Как пломбир из Крыма покорил Россию и Китай

4780
5 минут

Компания «Доброе» — пример интересного производственного стартапа. За три года пустырь на окраине одноименного крымского села превратился в крупнейшего на полуострове производителя мороженого.  

Как пломбир из Крыма покорил Россию и Китай

Гендиректор ООО «Доброе» Александр Походенко. // Фото из архива компании
Фабрика мороженного ООО «Доброе» — один примеров динамично развивающегося бизнеса, созданного в российском Крыму после 2014 года. Предприятие основано в 2016 году. По итогам 2020 года, по данным гендиректора компании Александра Походенко, выручка составила 317 млн рублей. Рост показателя — 20% по сравнению с прошлым годом, несмотря на кризис, связанный пандемией коронавируса.

«В апреле (во время карантина) мы готовились к тому, что будем выпускать минимум продукции, только для крымчан, — рассказывает г-н Походенко. — О росте тогда не думали. Важно было не упасть, сохранить прежние объёмы (порядка 2 тыс. тонн в год). Но позже поняли, что границы между регионами РФ откроют и люди поедут в Крым. С 1 июля стали активно продавать мороженое через наших партнёров во всех районах полуострова. Туристов приехало немало. Продажи были хорошие».

В 2020 году пандемия, по словам Походенко, не помешала собственнику вложить 100 млн рублей в развитие. Они пошли на модернизацию участка созревания продукции, закупку морозильных ларей для работающих с фабрикой предпринимателей, расширение автопарка, закупку сырья и материалов. Всего же в строительство, запуск и развитие предприятия инвестор вложил уже 800 млн рублей, окупить которые планирует к 2027 году.  

По данным ИАС Seldon.Basis, 100% ООО «Доброе» принадлежит Татьяне Макаровой, которая также владеет симферопольской компанией ООО «Таврида-норд». Ее основная специализация — производство мороженого.

0001111 Доброе мороженое Крымы .jpg

Фото: архив ООО «Доброе».


От «сарайчика в поле» до складов в Китае

По словам Походенко, на месте нынешнего предприятия когда-то был цех компании «Италхолод», который выпускал мороженое. Не выдержав конкуренции, старое предприятие обанкротилось. «Когда мы пришли на участок, здесь уже не было ни оборудования, ни техники. Вместо асфальта — трава по пояс, вместо здания — сарайчик в поле, — вспоминает топ-менеджер фабрики "Доброе". — Этот участок мы приобрели у бывших владельцев в феврале 2016 года, хотя сам проект задумали ещё в 2014-м».

Сегодня фабрика выпускает в сутки 18,2 тонны мороженого, это примерно три фуры. «Конечно, по объёмам мы существенно уступаем крупным российским производителям. Но, с другой стороны, "Доброе" пока и не работает на полную мощность — 3600 тонн продукции в год. На неё планируем выйти в 2024 году», — обещает Походенко.

По оценкам зампредседателя Совета министров Республики Крым — министра финансов региона Ирины Кивико, предприятие обеспечивает до 20% крымского рынка мороженого, общие объемы которого варьируются от 7 тысяч тонн до 10 тысяч тонн в год, и является на полуострове самым крупным и динамично развивающимся предприятием в своём сегменте. «В будущем доля компании на рынке Крыма дойдет до 30-35 процентов», — уверена вице-премьер.

По словам Александра Походенко, с выходом на проектную мощность они могут занять до 50% местного рынка. «Мы постепенно работаем над увеличением объёмов производства, завоевываем рынок. Сейчас фабрика делает примерно 60 процентов от проектной мощности и в домашнем регионе уступает только кубанской «Коровке из Кореновки», — говорит гендиректор «Доброго».

Кроме Крыма, мороженое фабрика продает «на материковой России» (Подмосковье, Ростовская и Смоленская области, Краснодарский и Ставропольский края, Дагестан), а также отправляет небольшие партии продукции в Китай. «Мороженое «Доброе» прошло через множество этапов контроля, включая ветеринарный, и теперь продаётся на китайском рынке. Первая партия отправилась в Поднебесную в августе 2019 года. Идут переговоры о новых поставках. В планах у руководства фабрики поставлять в Китай до 500 тонн мороженого в год», — отмечает Ирина Кивико.

«При содействии Южного регионального Центра поддержки экспорта нам удалось подготовить все необходимые документы, определить логистику и выйти на китайский рынок. Наши склады расположены в шести провинциях страны. Экспортируем сейчас порядка 10 процентов от общего объема продукции», — Александр Походенко.


В условиях растущей конкуренции

В беседе с «Экспертом Юг» гендиректор ООО «Доброе» признался, что серьезным мотиватором для них является конкуренция, которая на крымском рынке с годами усиливается, и местным, и иногородним производителям здесь тесно. «Семь, даже десять тысяч тонн мороженого в год (ёмкость крымского рынка) это, на самом деле, небольшой объём. Несмотря на это, за доли на этом рынке бьются несколько небольших местных фабрик и ряд крупных иногородних — с материка, — говорит Александр Походенко. — Конкуренция становится жестче. Не знаю, как наших коллег из других предприятий, а нас это бодрит, заставляет быть лучше: инвестировать в развитие, работать над снижением себестоимости продукции без ущерба качеству. Так, планируем в 2021 году запустить собственное производство вафельного стаканчика, в котором выпускаем наш основной продукт — пломбир. Такой стаканчик мы везём сейчас из Нижегородской области, что, с учетом транспортных и прочих расходов, для нас дорого. По нашим оценкам, после запуска нового цеха, себестоимость вафельного стаканчика снизится в 2,5 раза. Будем развивать и другие сопутствующие производства, если увидим в этом экономическую целесообразность».

0001111 Александр Походенко Доброе Крым.jpg

По словам Походенко (на фото), до 2024 года они намерены ежегодно инвестировать в развитие порядка 100 млн рублей. Это расходы на производственную инфраструктуру, диверсификацию, автопарк, расширение партнерской сети. Только так, уверен топ-менеджер, можно выиграть в жесткой конкурентной борьбе.
 

По данным Корпорации развития Республики Крым (КРРК), сегодня на полуострове мороженое выпускают сразу три фабрики. Помимо «Доброго» это ООО «Крымские традиции» (работает с 1992 года) и ООО «Элит-Крым» (запущено в 2016 году). Оба, согласно данным из Seldon.Basis, отстают от «Доброго» и по выручке, и по объемам инвестирования. Кроме того, интерес к Крыму проявляют и производители из других регионов РФ. Так, несколько лет назад «Славица» (входит в ТОП-10 российских игроков на рынке мороженого, предприятия — в Красноярске и Набережных Челнах) заявляла о намерении до 2020 года вложить 500 млн рублей в запуск на полуострове фабрики на 10 тыс. тонн пломбира в год. Появление столь мощного завода привело бы к переделу крымского рынка мороженого. В КРРК «Эксперту Юг» сообщили, что в прошлом году «Славица» от планов отказалась. Однако нет гарантии, что другой крупный мороженщик не придет в Крым с аналогичным проектом.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.