100 106 14

Из Архыза в Сочи на поезде: в Правительстве РФ придумали новый мегапроект

13972
6 минут

Предлагаемый ранее маршрут строительства автомобильной дороги из Архыза в Сочи решили дополнить дорогой железной. В правительстве РФ началась разработка проекта транспортного сообщения между курортами «Лагонаки», «Долина Васта» и «Архыз» приблизительной стоимостью свыше 1 трлн рублей

Из Архыза в Сочи на поезде: в Правительстве РФ придумали новый мегапроект

Глава администрации Кубани Вениамин Кондратьев и глава "Туризм.РФ" Сергей Суханов подписывают соглашение о сотрудничестве, на заднем плане — вице-премьер Дмитрий Чернышенко//Фото: пресс-служба правительства РФ
Поделиться
О планах связать три крупных горнолыжных курорта Кавказа транспортными магистралями сообщило Правительство РФ. В планах властей — строительство автомобильной дороги между курортами «Лагонаки» и «Долина Васта», а также железнодорожной ветки из «Архыза» в Сочи. Это не первое предложение связать курорты Кубани и Северного Кавказа. По словам специалистов, проект даст дополнительный стимул развитию туризма в данном регионе.

Дорога уходит в горы

Как писал ранее «Эксперт Юг», Минтранс, Минстрой и Минэкономразвития России получили поручение вице-премьера Дмитрия Чернышенко на разработку проекта по обеспечению транспортного доступа к всесезонным курортам — «Лагонаки» в Адыгее, «Долине Васта» в Краснодарском крае и «Архызу» в Карачаево-Черкесии. Между «Лагонаки» и «Долиной Васта» могут построить автомобильную дорогу, а от Сочи до КЧР протянут железнодорожную ветку. Предварительный проект представят в декабре.

«В рамках национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства” создаются два новых горнолыжных курорта. Всесезонный горный экокурорт “Лагонаки” в Республике Адыгея и круглогодичный горный и бальнеологический курорт “Долина Васта” в Краснодарском крае – в продолжение развития курорта “Роза Хутор”. Соединение курортов горного кластера Сочи с будущим курортом “Лагонаки” прямой автотранспортной артерией создаст возможности для ускоренного развития туризма на юге России, в частности в Республике Адыгея. Для прямого транспортного соединения между горными курортами Сочи и курортом “Архыз” в Карачаево-Черкесии будет проработано строительство железнодорожной ветки. Безусловно, все это отразится на социально-экономической ситуации в субъектах, где будут создаваться рабочие места и развиваться малый и средний бизнес. А для российских туристов из всех 89 субъектов, включая новые территории, появятся новые возможности для отдыха», – прокомментировал Дмитрий Чернышенко.

Ранее Чернышенко пояснял, что строительство дорог позволит создать зону катания, которая будет больше, чем крупнейшие мировые курорты.

Президент России Владимир Путин рамках Государственного совета по развитию туризма заявил, что строительство трассы между курортами «Красная Поляна», «Лагонаки» и «Архыз» требует согласования с МВД и ФСБ.

ЛАГОНАКИ КРАСНАЯ ПОЛЯНА АРХЫЗ.png
Поделиться
Маршруты по автомобильным дорогам из «Красной поляны» в «Лагонаки» и «Архыз» //Фото: Google.Карты

Сегодня добраться из «Красной Поляны» в «Архыз» можно по автомобильным дорогам, делая большой крюк через Туапсе, Апшеронск и Псебай. Проезд по этому маршруту составляет 569 км и занимает почти 10 часов (здесь и далее — под данным Google.Карты). В то же время расстояние между курортами по прямой — около 90 км, по времени такое расстояние можно преодолеть за 1,5 часа.

Маршрут от «Красной Поляны до «Лагонаки» (393 км) занимает 7,5 часов. При этом, расстояние по прямой между Кубанским и курортом и строящимся «Лагонаки» — всего около 50 км.

Стоимость новой дороги пока нигде не называлась. Единственный аналог такой дороги - совмещенная автомобильная (45,6 км) и железная дорога (48,5 км) из Адлера на Красную поляну. Их стоимость в ценах 2013 года составляла более 200 млн долларов за км или 6,1 млрд рублей. С учетом нынешнего курса доллара по отношению к рублю стоимость такой дороги минимум в два раза выше. А, значит, 90 км совмещенной дороги Красная Поляна — Архыз может составить свыше 1 трлн рублей.

Курорты Кавказа: строящиеся и обновляемые

Ключевая задача новых инфраструктурных проектов, заявленных правительством, — связать три крупных горнолыжных курорта воедино одной дорогой. Эти проекты находятся в разной стадии готовности. «Долина Васта», например, будет реализован до 2025 года. Комплекс обеспечит 2,5 тыс. новых рабочих мест (вместе с сопутствующими сервисами – до 5 тыс.), а туристический поток составит 1,5 млн гостей в год, сообщал ТАСС. Инвестором проекта выступает группа «Интеросс», им же контролирует курорт «Роза Хутор» на Красной поляне.

Первый этап строительства курорта «Лагонаки» в Адыгее будет стоить 19 млрд рублей. Об этом сообщает пресс-служба правительства региона. Эту часть проекта планируют ввести в эксплуатацию в 2025 году. Всего с 2022 по 2024 год в федеральном бюджете на эти цели уже заложена субсидия в размере 6,2 млрд рублей. Кроме того, как уточнили в правительстве республики, сумма внебюджетных инвестиций к 2030 году должна составить 45 млрд рублей. Реализацией проекта занимается «Резорт Инвестмент», связанная с НАО «Красная поляна». Последняя не так давно заявила о планах участия в конкурсе по выкупу акций курорта «Архыз», о чем ранее подробно писал «Эксперт Юг».

Архыз.jpg
Поделиться
«Архыз» "Архыз" готовят к передаче частному инвестору //Фото: пресс-служба «Кавказ.РФ»

«Сегодня вложения государства в курорт «Архыз» составляют 23 млрд рублей: создано 27 км трасс, восемь канатных дорог, более 2000 мест размещения. В 2021 году курорт принял 693 тыс. туристов, это на 50% больше по отношению к 2020 году. Но надо понимать, что сейчас создано только 20% инфраструктуры от потенциала территории. В перспективе на курорте можно построить до 100 км трасс, довести число мест размещения до 20 тыс.», – рассказал генеральный директор «Кавказ.РФ» Хасан Тимижев.

Две точки входа на «остров Сочи»

Идея связать одной дорогой курорты Северного Кавказа и Кубани существует давно. Ранее «Эксперт Юг» подробно рассказывал про проект трассы из Пятигорска в Сочи, активно продвигаемый главой Ставрополья Владимиром Владимировым.

Кавказская рокада.jpg
Поделиться
Инициативный проект «Кавказской рокады», разработанный ООО Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» в 2008 году //Фото: urgc.info.

Отметим, что строительство дороги на «Красную Поляну» давно входит в зону приоритетов правительства Карачаево-Черкесии.

«Еще бы ─ для полного счастья ─ пробить дорогу на Красную Поляну. И эта трасса может быть круглогодичной. Регион получит совершенно иное развитие!», — так глава республики Рашид Темрезов охарактеризовал потребность в транспортном сообщении между курортами Кавказа в интервью «ТАСС», опубликованном на сайте правительства региона.

Важность перспективы связки «Архыза» с Сочи отметил управляющий директор управляющий директор Консорциума Леонтьевский центр - AV Group (LC-AV) Алексей Крыловский.

«Очевидно, что для России связка этих курортов будет очень выгодна. Для Сочи, который сейчас является своего рода «островом» с одной связующей дорогой, связка с другим регионом просто необходима. Необходимы две независимые точки входа. Это стратегическая задача, которая входит сегодня в концепции развития СКФО и Краснодарского края. Я положительно оцениваю этот проект и надеюсь, что он все-таки будет реализован. Стоимость его сейчас определить сложно», — отметил Алексей Крыловский.

По словам ООО Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» Сергей Трухачев идея построить железную дорогу между Кисловодском и Адлером давно присутствует различных документах о перспективном развитии железнодорожной сети в России.

«Это, конечно, не столь амбициозно, как дорога между Якутском и Камчаткой, но перспективы, на мой взгляд, примерно те же, — отмечает эксперт. — Причин здесь несколько. Во-первых, это экология. Надо идти через заповедник. Без протяженных тоннелей здесь не обойтись. Насколько вообще возможно это строительство в условиях заповедника, надо бы спросить у тех, кто планирует его организовать, боюсь, внятного ответа не последует»
На эту тему
Как дорога из Кисловодска в Сочи вдохнет жизнь в депрессивные территории
Поделиться
Второй причиной, по мнению специалиста, является стоимость проекта, которая никак не окупит тех затрат, в которые обойдется эта стройка, даже если ее удастся каким-то образом согласовать с экологами.

«И наконец, в третьих, надо понимать, что при нынешнем кризисе нам не стоит надеяться на какие-то крупные инфраструктурные объекты в ближайшие лет десять», — говорит Трухачев.
0
5
0
0
2
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1