Перспективы импортозамещения Ростовской области сохраняются в первую очередь в мясомолочной, тепличной сферах АПК, консервной промышленности, производству овощей и фруктов. Однако донская переработка, за исключением мясной промышленности, страдает от отсутствия крупных рыночных игроков, которые с успехом работают в соседних регионах. Об этом шла речь на заседании «круглого стола» в медиацентре «МедиаС» по теме «Импортозамещение в продовольственной сфере Ростовской области: есть ли результат?».
Более года назад Ростовская область приступила к реализации программ по импортозамещению, создав для решения этих вопросов целый Экспертный совет.
По выражению патронирующего совет губернатора Ростовской области Василия Голубева, регион «находится в хорошей динамике развития и способна сократить свою зависимость от импорта без потери конкурентоспособности и качества продукции». По итогам 2015 года Ростовская область по росту промышленного производства стала первой в России, доведя индекс промышленного производства до 154,6 процентов на фоне общероссийского падения. Валовый региональный продукт достиг 1,135 трлн рублей.
По данным директора офиса официального партнера Альпари в Ростове-на-Дону Юлии Харитоновой, в прошлом году свыше 6 млрд рублей получили предприятия Ростовской области из бюджетов всех уровней по программам импортозамещения. Это позволило им почти полностью закрыть потребности жителей Дона в основных продуктах питания, ширпотребе, комплектующих для промышленности, ранее в значительном количестве ввозимых из-за рубежа.
В настоящее время упор донские власти делают на продвижение инвестпроектов в сферах, где пока ещё промпроизводство не достигло нужных темпов роста: сельхозпереработка, консервная и лёгкая промышленность, выращивание овощей закрытого грунта, создание племенных репродукторов, развитие мясо-молочного животноводства и пр.
Совместно с Минпромторгом России был определён 41 инвестпроект по 11 технологическим направлениям, реализация которых позволит добиться реального импортозамещения в различных сферах.
В настоящее время 22 донских промышленных предприятия включены в реестр организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли России. Это позволило на сегодняшний день уже восьми предприятиям области получить субсидии по кредитам на пополнение оборотных средств на общую сумму 321 млн рублей.
Ростовская область в числе первых подписала соглашение о сотрудничестве с Фондом развития промышленности. Это помогло привлечь в экономику около 400 млн рублей из средств фонда и начать в прошлом году реализацию трёх важных импортозамещающих проектов. «Ростсельмаш» запустил в серийное производство новый комбайн RSM 161, соответствующий по своему техническому уровню современным мировым стандартам, экологическим и эргономическим требованиям за счёт внедрения более двадцати запатентованных инновационных решений ростовских конструкторов.
Новочеркасский НЭВЗ начал собственное производство генераторов и электродвигателей для тепловозов, которые ранее поставлялись из Украины.
Летом 2015 года в Шахтах «БТК Групп» на некогда крупнейшем в Европе хлопчатобумажном комбинате запустило производство высокотехнологичных тканей из синтетических волокон, аналогов которым ещё не было в России. Это должно дать новый толчок развития лёгкой промышленности, в которой как правило занято наибольшее количество рабочих.
На сегодняшний день ещё 16 заявок ведущих компаний области находятся на рассмотрении в Фонде развития промышленности, а общая сумма планируемых к привлечению госсредств составляет 3,763 млрд рублей.
Глава Департамента потребительского рынка Ирина Теларова заметила, что в регионе наблюдается «рост потребительского патриотизма», когда жители области выбирают продукцию, выращенную и переработанную на месте. В частности, за последний год торговые сети по итогам закупочных сессий отыскали место на своих полках сразу для 157 новых позиций товаров, произведённых в Ростовской области. В 2016 году ожидается проведение ещё 10 закупочных сессий.
Впрочем, в региональной индустрии и сегодня достаточно проблемных сегментов, требующих активизации усилий в русле импортозамещения. Так при рекордных урожаях зерна Ростовской области свыше 9 млн тонн на месте перерабатывается не более 1 млн тонн, недостаточно ещё мощностей для выращивания овощей закрытого грунта, которые традиционно завозятся из-за рубежа, не хватает консервных и молокоперерабатывающих заводов.
Аналитики наблюдают устойчивую тенденцию перемещения покупательского спроса от продукции высокого ценового сегмента (премиум и средний класс) к более низкому сегменту. Ритейлеры подчёркивают, что порядка 25-28 процентов продаж приходятся на промо товары со значительной скидкой для покупателей.
Сегодня крупные торговые сети заинтересованы в привлечении новых, в том числе и локальных поставщиков-производителей.
К примеру, директор Южного дивизиона федеральной торговой сети «Пятёрочка» Геннадий Таран заметил, что турецкая продукция и до введения санкций составляла на полках его магазинов порядка 1 процента всех фруктов и овощей. Поэтому заместить эти товары не составило особого труда. По его подсчётам, по итогам 2015 года 30 процентов от всей продукции «Пятёрочки» составляли товары регионального лидера - производителей Ростовской области. За нею шли компании из Ставропольского и Краснодарского краёв, Волгоградской области и Адыгеи. То есть, в одной из самых популярных сетей юга России произошло реальное импортозамещение.
В то же время г-н Таран посетовал на то, что на Дону нет таких гигантов перерабатывающей отрасли по молоку, консервам, фруктам и овощам, какие работают в соседних регионах. Налаживание производства консервов и овощей закрытого грунта лишь ожидается в ближайшие годы.
Впрочем, и местные переработчики надеются на развитие собственной розницы. Как сообщила руководитель розничной сети «Рулька» (ГК «Донские Традиции») Ольга Суслина, её компания в мае рассчитывает открыть в Ростове сеть из 14 специализированных магазинов, до конца года доведя общее количество своих фирменных точек до 35 в донской столице (сумма инвестиций в каждую – около 2,5 млн рублей).
«Согласно опросам, 90 процентов потребителей предпочитают продукцию местных производителей, - заметила г-жа Суслина. – Поэтому мы пошли по пути налаживания собственной розницы, где будет реализовываться наша продукция под брэндом «Сделано на Дону»».
Не исключено, что по этому же пути пойдут и в донской компании «Ламанча», занимающейся производством козьего молока. Её руководитель Юрий Панченко рассказал, что, благодаря программе импортозамещения, «Ламанче» удалось в прошлом году получить субсидии на закупку производственного оборудования и на погашение процентов по привлечённым кредитам. Это позволило заняться не только поставкой импортозамещающего козьего молока в сети (ранее туда привозили продукцию из Франции), но и заняться налаживанием в кооперации с другими фермерами производства козьего сыра и йогурта.