Инвесторы порта Тамань не получат государственных субсидий

455
3 минуты

В Тамани предполагалось создать глубоководный порт и сухогрузный район за счёт участия государства в концессии и строительства за его счёт портовой инфраструктуры.

Инвесторы порта Тамань не получат государственных субсидий

Правительство России приняло решение об отказе в предоставлении концессионерам строительства порта Тамань капитального гранта на строительство инфраструктуры в размере 40 миллиардов рублей. Об этом сообщил один из концессионеров сухогрузного района Тамань, совладелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов (контролирует управляющую компанию проекта ООО «РМП-Тамань» совместно с ФГУП «Росморпорт»), оговорившись, что частники в состоянии реализовать проект и без помощи государства.

О перспективах реализации своих портовых проектов совладелей «Суммы» рассказал в рамках ПМЭФ-2017. В прошлом году как раз на ПМЭФ-2016 руководство ФГУП «Росморпорт» достиг договорённости с собственниками ПАО «НМТП» (основные бенефициары группа «Сумма» и АК «Транснефть») о вхождении крупнейшего российского стивидора (20,6% грузооборота всех портов России) в капитал управляющей проектом строительства порта Тамань компании ООО «РМП-Тамань» (принадлежала на тот момент единолично «Росморпорту»). Позиция «Росморпорта» состояла в том, чтобы достичь джентльменского соглашения между двумя крупнейшими глубоководными портами Чёрного моря (Новороссийск в 2015 году перевалил 139,2 млн тонн, Тамань – планирует консолидировать к 2020 году не менее 70 млн тонн), разделив между ними основные грузопотоки. Для государства это выгодно – таким образом оно сможет контролировать растущую перевалку и управлять строительство железных дорог на юге России. Выгодно и стивидорам – не нужно будет устраивать настоящие войны за клиентов.

Менеджмент НМТП предполагал перенести в Таманский порт перевалку тех грузов, которые из-за нахождения Новороссийского порта в городской черте нельзя отгружать здесь - уголь, минеральные удобрения, сера. В свою очередь упор в развитии Новороссийского порта должен быть сделан на увеличение мощностей по перевалке металлов, зерна и контейнеров. По информации г-на Магомедова, собственники предполагают вложить 65 миллиардов рублей в увеличение нынешних перевалочных мощностей Новороссийска сразу на 29 миллионов тонн (в 2016 году – 146,9 миллионов тонн, третий результат в Европе после портов Антверпена и Роттердама).

В Тамани же глубоководный порт и сухогрузный район предполагалось создавать за счёт участия государства в концессии и строительства за его счёт портовой инфраструктуры. Общий объём инвестиций в Тамань оценивался на уровне 88 миллиардов рублей, из которых частные инвесторы должны были взять на себя две трети, государство - треть, предоставив через ФЦП капитальный грант в размере 40 миллиардов рублей.

Но федеральная часть средств во многом была потрачена на другие нужды. По утверждению заместителя министра транспорта Виктора Олерского, решение об отказе от гранта принято после переориентирования госинвестиций на железнодорожные подходы к Керченскому мосту. При этом он уверен, что «расчёты показывают, что морские объекты можно строить за счет частных инвестиций, это немножко удорожает, наверное, стоимость, но она подъёмная».

Впрочем, из-за удешевления стоимости портовой инфраструктуры (с 40 до 30 миллиардов рублей, где 24 миллиарда рублей взнос УК «РМП-Тамань», 3,5 миллиарда рублей - дноуглубительные работы) с этим мнением согласен и г-н Магомедов. «Тамань изначально предполагалось развивать за счет концессионного гранта, - заявил он. - Мы отказались от этих денег, сказав, что готовы развивать Тамань, как и Новороссийский порт, сами».

Как заметил «Эксперту Юг» генеральный директор компании «INFRANEWS» Алексей Безбородов, федеральные власти не смогли выработать единого взгляда на финансирование проекта строительства Таманского транспортного узла. Впрочем, считает он, предыдущие инвестиционные обещания самих концессионеров, под которые уже выделялись бюджетные деньги, пока на 100% также не выполнены.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.