«Умный АПК»: в какие направления инвестирует АФГ «Националь»

760
7 минут
«Умный АПК»: в какие направления инвестирует АФГ «Националь»

Алексей Попов.// Фото пресс-службы "АФГ Нвациональ"
За минувшую пятилетку в АПК Юга холдинг «АФГ Националь», один из крупнейших в РФ производителей риса, вложил около 10 млрд рублей. Средства пошли на развитие рисоводства, садоводства и овощеводства.

Прошлый год был удачным для «АФГ Националь». Агрохолдинг получил рекордные урожаи риса (233,5 тыс. тонн, на 11% выше, чем голом ранее) и картофеля (80 тыс. тонн против 60 тыс. тонн годом ранее), получил патенты на три сорта риса собственной селекции, увеличил производство товарных яблок и стал поставлять их на рынок под своим фирменным брендом. Задача на 2020 год — не снижать темпов, продолжать работу по повышению эффективности агробизнеса, внедрению передовых технологий.

Группа компаний «АФГ Националь» — крупный вертикально интегрированный агропромышленный холдинг. Лидер по выращиванию и переработке риса (22% рынка РФ) и ведущий производитель фасованных круп (его доля — 18%). Кроме того, предприятия агрохолдинга в Нижегородской, Новгородской и Ростовской областях выращивают столовый и семенной картофель, овощи открытого грунта, а дочерняя компания на Кубани занимается садоводством по суперинтенсивной технологии. Всего в структуре агрохолдинга — 13 компаний в пяти регионах России, в том числе в Ростовской области и на Кубани. Общий земельный банк ГК — 95 тыс. га, большинство из которых расположены на Юге. По тогам 2019 года, совокупная выручка группы составила 12,8 млрд рублей, что почти на 20% выше показателя 2018 года.

Об этом в рамках спецпроекта «Умный АПК: потенциал и южные практики» «Эксперту Юг» рассказал Алексей Попов, который руководит агродивизионом «АФГ Националь» (производство риса, зерновых и овощей в Краснодарском крае и Ростовской области).

Полная версия интервью выходит в ближайшем номере журнала «Эксперт Юг» 13 июля.

— «АФГ Националь» хорошо завершил 2019 год: показал рост и по выручке и по валовому сбору риса и овощей. Насколько удачно складывается для агрохолдинга непростой 2020 год?

— Действительно, прошлый год оказался для холдинга успешным. Совокупная выручка группы компаний составила 12,8 миллиарда рублей, что почти на 20 процентов выше показателя 2018 года. Мы получили рекордные урожаи риса (233,5 тысячи тонн) и картофеля (80 тысяч тонн), показав существенный прирост в этих направлениях. Часть садов на Кубани в 2019 году вступила в промышленное плодоношение.

Какие актуальные задачи вы сейчас решаете? 
— В ближайшие два года сады полностью выйдут на плановые мощности: «АФГ Националь» сможет производить до 40 тысяч тонн яблок в год. Сейчас холдинг развивает инфраструктуру для качественного хранения и сбыта такого объема фруктов.

Также среди актуальных задач на этот год — дальнейший рост объемов производства и развитие экспорта. Причем, в большей степени экспорта рисовой крупы и фасованной продукции, а не только риса-сырца.

Сейчас мы нацелены на интенсивный рост урожайности риса и зерновых культур, который предполагает увеличение объёмов производства не за счёт расширения площадей, а за счёт эффективного применения современных агротехнологий и использования высокоурожайных сортов. В прошлом году мы получили рекордный урожай риса в 233,5 тысячи тонн и потенциал для роста ещё есть. В 2020 году площади под рисом у нас, по сравнению с прошлым годом, не изменились и составили 30,5 тысячи гектаров, из них более половины (16,6 тыс. га) занято сортами собственной селекции. У нас есть планы по отведению 20 тысяч гектаров под свои сорта к 2022 году, 

— Среди актуальных задач вы упомянули экспорт. Насколько динамично у вас развивается это направление?
— В целом объёмы экспорта стабильны и составляют порядка 50 тысяч тонн риса в год. Однако меняется его структура: от поставок на зарубежные рынки сырья мы последовательно переходим к экспорту продуктов переработки. Ещё пять лет назад холдинг вывозил только сырец и только в Турцию. Сейчас мы поставляем рис в 20 стран и ежегодно осваиваем новые направления. По нашим расчётам, по итогам текущего сельхозгода экспорт рисовой крупы превысит 30 тысяч тонн.

Помимо оптовых партий сырца и крупы, холдинг поставляет за рубеж фасованную продукцию трёх наших брендов – «Националь», «Русский завтрак» и PROSTO (это, например, овсяные хлопья, чечевица, гречка, шлифованный горох), а также по заказу партнеров выпускает Private label. Фасованная продукция экспортируется в 15 стран, включая Германию и США. В тоннаже это пока небольшие, но быстро растущие объёмы. Так, в 2019 году экспорт фасованной продукции увеличился на 40 процентов, в числе новых направлений — Монголия, Латвия, Катар и Азербайджан.

Одной из ведущих экспортных позиций является гречка, основные потребители которой — русскоязычные эмигранты и жители бывших союзных республик.

— На Юге предприятия «АФГ Националь» особенно динамично развиваются в последние пять лет. Сколько средств инвестировано в развитие этих компаний?

— В 2015 году холдинг занялся суперинтенсивным садоводством в Краснодарском крае на базе предприятия «Южные земли». С 2017 года партнёром компании по данному проекту является «Волга груп агро» (компания миллиардера Геннадия Тимченко, — ред.). За пять лет в проект инвестировано более 6,5 миллиарда рублей, из которых 3,5 миллиарда — кредит Россельхозбанка. На эти средства заложено 700 га садов (с использованием шпалерной технологии, капельного орошения и противоградовой сетки), построено современное плодохранилище на 10 тысяч тонн с линией для мойки и калибровки фруктов, организован питомник для выращивания саженцев. В 2019 году было собрано 16,7 тысяч тонн яблок. Весь урожай успешно реализован через торговые сети. С конца прошлого года яблоки поставляются на рынок под собственным брендом «Прекраснодар». В ближайших планах «Южных земель» — строительство на Кубани хранилища на 15 тысяч тонн плодов, которое должно завершиться к осени текущего года, а также работы по закладке 300 гектаров сада.

За минувшие пять лет в развитие предприятий на Юге было инвестировано около 10 миллиардов рублей.

— На ваш взгляд, какие факторы влияют на эффективность работы сельхозпредприятий?

— Мы выделяем три группы таких факторов. Первая — это доступность ресурсов, инфраструктуры и современных технологий для сельхозпроизводителей. Вторая группа — способность (аграриев) максимально точно учитывать, планировать и снижать издержки. Чем детальнее управленческий учёт на предприятии, тем большее количество издержек можно учесть, тем точнее можно планировать и строить работу по их снижению. Например, если ты получаешь данные по расходу ГСМ в литрах и рублях раз в месяц, тебе крайне сложно отследить точки перерасхода. Но как только ты вводишь учёт расхода по каждому отдельному полю, видам работ и сельхозтехники, ты можешь увидеть, проанализировать и устранить причины этого перерасхода. И третья группа — это увеличение доли машинного труда и автоматизация производственных процессов в АПК.

— Что сегодня, на ваш взгляд, является главным стимулом внедрения передовых технологий на предприятиях АПК Юга и России в целом?

— Поскольку ЮФО и СКФО — традиционные житницы России, то и агротехнологии здесь развиты больше, чем в других округах. Выручка и рентабельность предприятий на Юге выше, соответственно, и сельхозпроизводители здесь имеют больше средств для инвестирования в современные технологии. Поскольку в ЮФО и СКФО можно выращивать почти любые культуры в достаточно больших объёмах, то есть экономический смысл инвестировать в урожайность и качество. Дополнительным стимулирующим фактором является достаточно высокая стоимость земли, которую сельхозпроизводители хотят использовать максимально эффективно. Чтобы иметь хорошую рентабельность при такой цене на землю, нужно производить много и высокого качества, что невозможно без применения современных технологий и цифровизации.

— Как будет меняться ситуация на ваших рынках (в России и за рубежом) в ближайшем будущем? К какому развитию событий готовитесь лично вы?

— Очевиден тренд на консолидацию. Появляются крупные игроки, которые будут задавать тон на рынках. Происходит интернетизация торговли и развитие онлайн-ритейла. В период пандемии он получил мощный импульс, который ускорит рост этого сегмента.


Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...