе приходится иметь дело с огромными расстояниями и возникающими из-за этого проблемами с доставкой. Но в этом направлении мы развиваемся путём расширения сети логистических центров и развития собственного автопарка.

Также в России — и это уже имеет прямое отношение к нашему бизнесу — остро стоит проблема огромного количества фальсифицированных продуктов. Если вы приходите на рынок и пытаетесь приобрести тот или иной кормовой компонент, есть очень большой шанс, что вам достанется фальсификат. Это и есть основная причина, по которой мы создали собственный аналитический центр — к нам в руки фальсификат теперь не попадает. Проблема сырьевой базы и контрафакта актуальна для всех предприятий в нашем сегменте рынка, и, честно говоря, у меня вызывает недоумение тот факт, что некоторые предприятия умудряются как-то работать без собственных лабораторий входного контроля. А ведь у них есть свои клиенты среди агропромышленных предприятий…

— Проблема фальсификата настолько остра?

— Тут всё зависит от сезона, от спроса и динамики цен на те или иные продукты. То, что стоит дороже и на что есть спрос в настоящий момент, как раз и подделывают разнообразные «чёрные» участники рынка. Сейчас, к примеру, в России наблюдаются большие сложности с таким продуктом, как рыбная мука — в неконтрафактном, качественном виде на рынке её практически нет, а если и есть — то в каких-то «аптечных» количествах. В основном же под видом рыбной продаётся ароматизированная соответствующим образом костная мука. Другим излюбленным продуктом для фальсификации являются аминокислоты — продукт достаточно дорогой, стоит несколько долларов за килограмм, и крайне привлекательный для подделки. В общем, наши инвестиции в качество продукта себя как минимум оправдывают.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1