Алексей Попов.// Фото пресс-службы "АФГ Нвациональ"
Прошлый год был удачным для «АФГ Националь». Агрохолдинг получил рекордные урожаи риса (233,5 тыс. тонн, на 11% выше, чем голом ранее) и картофеля (80 тыс. тонн против 60 тыс. тонн годом ранее), получил патенты на три сорта риса собственной селекции, увеличил производство товарных яблок и стал поставлять их на рынок под своим фирменным брендом. Задача на 2020 год — не снижать темпов, продолжать работу по повышению эффективности агробизнеса, внедрению передовых технологий.
Группа компаний «АФГ Националь» — крупный вертикально интегрированный агропромышленный холдинг. Лидер по выращиванию и переработке риса (22% рынка РФ) и ведущий производитель фасованных круп (его доля — 18%). Кроме того, предприятия агрохолдинга в Нижегородской, Новгородской и Ростовской областях выращивают столовый и семенной картофель, овощи открытого грунта, а дочерняя компания на Кубани занимается садоводством по суперинтенсивной технологии. Всего в структуре агрохолдинга — 13 компаний в пяти регионах России, в том числе в Ростовской области и на Кубани. Общий земельный банк ГК — 95 тыс. га, большинство из которых расположены на Юге. По тогам 2019 года, совокупная выручка группы составила 12,8 млрд рублей, что почти на 20% выше показателя 2018 года.
— «АФГ Националь» хорошо завершил 2019 год: показал рост и по выручке и по валовому сбору риса и овощей. Насколько удачно складывается для агрохолдинга непростой 2020 год?
— Действительно, прошлый год оказался для холдинга успешным. Совокупная выручка группы компаний составила 12,8 миллиарда рублей, что почти на 20 процентов выше показателя 2018 года. Мы получили рекордные урожаи риса (233,5 тысячи тонн) и картофеля (80 тысяч тонн), показав существенный прирост в этих направлениях. Часть садов на Кубани в 2019 году вступила в промышленное плодоношение.
Помимо оптовых партий сырца и крупы, холдинг поставляет за рубеж фасованную продукцию трёх наших брендов – «Националь», «Русский завтрак» и PROSTO (это, например, овсяные хлопья, чечевица, гречка, шлифованный горох), а также по заказу партнеров выпускает Private label. Фасованная продукция экспортируется в 15 стран, включая Германию и США. В тоннаже это пока небольшие, но быстро растущие объёмы. Так, в 2019 году экспорт фасованной продукции увеличился на 40 процентов, в числе новых направлений — Монголия, Латвия, Катар и Азербайджан.
Одной из ведущих экспортных позиций является гречка, основные потребители которой — русскоязычные эмигранты и жители бывших союзных республик.
— На Юге предприятия «АФГ Националь» особенно динамично развиваются в последние пять лет. Сколько средств инвестировано в развитие этих компаний?— В 2015 году холдинг занялся суперинтенсивным садоводством в Краснодарском крае на базе предприятия «Южные земли». С 2017 года партнёром компании по данному проекту является «Волга груп агро» (компания миллиардера Геннадия Тимченко, — ред.). За пять лет в проект инвестировано более 6,5 миллиарда рублей, из которых 3,5 миллиарда — кредит Россельхозбанка. На эти средства заложено 700 га садов (с использованием шпалерной технологии, капельного орошения и противоградовой сетки), построено современное плодохранилище на 10 тысяч тонн с линией для мойки и калибровки фруктов, организован питомник для выращивания саженцев. В 2019 году было собрано 16,7 тысяч тонн яблок. Весь урожай успешно реализован через торговые сети. С конца прошлого года яблоки поставляются на рынок под собственным брендом «Прекраснодар». В ближайших планах «Южных земель» — строительство на Кубани хранилища на 15 тысяч тонн плодов, которое должно завершиться к осени текущего года, а также работы по закладке 300 гектаров сада.
За минувшие пять лет в развитие предприятий на Юге было инвестировано около 10 миллиардов рублей.— На ваш взгляд, какие факторы влияют на эффективность работы сельхозпредприятий?
— Мы выделяем три группы таких факторов. Первая — это доступность ресурсов, инфраструктуры и современных технологий для сельхозпроизводителей. Вторая группа — способность (аграриев) максимально точно учитывать, планировать и снижать издержки. Чем детальнее управленческий учёт на предприятии, тем большее количество издержек можно учесть, тем точнее можно планировать и строить работу по их снижению. Например, если ты получаешь данные по расходу ГСМ в литрах и рублях раз в месяц, тебе крайне сложно отследить точки перерасхода. Но как только ты вводишь учёт расхода по каждому отдельному полю, видам работ и сельхозтехники, ты можешь увидеть, проанализировать и устранить причины этого перерасхода. И третья группа — это увеличение доли машинного труда и автоматизация производственных процессов в АПК.
— Что сегодня, на ваш взгляд, является главным стимулом внедрения передовых технологий на предприятиях АПК Юга и России в целом?
— Поскольку ЮФО и СКФО — традиционные житницы России, то и агротехнологии здесь развиты больше, чем в других округах. Выручка и рентабельность предприятий на Юге выше, соответственно, и сельхозпроизводители здесь имеют больше средств для инвестирования в современные технологии. Поскольку в ЮФО и СКФО можно выращивать почти любые культуры в достаточно больших объёмах, то есть экономический смысл инвестировать в урожайность и качество. Дополнительным стимулирующим фактором является достаточно высокая стоимость земли, которую сельхозпроизводители хотят использовать максимально эффективно. Чтобы иметь хорошую рентабельность при такой цене на землю, нужно производить много и высокого качества, что невозможно без применения современных технологий и цифровизации.
— Как будет меняться ситуация на ваших рынках (в России и за рубежом) в ближайшем будущем? К какому развитию событий готовитесь лично вы?— Очевиден тренд на консолидацию. Появляются крупные игроки, которые будут задавать тон на рынках. Происходит интернетизация торговли и развитие онлайн-ритейла. В период пандемии он получил мощный импульс, который ускорит рост этого сегмента.