Гендиректор ООО «Доброе» Александр Походенко. // Фото из архива компании
«В апреле (во время карантина) мы готовились к тому, что будем выпускать минимум продукции, только для крымчан, — рассказывает г-н Походенко. — О росте тогда не думали. Важно было не упасть, сохранить прежние объёмы (порядка 2 тыс. тонн в год). Но позже поняли, что границы между регионами РФ откроют и люди поедут в Крым. С 1 июля стали активно продавать мороженое через наших партнёров во всех районах полуострова. Туристов приехало немало. Продажи были хорошие».
В 2020 году пандемия, по словам Походенко, не помешала собственнику вложить 100 млн рублей в развитие. Они пошли на модернизацию участка созревания продукции, закупку морозильных ларей для работающих с фабрикой предпринимателей, расширение автопарка, закупку сырья и материалов. Всего же в строительство, запуск и развитие предприятия инвестор вложил уже 800 млн рублей, окупить которые планирует к 2027 году.
От «сарайчика в поле» до складов в Китае
По словам Походенко, на месте нынешнего предприятия когда-то был цех компании «Италхолод», который выпускал мороженое. Не выдержав конкуренции, старое предприятие обанкротилось. «Когда мы пришли на участок, здесь уже не было ни оборудования, ни техники. Вместо асфальта — трава по пояс, вместо здания — сарайчик в поле, — вспоминает топ-менеджер фабрики "Доброе". — Этот участок мы приобрели у бывших владельцев в феврале 2016 года, хотя сам проект задумали ещё в 2014-м».Сегодня фабрика выпускает в сутки 18,2 тонны мороженого, это примерно три фуры. «Конечно, по объёмам мы существенно уступаем крупным российским производителям. Но, с другой стороны, "Доброе" пока и не работает на полную мощность — 3600 тонн продукции в год. На неё планируем выйти в 2024 году», — обещает Походенко.
По словам Александра Походенко, с выходом на проектную мощность они могут занять до 50% местного рынка. «Мы постепенно работаем над увеличением объёмов производства, завоевываем рынок. Сейчас фабрика делает примерно 60 процентов от проектной мощности и в домашнем регионе уступает только кубанской «Коровке из Кореновки», — говорит гендиректор «Доброго».
Кроме Крыма, мороженое фабрика продает «на материковой России» (Подмосковье, Ростовская и Смоленская области, Краснодарский и Ставропольский края, Дагестан), а также отправляет небольшие партии продукции в Китай. «Мороженое «Доброе» прошло через множество этапов контроля, включая ветеринарный, и теперь продаётся на китайском рынке. Первая партия отправилась в Поднебесную в августе 2019 года. Идут переговоры о новых поставках. В планах у руководства фабрики поставлять в Китай до 500 тонн мороженого в год», — отмечает Ирина Кивико.
В условиях растущей конкуренции
По данным Корпорации развития Республики Крым (КРРК), сегодня на полуострове мороженое выпускают сразу три фабрики. Помимо «Доброго» это ООО «Крымские традиции» (работает с 1992 года) и ООО «Элит-Крым» (запущено в 2016 году). Оба, согласно данным из Seldon.Basis, отстают от «Доброго» и по выручке, и по объемам инвестирования. Кроме того, интерес к Крыму проявляют и производители из других регионов РФ. Так, несколько лет назад «Славица» (входит в ТОП-10 российских игроков на рынке мороженого, предприятия — в Красноярске и Набережных Челнах) заявляла о намерении до 2020 года вложить 500 млн рублей в запуск на полуострове фабрики на 10 тыс. тонн пломбира в год. Появление столь мощного завода привело бы к переделу крымского рынка мороженого. В КРРК «Эксперту Юг» сообщили, что в прошлом году «Славица» от планов отказалась. Однако нет гарантии, что другой крупный мороженщик не придет в Крым с аналогичным проектом.