Государство может разделить грузопотоки между Таманью и Новороссийском

1011
5 минут
Государство может разделить грузопотоки между Таманью и Новороссийском

Руководство ФГУП «Росморпорт» достиг договорённости с собственниками ПАО «НМТП» (основные бенефициары группа «Сумма» и АК «Транснефть») о вхождении крупнейшего российского стивидора (20,6% грузооборота всех портов России) в капитал управляющей проектом строительства порта Тамань компании ООО «РМП-Тамань» (принадлежит «Росморпорту»). Таким образом государство может урегулировать спор между строящимся сухогрузным таманским портом и Новороссийском за разделение грузопотоков. По информации газеты «Коммерсант», стороны договорились о том, что Тамань получит для себя насыпные и навалочные грузы (уголь, руду), а Новороссийск – зерновые и контейнерные. Газета утверждает, что основные условия соглашения могут подписать во время Петербургского экономического форума.

По данным издания, в минувшую пятницу на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, посвященном железнодорожным подходам к Керченскому мосту, обсуждались и проект Тамань, и разделение грузопотоков между Таманью и Новороссийском. Позиция Росморпорта сегодня состоит в том, чтобы достичь джентльменского соглашения между двумя крупнейшими глубоководными портами Чёрного моря (Новороссийск в 2015 году перевалил 139,2 млн тонн, Тамань – планирует консолидировать к 2020 году не менее 70 млн тонн), разделив между ними основные грузопотоки. Для государства это выгодно – таким образом оно сможет контролировать растущую перевалку и управлять строительство железных дорог на юге России. Выгодно и стивидорам – не нужно будет устраивать настоящие войны за клиентов.

По мнению генерального директора аналитической компании «INFRANEWS» Алексея Безбородова, в настоящее время на Тамани пока не завершён проект строительства сухогрузного порта, так что вопрос о разделении грузопотоков с Новороссийском может быть вполне актуален. С другой стороны, и для государства в лице Росморпорта важен контроль над грузопотоками, что и может послужить причиной "диктовки" принципов их разделения между крупнейшими портами региона.

Для диверсификации потоков Росморпорту важно и строительство второго глубоководного порта на Таманском полуострове, которое активно ведётся с 2011 года.

В начале сентября 2013 года президент РФ Владимир Путин поддержал проект строительства порта Тамань на условиях государственно-частного партнерства, а премьер Дмитрий Медведев даже подписал распоряжение о расширении его границ до мыса Тузла за счёт создаваемых искусственных земельных участков.

Адепты строительства порта настаивают на необходимости финансирования и дальнейшей реализации проекта.

- На Южном направлении к 2030 году, исходя из умеренно-оптимистического и консервативного сценариев, - считает заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк, - совокупная грузовая база, тяготеющая к Азово-Черноморскому бассейну, оценивается в размере до 360 млн тонн, в том числе, по наливным грузам до 160 млн тонн, по сухим грузам – до 200 млн тонн.

Не последнюю роль в конкурентном преимуществе Тамани являются большие глубины порта (18 м), позволяющие подходить под погрузку судам большего дедвейта (100-160 тысяч тонн), а руководству порта — не тратиться на дорогостоящие дноуглубительные работы.

Руководству НМТП очень не нравились планы конкурента, мечтающего переваливать до 70 млн тонн грузов. Присоединение Крыма вызвало в Новороссийске бурную радость в том числе и потому, что в правительстве намекали, что часть средств, выделенных на строительство Тамани на условиях ГЧП (76 млрд рублей из бюджета, 152 млрд рублей от частных инвесторов) должны были быть перенаправлены на развитие крымских портов.

Интересно, что два года назад, практически сразу после крымского референдума, НМТП приняло решение о строительстве стивидором к 2018 году в Новороссийском порту специализированного комплекса для перевалки навалочных грузов с подъездными железнодорожными путями и гидротехническими сооружениями. НМТП намерен реализовать проект строительства нового комплекса, который обеспечит прием, хранение и перевалку грузов компании «Металлинвест» к 2018 году.С него ежегодно группа Алишера Усманова может экспортировать до 10 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) и чугуна. Тогда в НМТП эту сделку расценили как крупную победу над потенциальным конкурентом, который мечтал переваливать на Тамани ЖРС и чугун «Металлоинвеста».

Ряд экспертов расценили тогда это соглашение как признак того, что государство теряет интерес к Тамани. Однако в Минтрансе РФ это категорически опровергали, утверждая, что на сегодняшний день уже 15 инвесторов дали согласие разместить свои мощности на Тамани.

Более того, компания ООО «Зерновой терминальный комплекс Тамань» начала строительство третьей очереди портового терминала мощностью переработки более 5 млн тонн в год. Завершение реализации проекта намечено на 2019 год.

А холдинг «Форум» предпринимателя Дмитрия Михальченко собирается строить в Тамани контейнерный терминал на 2 млн TEUs общей стоимостью 30 млрд рублей. Предполагалось, что «Форум» вместе с портом в Бронке (1,5 млн TEUs) может составить конкуренцию лидеру рынка Global Ports.

То есть, оба порта в недалёком прошлом планировали развиваться как раз в тех сегментах, которые сегодня уже намерены делить. В случае с Новороссийском это более очевидно.

По данным пресс-службы НМТП, грузооборот ведущего отечественного стивидора за январь-апрель 2016 года составил 49,886 млн тонн (47,376 млн тонн за тот же период 2015 года, рост на 53%). При этом наливные грузы выросли на 3,1% (38,9 млн тонн), контейнерные – сразу на 13,8% (1,827 млн TEUs).

«На сегодняшний день акции НМТП являются одной из самых интересных идей в российском транспортном секторе, - считает аналитик компании Инвесткафе Анна Королёва. - Несмотря на многократный рост в течение последних полутора лет, они сохраняют потенциал для дальнейшего движения вверх. По итогам 1-го квартала компания может выплатить дивиденды в размере 5,2 коп. на акцию, что означает доходность около 1,3% в текущих котировках. В случае дальнейшего снижения долговой нагрузки наращивать данные выплаты, как обещает менеджмент НМТП, будут расти».

Раздел грузопотоков может стать реальностью уже на этой неделе, когда откроется ПМЭФ. Это же станет окончанием длительных попыток новороссийских портовиков похоронить идею строительства конкурирующего порта.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.