Группа компаний «Мегамикс» завершила 2015 год с показателем выручки 5,6 млрд рублей (без НДС и прочих обязательных сборов, данные СПАРК), продемонстрировав прирост на 79% к показателям 2014 года. Мало того, за последние 5 лет компания показывает по-настоящему «газельные» темпы роста — более 30% ежегодно (см. график). Производство постоянно растёт: в 2009 году заработал первый большой премиксный завод в Волгограде, а в конце прошлого года в Липецкой области открылась вторая производственная площадка, крупнейшая в Европе по своей мощности. В числе клиентов компании — такие крупные предприятия сектора АПК, как, например, «Мираторг» или «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва».
Премиксы — существенный ингредиент, обеспечивающий эффективность практически любого животноводства, будь то мясомолочное, птицеводческое предприятие, или, к примеру, ферма, выращивающая кроликов. Не обеспечив правильного сбалансированного питания животным — со всеми необходимыми аминокислотами, микро— и макроэлементами, — на хорошие результаты можно не рассчитывать. Премиксы используются как раз для того, чтобы сделать питание полноценным. В свете хороших темпов развития АПК страны, поддерживаемых в том числе и государством, рост объёма продаж у производителей премиксов не удивляет. Но сама по себе удачная конъюнктура успеха и роста отнюдь не гарантирует — на ёмкости растущего рынка обычно много претендентов, и конкуренция нешуточная. Василий Фризен, генеральный директор ООО «Мегамикс», считает, что важнейшее условие успешного развития — сочетание безусловного качества продукта и сервиса, оно стимулирует лояльность потребителя.
«Цель — 40 процентов рынка»
— Какова на данный момент рыночная доля компании?
— На российском рынке сегодня присутствует 15 компаний, производящих премиксы. Наша доля пока около 22 процентов, однако в планах на обозримое будущее — занять порядка 40 процентов отечественного рынка. Если говорить о структуре нашего производства, доли по сегментам распределяются примерно так: 65–70 процентов продукции идёт на бройлерные и яичные птицефабрики, 12–15 процентов — в сектор свиноводства, около 10 процентов — в сектор КРС.
По птице, в яичном и бройлерном направлении, мы занимаем порядка 40 процентов рынка. В секторе свиноводства — около 20 процентов. Сектор КРС — достаточно специфический: он очень слабо растёт, потому что там очень длинные деньги. Однако некоторые крупные производители всё-таки успешно инвестируют в развитие этого направления. Это отнюдь не значит, что мы работаем только с крупными предприятиями. В числе наших клиентов — практически весь спектр предприятий АПК, от небольших фермерских хозяйств до крупнейших агрохолдингов.
— А какой сегмент продукции сейчас является для компании точкой роста?
— Это в первую очередь продукты для свиноводства. Мы сейчас интенсивно наращиваем компетенции в этом секторе. Ожидаем здесь серьёзного роста спроса. Ранее мы не занимались этим сектором столь тщательно: волгоградские производственные мощности были и без того серьёзно загружены. Теперь же, когда начало работать липецкое предприятие, развитие в этом направлении будет бурным. Этот рынок нам на самом деле очень интересен. Один за другим у нас в этом секторе появляются новые партнёры.
— Каковы основные тренды на отечественном рынке производства премиксов?
— Рынок заметно консолидируется. Крупные производители становятся ещё крупнее, мелкие — ещё мельче, а то и поглощаются. Глобальная тенденция к концентрации и консолидации не обошла стороной и рынок кормовых добавок — мы видим, что первая тройка игроков, включая и нашу компанию, наращивает объёмы бизнеса, в то время как другие производители редко демонстрируют хорошую динамику развития.
Тренд на укрупнение бизнеса провоцирует также развитие конкуренции. За последние, скажем, пять лет в стране было сделано такое количество инвестиций в производство премиксов, что сегодня суммарные мощности работающих предприятий в состоянии закрыть все потребности Российской Федерации, и даже на экспорт останется. За последние три года на рынке возникло три новых производственных площадки, считая наш завод в Липецкой области.
Как строить во время кризиса
— Какие предпосылки подтолкнули вас к созданию второй производственной площадки?
— С запуском волгоградского завода в 2009 году мы ощутили достаточно серьёзный и устойчивый спрос на нашу продукцию. Она просто была качественной. Мы воспользовались услугами немецких специалистов BASF SE и голландских из Ottevanger Milling Engineers (поставщик оборудования). В результате завод смог обеспечить европейский уровень качества. В течение четырёх лет после его запуска мы получили такую динамику по загрузке производства, что стали понимать: без увеличения мощности самого производства либо без строительства другой производственной площадки мы не сможем реализовать весь свой потенциал, а это чревато потерей лидерства на рынке. Поэтому приблизительно пять лет тому назад было принято решение о строительстве нового завода, а в конце 2015 года производство было официально запущено.
Учитывая уровень развития сельского хозяйства, мы приняли решение о строительстве в Черноземье, в точке, приблизительно равноудалённой от всех наших основных регионов-потребителей чернозёмной зоны — в Липецкой области. Таким образом, Воронежская, Тамбовская, Брянская, Курская и Белгородская области оказались на расстоянии нескольких часов езды на автомобиле от нашей производственной площадки. Открыв второе производство, мы практически полностью закрыли основные сельскохозяйственные территории. Южные же регионы — Ставрополье, Кубань и Ростовская область — потребляют продукцию волгоградского производства. Такая структура наиболее удобна в плане логистики.
Реализация этого проекта — серьёзная веха нашего развития. Во-первых, завод в Липецкой области стал крупнейшим не только в России, но и в Европе (его проектная мощность — 140 тысяч тонн премиксов в год, что даст возможность обеспечивать около 50 процентов потребности российского рынка), а наши совокупные производственные мощности также позволяют говорить о лидерстве по этому параметру. Во-вторых, ГК «Мегамикс» стала единственным в стране предприятием в своей рыночной нише, обладающим двумя новейшими заводами. И кроме того — единственным стопроцентно российским предприятием в первой тройке. Несмотря на активное участие зарубежных компаний на различных этапах реализации проекта, он полностью наш.
— Судя по датам, которые вы называете, начало интенсивного периода создания липецкого производства пришлось как раз на период резкого роста валютных курсов. Как вам удалось завершить проект в таких непростых условиях?
— Действительно, если первые платежи, которые мы осуществляли по этому проекту, проводились по курсу около 43 рублей за доллар, то основная масса — уже по курсу свыше 60 рублей. За октябрь, ноябрь и декабрь 2014 года мы инвестировали порядка 300 миллионов в эту площадку, и было принято волевое решение о продолжении проекта. Мы понимали, что если сейчас его заморозим, то в дальнейшем шансов на его возобновление будет немного. Общая стоимость этого проекта в валютном выражении составила более 25 миллионов евро, или около 1,5 миллиарда, если считать в рублях. Мы ожидаем, что эти инвестиции окупятся за 7 лет.
Механика развития
— Какова динамика бизнеса за нынешний год? Удалось ли вам сохранить темпы роста 2015 года?
— По итогам 2016 года мы ожидаем роста объёма бизнеса на 20-25 процентов — рост сохраняется, и он значителен. Наверное, главные факторы, которые позволяют нам сохранять темпы прироста — это доскональное знание рынка, на котором мы работаем, использование высокотехнологического оборудования, а также комплексный подход к взаимоотношениям с клиентом. Мы предлагаем клиентам услуги сопровождения, лабораторные услуги. Если говорить об аналитическом центре — оборудовании и уровне наших специалистов — наверное, компания «Мегамикс» по этой части является лидером в стране. У нас две мощные сертифицированные по ИСО/МЭК 17025:2005 лаборатории, в которых работает порядка 25 специалистов, что даёт нам возможность тщательно анализировать всё сырьё, которое используется в нашем производстве.
— Почему это так важно?
— Чтобы получился, например, хороший шашлык, необходимо купить хорошее мясо. Но чтобы получилось хорошее мясо, необходимо, чтобы входящее сырьё, доступное на российском рынке, было проанализировано и прошло отбор по качеству. Только так в финале технологической цепочки получится достойный продукт. Поэтому проводится строгий контроль — как сырьё, так и готовые премиксы мы анализируем по более чем 270 параметрам. Большинство компонентов для производства мы закупаем непосредственно у производителей, и тем не менее контроль необходим.
Однако наши лабораторные мощности используются не только для входного контроля сырья — мы также оказываем помощь нашим клиентам. Если клиент обращается к нам с проблемой — например, на птицефабрике плохо растёт птица — мы можем взяться за проверку его сырья, и обнаружить, к примеру, что в рационе не хватает аминокислот. И этот вывод будет уже научно подтверждённым экспертным мнением, а не какой-то догадкой или предположением. Клиент, следуя нашим рекомендациям, замечает, что продуктивность заметно повысилась, и достигнутый положительный результат становится важным фактором клиентской лояльности.
— Как выглядит ваша система сбыта?
— Если говорить о Российской Федерации, то мы работаем с сельхозтоваропроизводителем напрямую. У нас есть сеть собственных филиалов — в Белгородской области и Липецкой областях, в Москве, в Челябинске; в ближайшее время появится ещё несколько филиалов. Задача этих филиалов, помимо собственно взаимодействия с клиентом по вопросам поставок премиксов, — знать свои локальные рынки, своих клиентов, что называется, в лицо, понимать, чем живёт потребитель, каковы его проблемы и вопросы, обеспечивать канал обратной связи. Это, как мне кажется, базовое условие качественной работы на рынке.
Если же говорить об экспортных поставках, то за рубежом мы работаем через партнёров, через дистрибьюторскую сеть.
— Насколько актуальна для вас экспортная деятельность?
— Мы очень интенсивно на протяжении уже многих лет работаем в этом направлении. На самом деле практически всё постсоветское пространство — Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и так далее — сегодня импортирует нашу продукцию. Однако в последнее время мы ощущаем все более серьёзный интерес к нашей продукции со стороны западноевропейских стран. Нас этот факт приятно радует, но, в общем-то, не удивляет. Чтобы начать поставки на европейский рынок, нам необходимо пройти процесс сертификации — это непросто, но, думаю, ко второму кварталу следующего года мы выполним все требования европейских регламентов и начнём работать и в этом направлении. Насколько успешной будет эта работа — время покажет, но в Европе уже есть игроки, которые заинтересованы в наших поставках.
— Однако там ведь есть и свои производители премиксов…
— Европейские сельскохозяйственные компании покупают продукцию либо в Европе же, либо в Китае. Европейские премиксы — достаточно недёшевы, а китайские — проблемны в плане логистики из-за территориальной удалённости. Мы за последние годы столько инвестировали в развитие и технологичность нашего производства, что абсолютно уверены в конкурентоспособности наших продуктов по уровню качества.
— Какие ограничения для вас сейчас главные на рынке?
— Есть проблемы, общие для всех участников рынка. Например, платёжная дисциплина многих потребителей и контрагентов, к сожалению, оставляет желать лучшего. Другой вызов — логистическая составляющая: у нас в стране так или иначе приходится иметь дело с огромными расстояниями и возникающими из-за этого проблемами с доставкой. Но в этом направлении мы развиваемся путём расширения сети логистических центров и развития собственного автопарка.
Также в России — и это уже имеет прямое отношение к нашему бизнесу — остро стоит проблема огромного количества фальсифицированных продуктов. Если вы приходите на рынок и пытаетесь приобрести тот или иной кормовой компонент, есть очень большой шанс, что вам достанется фальсификат. Это и есть основная причина, по которой мы создали собственный аналитический центр — к нам в руки фальсификат теперь не попадает. Проблема сырьевой базы и контрафакта актуальна для всех предприятий в нашем сегменте рынка, и, честно говоря, у меня вызывает недоумение тот факт, что некоторые предприятия умудряются как-то работать без собственных лабораторий входного контроля. А ведь у них есть свои клиенты среди агропромышленных предприятий…
— Проблема фальсификата настолько остра?
— Тут всё зависит от сезона, от спроса и динамики цен на те или иные продукты. То, что стоит дороже и на что есть спрос в настоящий момент, как раз и подделывают разнообразные «чёрные» участники рынка. Сейчас, к примеру, в России наблюдаются большие сложности с таким продуктом, как рыбная мука — в неконтрафактном, качественном виде на рынке её практически нет, а если и есть — то в каких-то «аптечных» количествах. В основном же под видом рыбной продаётся ароматизированная соответствующим образом костная мука. Другим излюбленным продуктом для фальсификации являются аминокислоты — продукт достаточно дорогой, стоит несколько долларов за килограмм, и крайне привлекательный для подделки. В общем, наши инвестиции в качество продукта себя как минимум оправдывают.