102 106 13

Как победить контрафакт в южном пищепроме

1607
8 минут

На Юге России объёмы контрафакта на пищевых рынках достигли масштабов национального бедствия. От него страдают все — производители качественных продуктов, потребители и государство, которое теряет на доходах в бюджет. Для борьбы с ним необходима разъяснительная работа и более активная гражданская позиция населения, а также многоступенчатая система контроля за качеством продукта на всех этапах его реализации

Как победить контрафакт в южном пищепроме

Поделиться

«Это второй круглый стол на тему контрафакта в пищевой промышленности. Предыдущий мы провели полтора года назад. И по тому интересу, который вызвала сейчас тема "Контрафакт в пищевой промышленности: пути решения проблемы", видим, что проблема эта обострилась, — отметил генеральный директор аналитического центра "Эксперт ЮГ" Владимир Козлов. — Задача данного круглого стола — более точно диагностировать проблему в разных сферах и понять пути её решения, что делать и как действовать, в том числе и совместными усилиями».

В Торгово-промышленной палате Ростовской области собрались специалисты, которые могут видеть проблему из разных углов потребительского рынка. На предложение «Эксперта ЮГ» откликнулись представители розничных сетей, перерабатывающей промышленности, АПК, различных регулирующих и контролирующих органов.

«Рост доли нелегальной табачной продукции на российском рынке имеет серьезные последствия для государства и легальных производителей в виде недополученных доходов и потерь. По отраслевым расчетам, в масштабах российского рынка объем нелегальной продукции составит около 20 млрд штук сигарет в 2018 году, а государственный бюджет может потерять более 50 млрд рублей дохода от табачных акцизов и НДС», — заявила Алиса Андреева, управляющий по корпоративным вопросам Южного региона, «Филип Моррис Интернэшнл» в России. Она представила результаты всероссийского отраслевого исследования, проведенного независимым международным агентством «Nielsen». По его данным, объёмы нелегальной торговли изделиями из табака выросли как в целом по России, так и в отдельных регионах. Из городов-миллионников в «лидеры» вышел Ростов-на-Дону. «За год доля контрафактной (табачной) продукции здесь выросла более чем вдвое: с 14,7% (в 2017-м) до 32,2% (в 3-м квартале 2018 г.).. Аналогичная ситуация с нелегальной табачной продукцией и в других крупных городах региона. Например, в Шахтах она достигает 34%, в Таганроге — 30,6%», — уточнила Андреева.

Поделиться

Она добавила, что негативному росту способствует, как приграничный статус Ростовской области, так и в целом открытое торговое пространство с государствами ЕАЭС (прежде всего, Белоруссией и Арменией). Такие сигареты стоят дешевле отечественных легальных сигарет, потому что минимальный акциз в Белоруссии и Армении значительно ниже, чем, в России. Со слов Алисы Андреевой, представители отрасли видят выход в целом комплексе мер. В частности, в гармонизации налоговой политики между странами Союза, в поэтапном введении обязательной системы цифровой маркировки табачной продукции на территории государств – членов ЕАЭС (в РФ такая маркировка станет обязательной с 1 марта 2019 года). Также целесообразно установление минимальной розничной цены на табачную продукцию. «Эта мера будет способствовать соответствующим контролирующим органам упростить процесс обнаружения и вывода из розничного оборота нелегальной табачной продукции», - резюмировала представитель «Филип Моррис Интернэшнл» в России.

Председатель НП «Общественный Совет по проблеме подросткового курения» Светлана Чернышова подчеркнула, что распространение нелегального табака влечёт за собой серьезные риски распространения подросткового курения. Это подтверждает мировой опыт: в тех странах, где наблюдается высокий оборот нелегальной продукции, существенно повышается уровень курения несовершеннолетних.

«Причина — ценовая привлекательность нелегальной продукции, — полагает глава Совета.— Кроме того, сигареты зачастую продаются с открытой выкладкой. Это делает нелегальный табак экономически и визуально привлекательным для подростков. Нелегальная торговля ведётся в малоформатной рознице. Но особо угрожающие размеры приобрела нестационарная стихийная торговля. Продавцов нелегального товара не интересует возраст покупателя. Подростки для них — обычная аудитория, приносящая прибыль. Это создаёт угрозу неконтролируемого доступа подростков к сигаретам. Данные исследований, в том числе зарубежных, показывают, что молодёжь больше всего чувствительна к ценам и вероятнее всего может попасть под воздействие контрабанды сигарет».

По словам Чернышовой, в Ростовской области они активно работают с Департаментом потребительского рынка региона, крупными розничными сетями, малым и средним бизнесом, над тем, чтобы в розничной торговле неукоснительно соблюдался запрет на продажу табака несовершеннолетним. «В предыдущие годы такое сотрудничество принесло заметные результаты: рост ответственности ростовских продавцов и ужесточение контроля со стороны региональной власти помогли добиться почти двукратного снижения подросткового курения, уточнила эксперт. Однако столь позитивные результаты могут быть нивелированы из-за текущего роста рынка нелегальной табачной продукции. Нельзя допустить отката на прежние позиции».

Системный подход к решению проблемы с контрафактом и фальсификатом необходим и в других сферах пищепрома. Например, в переработке молока. По оценкам Ассоциации предприятий молочной промышленности «Кубаньмолоко», в крупной сетевой рознице фальсифицированной или незаконно произведённой продукции почти не осталось, но в стране ещё действуют теневые производители и так называемые предприятия-фантомы (они указывают на этикетках адрес производства, которого при проверке там не оказывается).

Поделиться

«Сейчас весь (молочный) фальсификат выдавился в зону b2b, общепита и государственных закупок, — уверен гендиректор ассоциации Константин Синецкий. — Ритейл — далеко не единственный канал сбыта молочной продукции. Достаточно много её уходит через госзакупки и различные социальные программы. Таким образом, государство поощряет не самых лучших, а самых хитрых производителей, выпускающих более дешёвый (и не совсем качественный продукт), но рисующих красивые документы и формально соблюдающих условия тендеров. До 45% выявленных фактов фальсификата (и такие данные подтверждает Россельхознадзор) — это нарушения в сфере госзакупок, посредством которых молочные продукты поставляются в детские лагеря, школы и санатории».

Начальник отдела ветеринарного контроля регионального управления Россельхознадзора, Алексей Панкратов заметил, что для предпринимателя, который вместо молока выпускает «молокоподобный продукт» штраф в 20 тысяч рублей это ничто в сравнении с объёмами, которые он производит и продаёт. «Санкции очень мягкие. Надо подходить намного жёстче», — подчеркнул Панкратов.

Представители сетевой торговли отметили, что в своих магазинах им удалось отстроить систему выбора добросовестных поставщиков и входного контроля качества продукции. Однако в городах Юга (особенно в Ростове и Краснодаре) покупатели, помимо супермаркетов, очень любят ходить на рынки, где качество продукции очень сложно контролировать. И где можно встретить как фальсифицированную молочную продукцию (масло, творог, сыры), так и контрафактную.

«В нашем регионе работает институт общественных приёмных по защите прав потребителей, — напомнила директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова. — Граждане могут обратиться туда по фактам приобретения ими фальсификата. Главное, чтобы потребители знали, что именно они покупают. Нередко под этикеткой "Молоко" продается молочный продукт».

Поделиться

По мнению Теларовой, сегодня нет универсальных мер по борьбе с нелегальной продукцией, фальсификатом, серым импортом. В каждой отрасли есть своя острота проблемы и пути решения тоже свои. «Например, в табачной отрасли это проблема контрафакта, продукции не столько опасной для потребителя, сколько проблемной для государства (потому что с неё не платятся в необходимом объёме налоги), и недобросовестной конкуренции с легальными игроками рынка, — пояснила глава департамента. — В алкогольном секторе это принципиально иной спектр вопросов. Настоящий бич здесь — незаконный оборот нелегальной и безакцизной продукции (произведённой внутри страны, например, из некачественного виноматериала, — ред.). Отдельная тема — ночная торговля спиртосодержащей продукцией. И здесь свой, специфический набор мер, с активным привлечением правоохранительных органов. В молочной отрасли это наличие фальсификата в объектах социальной сферы. И это также требует отдельной проработки путей решения. И по каждому направлению (пищепрома) мы работаем с предприятиями, уполномоченными и регулирующими органами».

Уполномоченный по правам предпринимателей Олег Дереза (на главном фото) заметил, что контрольные органы не должны в принципе допускать контрафакт в страну, чтобы такая продукция здесь «вообще не продавалась ни легально, ни подпольно». «Сейчас, например, контрафактный алкоголь можно купить вдоль федеральной трассы М4 «Дон», — уверен эксперт. — То же и с фальсификатом. В стране есть подпольные производства водки в промышленных масштабах, которые поставляют продукцию в небольшие точки, где продавец часто не ведает, что именно он продаёт и под какими (акцизными) марками. В нашей практике были случаи, когда подделку от подлинника могла отличить только экспертиза Гознака».

Поделиться

Директор по развитию донского винодельческого хозяйства «Эльбузд» Владимир Гончаров уверен, что, несмотря на принимаемые властью меры, в регионе довольно слабая информированность населения о том, кто и какие качественные продукты выпускает, где их можно купить, не опасаясь нарваться на фальсификат. «Ситуация только сейчас стала немного меняться. Например, такие крупные сети, как "Пятёрочка", занимаются популяризацией качественной (фермерской) продукции и берут её на свои полки», — сообщил винодел.

«Надо повышать грамотность населения, рассказывать чем именно отличается контрафакт и фальсификат от достойной продукции, — соглашается коммерческий директор ООО «Цимлянская сыродельня на паях» Игорь Индукаев.— Но и сами граждане должны быть активнее. Обращаться в соответствующие службы (и органы) каждый раз, когда сталкиваются с фальсификатом, контрафактом и просто товаром плохого качества. Реакция населения должна быть серьёзной, открытой. Тогда и система борьбы с плохими продуктами будет эффективно работать в регионе».


За помощь в организации и проведении круглого стола аналитический центр «Эксперт Юг» благодарит Генерального партнёра мероприятия — компанию «Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1