93 99 13

Итальянцы возвращаются на черноморский шельф

560
4 минуты

Итальянцы в некотором смысле заменяют американцев в совместном проекте с «Роснефтью», потому что европейские санкции в отношении российских компаний гораздо либеральнее заокеанских.

Итальянцы возвращаются на черноморский шельф

Поделиться

Одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих компаний Eni S.p.A. (Ente Nazionale Idrocarburi) в присутствии президента России Владимира Путина и премьер-министра Италии Паоло Джентилони подписали соглашение o расширении сотрудничества в сферах добычи, переработки, маркетинга и трейдинга. В частности, речь идёт о «закрепление ранее оформленных договоренностей компаний по бурению поисковых скважин в рамках совместных проектов в акваториях Черного и Баренцева морей». В начале десятилетия, ещё до введения западных санкций в отношении России, компании уже договаривались о совместной добыче углеводородов на лицензионном участке Вал Шатского в районе Туапсинского прогиба (шельф Краснодарского края). Если итальянской стороне удастся договориться с Еврокомиссией по вопросу своего участия в черноморском шельфовом проекте, это будет означать провал политики санкций ЕС в России.

Соглашение предусматривает сотрудничество в областях разведки и добычи углеводородов, нефтепереработки, трейдинга, логистики и сбыта, нефтехимии, технологий и инноваций. Разработку месторождений в акваториях Черного и Баренцева морей, на шельфе Египта, а также применения технологий Eni для переработки тяжелых нефтяных остатков на НПЗ Роснефти.

На Туапсинском прогибе (общая площадь 12 квадратных километров акватории от Туапсе до Новороссийска) в 2007-08 годах была проведена сейсморазведка 3D на площади 1030 квадратных километров. Она показала порядка 70 перспективных структур на глубинах до 2 километров. Речь может идти о 4,3 млрд баррелей условного топлива.

Ещё в 2011 году этот участок «Роснефть» предполагала разрабатывать совместно с американской ExxonMobil, когда её главой был нынешний госсекретарь Рекс Тиллерсон. Было даже создано совместное предприятие, где российский нефтехолдинг получил - 66,7 %, ExxonMobil - 33,3 %, для работы сразу на трёх лицензионных участках недр в Карском море и Туапсинском лицензионном участке недр в Черном море. При этом американская сторона брала на себя затраты и риски на проведение ГРР.

Однако введение санкций в 2014 году запретили американским компаниям использовать инновационные технологии и оборудование для работы в Арктике, работать на шельфе при глубине моря более 150 м и участвовать в проектах добычи трудноизвлекаемых запасов. Что фактически выбросило ExxonMobil из числа партнёров «Роснефти» на черноморском шельфе. Попытка Дональда Трампа договориться с конгрессом о послаблении в отношении своего нефтехолдинга ни к чему не привела.

У Eni из всех основных мировых игроков, вероятно, самая долгая история сотрудничества с «одной шестой частью суши». По инициативе основателя и первого президента концерна Энрико Маттеи ещё в 50-х годах был заключен первый договор по поставке нефти компании AGIP (основной брэнд Eni) с «Союзнефтеэкспорт», который открыл западные рынки для нефти из Советского Союза.

В России Eni работает уже более 25 лет, основав в мае 1991 года здесь стопроцентную «дочку» «ЭНИ-НЕФТО», основавшую сеть заправок под брэндом Agip с традиционной «пышущей пламенем шестиногой собакой». В период бензинового кризиса в 1991-93 годов в Москве одна итальянская АЗС, обслуживающая одновременно 12 автомашин, способствовала уменьшению напряжения в обеспечении бензином автотранспорта.

Однако к делёжке главного нефтяного пирога России итальянцы явно опоздали. Пока ведущие глобальные операторы ExxonMobil, TotalFinaElf, ВР, Royal Dutch Shell, ConocoPhillips, Chevron Texaco, CNPC, Sinopec, ONGC, Petrobras обивали пороги правительственных кабинетов, рассчитывая на поддержку в добывающих проектах в России, итальянцы занимались совсем другим. Концерн сосредоточился на трубопроводном бизнесе, создав в конце 90-х годов совместно с «Газпромом» (50:50) российско-итальянскую компанию «Блю стрим пайплаин компани Б. В.», строившую газопровод «Голубой поток» из России в Турцию по дну Чёрного моря. С перспективами дальнейшего продвижения «трубы» до Италии и Израиля.

Eni также называют в числе инвесторов начатого в мае 2010 года строительства газопровода «Восток-Запад» в Туркмении.

Впрочем, как хорошие дипломаты итальянцы пытались сосать двух маток - Eni в 2007 году вновь на паритетных началах с «Газпромом» вошёл в проект «Южный поток», который предполагалось также вести по дну Чёрного моря из России на Болгарию-Грецию далее в Италию и по другому маршруту на Балканы.

Таким образом, Eni на тех же условиях может заменить ExxonMobil и заняться совместной разработкой шельфа. А это означает, что итальянцы с одной стороны становятся первыми на российском рынке, с другой, делают бессмысленными европейские санкции вообще.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1