С 1 января на Дону будут работать шесть региональных операторов. Они будут управлять восемью межмуниципальными экологическими отходоперерабатывающими комплексами (МЭОК), рассказала заместитель министра ЖКХ Ростовской области Ирина Ялтырева, Это — новые производственные объекты, которые должны заработать в регионе в результате реформирования отрасли.
«За 2018 год в Ростовской области утверждены правила деятельности регионального оператора, порядок сбора твёрдых коммунальных отходов, в том числе и раздельного, приняты нормативы накопления ТКО, проведены конкурсы и заключены соглашения с регоператорами», — перечислила Ялтырева. Она добавила, что реформа должна решить две принципиальные задачи. Первая — исключить образование стихийных свалок.
В минЖКХ считают, что сейчас в донском регионе очень много возчиков мусора, которые свозят его «в лесок или балочку, в результате чего образуются свалочные очаги, перерастающие в стихийные свалки, в рекультивацию которых приходиься вкладывать значительные средства».
Вторая задача заключается в уменьшении количества отходов, подлежащих захоронению, существенном увеличении количества отсортированных ТКО, идущих в переработку, что в свою очередь должно привести к уменьшению числа мусорных полигонов. Тем более, что многие из тех, что есть в Ростовской области, вышли за рамки эксплуатационных сроков. Новые полигоны должны пройти строгую государственную экологическую экспертизу и лицензирование. «Основную массу отходов надо отсортировать и отправить на утилизацию и вторичную переработку, — подчеркнула замминистра. — В регионе будет увеличено число объектов, способных перерабатывать отсортированные отходы».
При этом, сами операторы (как старые, так и новые) отмечают, что на Дону пока не создана инфраструктура, необходимая для эффективной работы новой системы обращения с ТКО. Речь идёт не только о новых сортировочных комплексах и заводах по переработке отходов (пластика, бумаги, алюминиевых банок и т. д.), но и о таком тривиальном направлении, как оборудование контейнерных площадок.
Дмитрий Федоренко рассчитывает, что в создании контейнерных площадок на ростовских улицах будут активно участвовать и местные жители (автор фото — Андрей Бойко).
«В Ростове 900 улиц с так называемой почасовкой, где мусор население складирует не в контейнеры, а так (навалом, в пакетах), — заметил Дмитрий Федоренко, гендиректор АО “Чистый город” (один из действующих операторов) . — Оборудование каждого места под контейнер (вместе с ним) стоит 15-17 тысяч рублей. Вы только представьте объём этой работы. В один день муниципалитет это не сделает. Будет программа, будет её постепенное выполнение».
Кроме того, с 1 января регоператоры и их партнёры (которые будут вывозить мусор и доставлять их на МЭОКи на договорных условиях) должны будут вывозить и строительный мусор (от текущих ремонтов) и крупногабаритные отходы (например, старую мебель). Это требует специально оборудованных площадок, которых также нет ни в Ростове, ни в других муниципалитетах региона.
«Сейчас вносятся изменения в действующее законодательство, которые будут обязывать регоператора тратить на покупку контейнеров один процент от валовой выручки. — пояснила Ирина Ялтырева.— Например, у регоператора такого города, как Таганрог, один процент от выручки -- это 6 млн рублей, что очень мало. Для обеспечения города и соседних территорий (Неклиновского района) надо в несколько раз больше. Выход — покупать контейнеры ТСЖ или управляющим компаниям».
Вероятно, затраты будут перенесены на бюджеты горожан. Для них, кстати, с 1 января услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов станут дороже. И платить за неё придётся не одной компании, как сейчас, а двум. Например, управляющей, за размещение пакетов с мусором на территории конкретной высотки, и региональному оператору — за вывоз ТКО и их последующую обработку.
В министерстве ЖКХ региона пояснили, что основная доля в тарифе регоператора приходится на транспортировку мусора. Кроме того, у регоператора в тариф должен быть включен НДС, который с 1 января 2019 года составит 20%. Также в тарифе должна быть и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую в новом году будут брать не только с юридических лиц (как сейчас), но и с физических.
«Для того, чтобы все региональные операторы начали в срок работать в рамках новой системы обращения с ТКО (с 1 января 2019 года), все тарифы должны быть установлены РТС до 20 декабря года текущего. Для новочеркасского МЭОКа такой тариф уже установлен и составляет 490 рублей за кубометр с человека. Для остальных регоператоров тарифы в стадии утверждения. Все компании заявки в Региональную службу по тарифам подали», — резюмировала Ялтырева.
С производственной инфраструктурой тоже непросто. Из восьми МЭОКов на данный момент работает только один — новочеркасский. Местный регоператор ООО «Экоград Н» собирает твёрдые коммунальные отходы (ТКО) в своем городе, а также в Аксае, Батайске и Азове. Остальные проекты находятся в различной стадии реализации. Например, ООО «Экоцентр» (входит в структуру волгоградской ГК «Чистый город») строит МЭОК под Волгодонском и запустит его в первом полугодии 2019 года. Проектную мощность комплекса — 1,2 млн куб метров в год. Он будет обслуживать 10 муниципалитетов, в которых проживает около 470 тыс. человек. ООО ГК «Чистый город», которое с 1 января должно обслуживать Ростов-на-Дону и Мясниковский район, столкнулось с трудностями при реализации своего проекта. В частности, его отказалось согласовывать руководство военного аэродрома «Центральный» (ФКУ «Войсковая часть 41497»), расположенного недалеко от места строительства мусоросортировочного комплекса с переработкой. По мнению военных, МЭОК и полигон рядом с ним могут «потенциально привлекать птиц».
Полина Вергун считает, что от переноса перерабатывающего комплекса подальше от Ростова пострадают потребители услуги (автор фото — Андрей Бойко).
«По законодательству, вблизи аэродромов запрещено размещать объекты, которые привлекают птиц. Наш объект их не привлекает и это подтверждено орнитологической экспертизой, — прокомментировала “Эксперту ЮГ” глава совета директоров ГК “Чистый город” Полина Вергун. — Всю необходимую аргументацию мы военным представили, материалы (с выводами орнитологов) передали. Ждём ответа, который они по закону должны предоставить в течение 30 дней (до конца 2018 года)».
Со слов Вергун, параллельно они рассматривают альтернативные варианты, но эти земельные участки находятся от Ростова на достаточном удалении (до 50 км), а любое увеличение расстояния, по мнению главы совета директоров «Чистого города», приведёт и к «значительному повышению тарифа».
Ещё одна проблема, которая тормозит реформу, это отсутствие раздельного сбора мусора.
«Реформа нужна именно для того, чтобы избавиться от огромного количества мусора в стране, — уверен гендиректор АО “Ростоввторпереработка” Михаил Кутузов: — Президент России развернул реформу в сторону раздельного сбора мусора. Так, чтобы в горизонте нескольких лет, батарейки, бумага, пластик, алюминиевая тара и прочие твердые отходы (в том числе и опасные) разделялись уже на самом начальном этапе формирования отходов (самим населением или юрлицами) и направлялись в переработку.
Однако в регионах, за редким исключением, нет организаций, которые знают, как правильно организовать раздельный сбор отходов. Это одна из задач, которая должна быть поставлена региональным операторам, как главным участниками новой системы».
Григорий Болдырев уверен, что удорожание услуги предполагает повышение её качества (автор фото — Андрей Бойко).
По мнению регионального руководителя Зелёного движения «ЭКОМИР» Григория Болдырева, в Ростове ситуация со сбором отходов несколько лучше, чем, например, в Азове и Новочеркасске (где, кстати, уже работает региональный оператор). «Мы проводили мониторинг этих территорий и видели, что даже оборудованные контейнерами площадки нормально не обслуживаются. Мусор из открытых контейнеров разлетается по округе. Сборщики отходов вывозят только то, что в контейнерах. А то, что рядом с ними, воспринимают, как стихийную свалку и требуют оплату за вывоз с собственника территории. Не проработан вопрос со складированием и вывозом строительных отходов. И, конечно, отдельный вопрос — раздельный сбор. Эту культуру надо прививать населению и на примерах показывать, как это к лучшему меняет жизнь горожан».
Болдырев добавил, что повышение цены за обращение с отходами (их вывоз и так далее) предполагает как минимум повышение качества услуги. Однако мониторинг городов, где уже работает регоператор, показывает: услуга по вывозу и обращению с ТКО подорожала, но более качественной пока не стала.