Фото: novostidnja.ru
Для анализа ситуации в секторе МСП юга России мы обратились к различным источникам статистической информации: Единому реестру субъектов МСП, Росстату, информационной базе данных Seldon.Basis. Анализировали динамику в целом по ЮФО и по регионам с наибольшей деловой активностью (Краснодарский край, Ростовская область, Волгоградская область и Республика Крым). Статистическая информация рассмотрена отдельно по микро-, малым и средним предприятиям для того, чтобы понять, какой из этих сегментов пострадал в наибольшей степени.
Основные выводы таковы. Кризис в секторе малого и среднего бизнеса ЮФО начался ещё до пандемии и связанных с ней ограничительных мер. Вероятно, одной из его причин явилось снижение реальных доходов населения, которые падали на протяжении последних нескольких лет. Влияние 2020 года на ситуацию в сфере малого и среднего бизнеса не было ярко отрицательным, а в случае среднего бизнеса оказалось даже положительным. Отчасти благодаря мерам господдержки, которые хоть и не смогли в полной мере компенсировать падение доходов, но помогли предпринимателям адаптироваться к условиям и пережить кризис. Основной удар 2020 года пришёлся на микропредприятия, масштабы которых не позволили выстоять в кризисной ситуации. Основной задачей для МСП сегодня является курс на восстановление.
Основное сокращение субъектов МСП пришлось на 2019 год
Информация, представленная в Едином реестре субъектов МСП, позволила нам проанализировать динамику численности как самих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сегменте малого и среднего бизнеса, так и динамику численности занятого в нём персонала. Так, общее количество субъектов МСП в Южном федеральном округе снизилось за 2020 год на 4,2% — с 694 492 до 665 412.
Рассмотрим в первую очередь, что происходило в сфере малого бизнеса, к которому относятся предприятия с численностью сотрудников от 16 до 100 человек, выручка которых находится в диапазоне от 120 до 800 млн рублей. По результатам за 2020 год наблюдается сокращение количества малых предприятий — в целом по ЮФО оно составило 2,6%. По данным на 10.01.2021 года в реестре МСП было зарегистрировано 18524 предприятия, тогда как 10.01.2020 года — 19012 предприятий (см. график 1).
Если смотреть в разрезе по регионам с наибольшей деловой активностью, то мы увидим, что за 2020 год в Краснодарском крае количество малых предприятий уменьшилось на 2,4% (172 предприятия), в Ростовской области — на 2,7% (149 предприятий), в Волгоградской области — на 4,6% (112 предприятий).
Примечательно, что гораздо более заметное сокращение малых предприятий произошло годом ранее. Так, за 2019 год в целом в ЮФО оно составило 8,4% (1746 предприятий), в Краснодарском крае — 10,2% (818 предприятий), в Ростовской области — 7,9% (479 предприятий), в Волгоградской области — 11,4% (311 предприятий). В 2018 году также наблюдалась тенденция к сокращению. Причём это характерно как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.
Из общей тенденции выпадает Республика Крым, где наблюдается увеличение количества субъектов малого бизнеса как в 2019-м, так и в 2020 году, прежде всего за счёт увеличения количества ИП. Прирост составил 4,4% и 4,2% соответственно.
Сокращение занятых меньше, чем сокращение численности
Что касается 2021 года, то по состоянию на 10 июня можно констатировать продолжающееся сокращение субъектов малого бизнеса на всей территории ЮФО, в том числе и в Республике Крым. То же самое можно сказать о динамике численности занятых в малом бизнесе ЮФО — на протяжении рассматриваемого периода она имеет тенденцию к снижению. За 2020 год количество занятых снизилось на 0,4%, за 2019 год — на 4,8%. В абсолютном выражении это 2 337 человек и 27 966 человек соответственно (см. график 1).
При этом в Ростовской области снижение составило 1,7% в 2020 году и 4,9% в 2019 году, в Волгоградской области — 3,1% и 8,1% соответственно. Краснодарский край демонстрирует снижение на 6% в 2019 году, а в 2020 году происходит увеличение численности занятых в малом бизнесе на 1,5%, несмотря на сокращение количества предприятий. Анализируемый показатель в Республике Крым демонстрирует тенденцию к повышению: на 2,6% в 2020 году и 5,2% — в 2019 году.
Как видно из цифр, темпы падения количества малых предприятий превышают темпы падения численности занятых в них сотрудников. Можно предположить, что закрывались предприятия с наименьшей численностью работников.
Основные потери МСП пришлись на оборот
Проанализировав оборот малых предприятий, мы пришли к выводу, что в 2020 году в масштабах ЮФО произошло падение данного показателя на 186,7 млрд рублей, или совокупно на 9,4%, по сравнению с 2019 годом. Наибольший вклад внесли Краснодарский край и Республика Крым, где обороты снизились на 17,9% и 8% соответственно, что объясняется курортным характером данных регионов и тотальным снижением спроса на протяжении нескольких месяцев. Из-за пандемии и ограничений курортный сектор не работал 2,5 месяца — с конца марта до середины июня, после чего отрасль запускалась постепенно. По данным различных СМИ, турпоток в Краснодарский край в 2020 году снизился примерно на треть по сравнению с 2019 годом. В Крыму падение турпотока составило порядка 15 %.
В Ростовской области снижение оборота малых предприятий составило 4,9%. Волгоградская же область, наоборот, демонстрирует прирост в 8,3% (см. график 2).
Средний бизнес ЮФО — совсем другая картина
Анализ сегмента среднего бизнеса ЮФО показал, что 2020 год характеризуется увеличением всех рассматриваемых показателей. Количество средних предприятий увеличилось на 5,9%, что в абсолютном выражении составляет 78 единиц. Количество занятых возросло на 6,4%, или 9321 человек. При этом предыдущие периоды характеризовались снижением рассматриваемых показателей (см. график 3).
Судя по положительной динамике оборота средних предприятий (увеличение составило 90,6 млрд рублей, 17,2%), 2020 год оказался вполне благоприятным и во многом способствовал исправлению тенденции, сложившейся в период, предшествующий пандемии. 2019 год был для среднего бизнеса ЮФО гораздо более сложным, несмотря на то, что проблемы бизнеса в этот период явно не бросались в глаза. Положительная динамика 2020 года характерна для всех рассматриваемых регионов ЮФО (см. график 4).
Падение в микробизнесе, малые и средние росли
Мы обратились к информационной базе Seldon.Basis, чтобы проанализировать, с какой динамикой в 2020 году развивались предприятия МСП в ЮФО. Из представленных в базе малых и средних организаций ЮФО порядка трети увеличили свою выручку на 30% и более. Ярко выраженных лидеров по видам экономической деятельности среди них нет, но основная часть их приходится на предприятия, занятые в сельском хозяйстве, строительстве, обрабатывающем производстве, торговле. Чуть более четверти компаний повысили выручку в диапазоне от 5% до 30%. Для 14% она осталась примерно на том же уровне. О значительном падении выручки можно говорить в отношении около 7% обследуемых предприятий (см. график 5).
Наибольший вклад в сокращение общего числа субъектов МСП внесли микропредприятия, что и неудивительно, поскольку их доля составляет более 95% в общей численности МСП. В свою очередь, в структуре микропредприятий более 70% занимают индивидуальные предприниматели. За 2020 год их количество сократилось на 28 670 единиц, из них 19 281 — индивидуальные предприниматели. Причём здесь мы наблюдаем интересную тенденцию: если количество предприятий уменьшалось, то численность занятых в них увеличивалась. Особенно это характерно для 2020 года (см. график 6). За прошедший период 2021 года наблюдается постепенное восстановление докризисных показателей по численному составу.
Виртуальная конференция на тему «Как малый бизнес Юга пережил 2020 год»
— Ввиду отраслевой специфики южных регионов бизнес юга России пережил коронакризис без критичных потерь. Это хорошо видно на примере клиентов банка. Своевременная поддержка в форме льготного кредитования и реструктуризации ссуд позволила заёмщикам получить необходимые ресурсы для восстановления деятельности. Большую роль сыграла помощь, которую в сложных экономических условиях получил бизнес со стороны государства для сохранения и развития деятельности. Также 2020 год вывел на первый план дистанционные каналы взаимодействия банка с клиентами, в том числе из сегмента МСП. Это способствовало ускорению процессов автоматизации банковской деятельности и её перевода в цифровой формат. В начале 2021 года темпы кредитования были невысокие, но в марте количество обращений предпринимателей в банк увеличилось. В результате объём ссудной задолженности МСП вырос на 12 процентов и по состоянию на 1 июля 2021 года достиг 44,9 миллиарда рублей, что на 6 процентов превышает уровень аналогичного периода прошлого года. В 2021-2022 годах при достаточной государственной поддержке и стимулировании предпринимательской инициативы МСБ сможет внести существенный вклад в ускорение развития экономики ЮФО.
— На Юге существенным фактором является большое количество крупных холдинговых структур в агросекторе. Агропредприятия с потерями, но всё же продолжали активную работу. Существенные потери понесли индустрия сервиса, ресторанный бизнес, туристический бизнес. Многие предприятия закрылись и зафиксировали убытки.
Как в растениеводстве: у растений наступает точка увядания при отсутствии полива, и когда определённая точка пройдена, начавшийся полив не возвращает растение к жизни. Примерно такие последствия мы наблюдали для многих компаний юга России в начале 2021 года. Волна закрытий и банкротств ещё предстоит. Наиболее активно прошли этот этап инновационные предприятия, ИТ-компании, ритейл в некоторой его части, компании, поставляющие фармацевтику, и агропредприятия.
Произошло активное переформатирование стратегий в сторону онлайн-коммуникаций, развития онлайн-сервисов, цифровизации как создания единого информационного пространства, объединяющего сервисы предприятия. Некоторые ИТ-компании региона показали рост выручки в 40 процентов по сравнению с 2019 годом. Основные точки роста на 2022 год — это цифровизация процессов компаний, быстрое тестирование гипотез и формирование новых продуктов. В первых рядах окажутся компании, создающие онлайн-сервисы, напрямую взаимодействующие с их бизнесом и продуктами. IoT как удалённый мониторинг всего с функциями управления — это наша тематика, которая получит значительный рост. Видеть и управлять — ключевой девиз 2022 года
— 2020 год проще всего прошли те компании, которые давно на рынке и пережили ещё кризисы 2008-2014 годов. Они быстрее смогли адаптироваться, имея больше запасов, меньше задолженности и, учитывая опыт, выстроили более гибкие схемы взаимодействия с сотрудниками. Многие компании начали активно внедрять дистанционные сервисы, доставку. Банки, в свою очередь, максимально способствовали мягкому выходу бизнеса из непростой ситуации — назову программы реструктуризации кредитов, отмену комиссий и т.д. В мае Росбанк проводил исследование и выяснил, что, несмотря на то, что порядка 55 процентов компаний были вынуждены воспользоваться реструктуризацией в рамках 106-ФЗ, 45 процентов — специальными банковскими программами реструктуризации, на сегодняшний день около 60 процентов всех заёмщиков уже погасили свою задолженность. 90 процентов предприятий малого бизнеса сумели восстановить или возобновить свою деятельность и вернулись в стандартные графики платежей по кредитам. Статистика показывает, что «нулевая точка» пройдена, бизнес наращивает кредитоспособность. Прогнозы делать сложно, но хочется верить, что будет положительная динамика развития малого и среднего бизнеса в 2021–2022 годах. Сейчас статистика в Росбанке такова, что объём заёмных средств, выданных предприятиям малого бизнеса в Краснодарском крае в первом квартале 2021 года, увеличился в три раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Учитывая специфику региона, можно сказать, что сфера услуг, курортный бизнес, сельскохозяйственная сфера в ЮФО активно встают на ноги. В то же время ряд компаний — особенно связанных с экспортно-импортными операциями, арендным бизнесом и производственные предприятия — сейчас переживают не лучшие времена, им требуется финансовая поддержка.
— Пока рано делать выводы по росту активности, многое будет зависеть от дальнейшего развития ситуации с Covid-19. У малого бизнеса, несмотря на существенные потери в 2020 году, есть все шансы на восстановление прежних объёмов бизнеса в 2021 – 2022 году при ослаблении ограничительных мер и увеличении доли вакцинированных граждан. Малый и средний бизнес в ЮФО в большинстве своём смог адаптироваться к текущим условиям, но основной период восстановления пока ещё впереди. Главным драйвером роста в этом сегменте является транзакционное направление, а также развитие электронных каналов привлечения. Банки, как основные партнёры бизнеса, стремятся поддерживать своих клиентов в этот непростой период. Так, в начале лета «Уралсиб» обновил линейку пакетов услуг для бизнеса, которые содержат полный перечень необходимых предпринимателю банковских сервисов. Каждый клиент может подобрать для себя в новой линейке наиболее оптимальный пакет для самых разных задач и потребностей своего бизнеса.
— Самые главные результаты для бизнеса по итогам 2020 года-это опыт. Таких перемен никто не ожидал и не прогнозировал. Самые глобально конкурентно способные предприятия оказались в вакууме неизвестности и дисбаланса. Мощнейшая государственная поддержка, как оказалось, была не для всех. Только избранные отрасли могли получить денежные выплаты в обмен на сохранение численности, взяв по неволе функции сохранения социального спокойствия в обществе. Но никто сдаваться не собирался, наоборот, малый бизнес продемонстрировал трансформационное изменения в минимально короткие сроки, переход на дистанционную экономику стал спасательным кругом для бизнеса.
В 2021 году бизнес продолжил активно перестраивать процессы, начатые в предшествующем году: выход на новые рынки, развитие онлайн-торговли, перевод в «цифру» внутренних и внешних бизнес–процессов. Внутренняя структура бизнеса серьезно поменялась – дистанционная работа сотрудников (сначала воспринятая как преграда) оказалась для многих отраслей экономически интересной и эффективной. Активность предприятий восстанавливается, в Банк все больше и больше поступает кредитных заявок от бизнеса на новые инвестиционные проекты, кредитный портфель Банка в секторе МСБ за первые полгода 2021г. показал рост относительно начала года на 15%.
Работая с бизнесом не первый год, мы знаем, что после каждой волны кризисного периода, банк захлестывает волна начинающих проектов (старт-ап проектов). Малый бизнес занимает освободившиеся ниши, очень чутко реагирует на любые изменения. Отличие 21 года от предыдущих периодов - это новая свежая волна самозанятых. Простота и удобство нового бизнес-механизма оценила молодежь, которая стремится к новым подходам в работе, дающим большую самостоятельность и свободу.
— Пандемия и самоизоляция изменили бизнес страны: МСБ перестраивали и оцифровывали процессы, привыкали к удаленной работе. Сейчас состояние компаний разное в зависимости от отраслей. Ряд отраслей пострадали более серьезно: туристические компании, гостиничный и ресторанный бизнеса, event-индустрия, а также салоны красоты. В меньшей степени - торговля товарами народного потребления, легкая промышленность, ряд обрабатывающих производств, практически не пострадали или даже выросли - фармацевтика, медицинские услуги, сельское хозяйство, онлайн доставка, курьерские службы и такси.
Среди клиентов Альфа-Банка в сегменте среднего бизнеса катастрофически пострадавших компаний нет. Большинство компаний смогли своевременно перестроиться, использовать внутренние источники накоплений и сохранить свой бизнес и коллективы. Восстановление происходит также разными темпами. Кто-то отыграл падение уже в конце 2020 года и в начале текущего, а кто-то только сейчас восстанавливает объемы деятельности.
Компании малого бизнеса быстрее всего оправились от карантинных мер и начали динамично наверстывать деловую активность. С начала июня мы фиксируем открытие новых ИП и их рост сейчас сопоставим в докризисный период.