На новостном портале Donnews 21 сентября появилась новость с по-своему прекрасным заголовком: «Митрополит Меркурий, Сергей Горбань и Иван Саввиди облетели Ростов с иконой Божьей Матери». Для восстановления контекста необходимо знать, что Сергей Горбань — глава администрации Ростова-на-Дону, а Иван Саввиди — крупный бизнесмен, глава «Группы Агроком». И есть ощущение, что к этому тесту не хватает только карикатуры в стиле современных французских художников, изображающую, как означенные персонажи втроём в воздухе, согласно тексту, союзно «молятся о благополучии города и страны». Заметка примечательна тем, что реакция на неё как бы предопределена: либо добрый смех, либо злой, но — смех. Причём не очень важно, кто читающий — атеист, агностик, другими словами — во-всём-сомневающийся, или человек православный. Для всех эта новость будет более или менее комична. И повод на самом деле типовой — только начни искать. Тот же портал писал о том, как местные священники на самолёте-амфибии Бе-200 облетели места боёв на Миус-фронте, а протоиерей Алексий Лысиков освятил 8 тонн воды, которая была залита в резервуары самолёта… Ну что тут скажешь — такая работа у людей. Или смотришь на очередную фотографию, где церковный чин вместе с нецерковным в чистом поле в окружении камер закладывают первый камень в основании какого-нибудь комбината — и опять же чувствуешь целый клубок смутных ощущений, в которых ощутим явственный привкус стыда и в которых на самом деле некогда разбираться. Только успеваешь подумать о том, что кто-то тут что-то делает не так.
Повод, который был использован журналистами для новости, на самом деле был, конечно, несколько другим: в ростовский День города — хотя и не круглая дата, 266 лет — митрополит Меркурий с сити-менеджером и солидным бизнесменом, искушённым в вопросах духовности, сели на вертолёт и облетели город с копией знаменитой донской иконы. С точки зрения церкви — самый обычный информационный повод. Недаром он нашёл отражение только на ресурсе ростовской епархии — и больше нигде, не считая упомянутого новостного портала. Например, сайт администрации города о полёте сити-менеджера нам не сообщает. И личный сайт Ивана Саввиди, посвящённый исключительно общественному служению бизнесмена, об этом факте тоже умолчал.
Если бы мы прочли эту новость на сайте епархии, грешные наши уста не были бы тронуты улыбкой. Поскольку трудно упрекать церковного человека за то, что он служит. Разные формы этого служения могут показаться обывателю странными — иным и пост представляется необъяснимым самоистязанием. Но такова служба, а митрополит — человек служивый. Он, да и любой настоящий священник, не откажется сотворить молитву нигде — хоть на Луну его отправьте, хоть в заброшенную шахту. Миссионера должна вести его миссия. Но почему это вдруг заинтересовало журналистов?
Есть версия. У журналистов-новостников существует такое правило: раз в месяц экзотика рулит. Можно позвонить, например, в зоопарк и дать новость о том, что тигрица Лариса наконец родила. Или что-нибудь из жизни водолазов. В этом качестве сгодится и митрополит на вертолёте. Но надо понимать, что при этом священное лицо попадает в довольно двусмысленный контекст. Он-то и делает новость смешной. На языке обывателя это новость о том, как сильные мира сего, среди которых генеральный спонсор Дня города, вооружившись специальной техникой, проводят время в думках о народе, копошащемся там, внизу. Это почти звёзды шоу-бизнеса, каждый — готовый символ. Сели как-то раз Земная Власть, Небесная Власть и Денежный Мешок на вертолёт и стали о народе молиться… Так что — выходит, журналисты, охочие до зубоскальства, виноваты? Выдернули из одного контекста, вставили, не спросясь, в другой. Не только журналисты.
В данном случае уважаемые люди в прямом смысле слова оторвались от народа на вертолёте. Потому и новость вызывает тот тип смеха, который обычно возникает при созерцании чужой неадекватности — оторванности, в которой бесполезно винить этот действительно неуместный вертолёт.
Если составить рейтинг того, в чём представители власти духовной подозреваются более всего, то, полагаю, первые строчки заняло бы подозрение в том, что, как выразился писатель Виктор Пелевин, «солидный Господь» бывает только «для солидных господ». Популярный комик Семён Слепаков одну из своих смешных песенок начал так: «Однажды отец Онуфрий крестил “Бугатти Вейрон”», — и дальше можно не продолжать. Европейцы в этом чувстве юмора, выставляющем напоказ лицемерность общественной и религиозной морали, зашли очень далеко. Поэтому пора бы уже и понимать, что, как только духовный сан удаляется в закрытый шатёр в сопровождении властителей дум, он рискует предстать всего лишь героем светской хроники или рубрики «Их нравы». Его шансы стать той самой экзотикой, которая раз в месяц рулит, резко возрастают. А всё потому, что в вертолёте, как и в «золотом миллиарде», места больше ни для кого нет, а возможность веры и молитвы, как и место в храме, — они заведомо для любого, они всех вместят.
А ведь только человек, чья вера достаточно сильна и зрела, способен читать эту новость про вертолёт и добродушно усмехаться необъяснимой недалёкости, не бросающей тени на высшие силы. Но назвать наше общество обществом зрелой веры пока как-то не поворачивается язык. Реакция, вызываемая такими новостями, говорит о том, что общество скорее склонно вести себя как травмированный нелюбовью ребёнок: только отвернутся родители, сбегут от него в кино, а он уже кричит, что они никогда его не любили.
Не надо никаких вертолётов, уважаемые батюшки, избавьте нас, слабых, от таких испытаний. Во всяком случае, не надо их в новостной ленте. Хотите с президентом помолиться — помолитесь с ним как с одним из нас. Никто не пишет пресс-релизов, когда вы молитесь с кем-либо из нас — вот и об этой молитве писать не надо. Встречайтесь с кем угодно, но — в толпе, в её присутствии. Нет более надёжного хранителя вашего авторитета.