
Поделиться
В июне этого года Северо-Кавказский окружной военный суд признал бывшего градоначальника виновным в подготовке теракта против его политического оппонента – главы дагестанского отделения Пенсионного фонда РФ Сагида Муртазалиева, приговорив его к 10 годам колонии строгого режима. Специфика процесса Амирова, обвиненного в ряде тяжких преступлений, изначально заключалась в том, что подозреваемый является инвалидом первой группы. После одного из многочисленных терактов, совершенных против мэра, он перемещался в инвалидной коляске, а также страдал рядом других тяжелых заболеваний.
Иск Амирова в ЕСПЧ был подан вскоре после его задержания в Махачкале 1 июня 2013 года. Через два месяца европейский суд известил российское правительство о необходимости медицинского обследования экс-мэра специалистами, независимыми от медиков СИЗО. Согласно материалам суда, это обследование было призвано ответить на ряд вопросов, в том числе о возможности перевода Амирова из мест предварительного заключения в больницу. Одновременно адвокаты градоначальника добивались его перевода под домашний арест.
В российском ответе на запрос ЕСПЧ было сказано, что Амиров «не страдает заболеваниями, включенными в список препятствующих нахождению под стражей подозреваемых или обвиняемых лиц». Однако Амиров, со своей стороны, пожаловался, что медицинское обследование, предписанное ЕСПЧ, выполнено не было, а невозможность получения требуемой медицинской помощи привело к серьезному ухудшению состояния его здоровья.
После того, как адвокатам бывшего мэра Махачкалы не удалось доказать его невиновность в российском суде, основные усилия защиты были сосредоточены именно по линии европейского суда. 27 ноября в ходе заседания под председательством судьи Изабель Берро-Лефевр (Монако) ЕСПЧ признал, что в отношении Саида Амирова были нарушены две статьи Европейской конвенции по правам человека: статья 34 (право личной жалобы) и статья 3 (запрет на негуманное или унизительное обращение).
Амиров, говорится в решении суда, «находясь в заключении, был не в состоянии получать необходимую в соответствии с его серьезным состоянием здоровья медицинскую помощь. Суд, в частности, установил, что медицинские отчеты, представленные российским правительством, не ответили на вопросы, заданные судом – было ли состояние здоровья Амирова совместимо с заключением».
Сославшись на статью 46 Европейской конвенции по правам человека, суд обозначил ряд мер, которые следует предпринять российскому правительству, в том числе помещение Амирова в специализированное медицинское учреждение, где он мог бы оставаться под постоянным медицинским наблюдением. Кроме того, суд постановил, что Россия должна выплатить бывшему мэру Махачкалы 15 тысяч евро морального ущерба и 850 евро за различные издержки.
Как поясняет адвокат Саида Амирова Владимир Постанюк, это решение влечет за собой следующее: «Суд должен в порядке надзора отменить решение суда об избрании меры пресечения и рассмотреть этот вопрос с учетом мнения ЕСПЧ, то есть с учетом мнения независимых экспертов. А до этого момента Амиров должен находится в медицинском учреждении, которое также должно быть определено с учетом мнения независимых медицинских экспертов».