Ферма «Грибов Дол» задумалась о расширении производства

185
5 минут
Ферма «Грибов Дол» задумалась о расширении производства

«В этом году в наших планах — получать в среднем по 30 кг с кв. м, или 93 тонны в месяц. Если удастся достичь таких результатов, то к концу весны мы сможем принять решение о строительстве в 2019 году второй и даже третьей очереди фермы. В этом случае производительность удвоится и утроится, соответственно», — рассказал «Эксперту Юг» совладелец компании «ВЕК» Константин Остапкевич. Стоимость запуска одной очереди оценивается в 100–120 млн рублей. «Чем больше получается собрать с одного и того же квадратного метра при одних и тех же вложениях, тем больше будет рентабельность, значит, можно будет вкладывать средства в расширение», — пояснил Константин Остапкевич.

Компания «Грибов Дол» приступила к выращиванию шампиньонов на своей ферме в Ростовской области производительностью 1,1 тыс. тонн в год в 2017 году, первый урожай получили в декабре, сообщил совладелец компании «ВЕК». «Весь прошлый год мы учились работать на ферме, первое время нам удавалось получить 2228 кг грибов с квадратного метра. В последние 11 циклов (один цикл — это 42 дня), мы вышли на 30 кг с кв. м. Это лучше, чем ранее обозначенный минимум, — 28 кг с кв. м», — сказал Константин Остапкевич. По его словам, крупные фермы в Польше получают по 32 кг с кв. м, на такие же показатели может выйти и «Грибов Дол».

Как рассказал Константин Остапкевич, сейчас на ферме работают 6 камер для выращивания грибов по 723 кв. м, каждая следующая очередь предполагает строительство еще 6 камер. Энергомощностей, построенных на ферме, хватит для работы 30 камер. «Тогда мы сможем получать урожай в пять раз больше, чем сейчас, — примерно 5–6 тыс. тонн в год, — говорит Константин Остапкевич. — У нас есть опыт продаж по всей стране — раньше занимались импортом польских грибов, продавали более 6 тыс. тонн в год». Сейчас продукцию компании «Грибов Дол» закупают крупные федеральные ритейлеры, среди которых «Лента» и «О’КЕЙ», а также небольшие магазины и оптовики. Средняя оптовая цена — 170 рублей за килограмм, соответственно, выручка компании при производительности 30 кг с кв. м (93 тонны в месяц) составила около 15,8 млн рублей в месяц.

Напомним, ферма «Грибов Дол» построена в пос. Овощной Азовского района. Как пояснил Константин Остапкевич, в первую очередь производства было инвестировано 240 млн рублей, некоторые объекты строили на перспективу следующих очередей — подстанцию, административный корпус, очистные сооружения, бытовые помещения и так далее.

Компания «Грибов-Дол» работает на рынке с 1998 года и входит в ГК «ВЕК», которая занимается производством полуфабрикатов и дистрибуцией замороженных продуктов и грибов.

В компании «Грибов Дол» перспективно оценивают потенциал для расширения. «Наш проект — средний, если он выйдет на проектную мощность в 5–6 тыс. тонн, то будет уже крупным, а проекты такого масштаба в России можно пересчитать по пальцам», — говорит Константин Остапкевич.

По мнению учредителя Национального аграрного агентства Александра Гавриленко, сейчас насыщенность рынка грибов российского производства очень низкая, она не достигла еще и 50%. «Россияне грибов недоедают, проекты в этой сфере перспективны. Многие компании сейчас заявляют о строительстве своих производств, например, в Пензенской области, в Курской области есть большое производство „Грибная радуга“, „Магнит“ запустил комплекс по выращиванию шампиньонов в Краснодарском крае, — говорит Александр Гавриленко. — Рынок далеко не насыщен, и это видят многие компании, которые заявляют о своих проектах. Но есть риск, что рынок в ближайшие годы быстро насытится, за два года можно выйти на колоссальные объемы».

По официальным данным, сейчас внутренний объем производства свежих грибов в России оценивается в 33 тыс. тонн в год, на практике этот показатель немного больше — на уровне 35–40 тыс. тонн в год, но в любом случае даже половина потенциала еще не использована, комментирует генеральный директор исследовательской компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова.

«До введения эмбраго рынок практически полностью был занят импортом, в первую очередь польским. Как только ввели эмбарго, цены на шампиньоны поднялись больше чем в два раза. Это не могло не привлечь потенциальных инвесторов, тогда начали заявлять много крупных проектов, до этого сегмент не считали привлекательным, — говорит эксперт. — Потенциал рынка равен объему импорта свежих грибов, которые шли из-за рубежа. Тогда поступало порядка 70 тыс. тонн только официальными путями, а по разным оценкам, всего поставлялось больше 100 тыс. тонн свежих шампиньонов в год. Фактически это тот объем рынка, который может быть заполнен нашими грибами».

По словам Тамары Решетниковой, сейчас заявлены или уже развиваются несколько крупных проектов с объемом производства не менее 5 тыс. тонн. Запас для новых проектов есть, вопрос — в сроках их реализации: вполне вероятно, что им будет сложно выйти со своей продукцией уже через 1,5–2 года, когда рынок будет уже близок к насыщению.

«Потребление свежих культивируемых грибов в России пока небольшое, значительно меньше, чем в Европе или в Китае. С увеличением торгового предложения будет расти и внутренний спрос, на который влияют не только реальные среднедушевые доходы населения, но и мода на здоровое питание свежими продуктами местного производства, — отмечает Тамара Решетникова. Очевидно, что грибы, которые две недели путешествовали в фурах, не могут быть такими же, как те, которые были собраны рядом».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...