71 83
«ЭКСПЕРТ ЮГ» в соцсетях:

Как спрос на устойчивое развитие рождает предложение в Mars

839
12 минут

Сегодня в России уже две трети потребителей обращают внимание на то, как произведён продукт, где именно произведён, с использованием какой упаковки. Общество создаёт спрос на культуру ответственного отношения к природе — государство и бизнес обязаны реагировать, считает вице-президент по товарообеспечению Mars Petcare в России Фёдор Лапатков

Как спрос на устойчивое развитие рождает предложение в Mars

Мars — американская семейная компания с более чем вековой историей и такими брендами, как M&M’s, Snickers, Twix, Milky Way, Orbit и др. Компания занимается производством продуктов питания, шоколада, жевательной резинки, кормов для домашних животных, а также предоставляет в Северной Америке ветеринарные услуги. Объём продаж бизнес-сегментов Mars превышает 35 млрд долларов. В России Mars работает 30 лет, ООО «Марс» управляет десятью заводами. Совокупно в штате этой российской «дочки» более шести тысяч сотрудников. Пять из десяти российских предприятий Mars выпускают корма для животных (бренды Whiskas, Kitekat, Pedigree, Chappi). Это фабрики Mars Petcare в Москве, Подмосковье, Ростовской, Ульяновской и Новосибирской областях. Донская фабрика расположена в Грушевском сельском поселении Аксайского района Ростовской области, развитие фабрики происходит в несколько этапов. Первая очередь мощностью 29 тысяч тонн в год заработала в 2017 году, инвестиции в проект составили 4 млрд рублей. В 2020 году Mars на своём донском заводе ввела в эксплуатацию вторую линию, производственные мощности были удвоены. Сейчас компания приступила к реализации на ростовской площадке нового инвестпроекта — строительству третьей очереди стоимостью 4 млрд рублей. Реализация проекта запланирована до конца 2023 года. По информации минсельхозпрода Ростовской области, запуск третьей очереди фабрики Mars на треть увеличит производственные мощности. В продуктовой линейке предприятия будут корма 75 наименований.

Помимо вложений в развитие производства, Mars Petcare в России инвестирует в проекты, связанные с достижением Целей устойчивого развития (ЦУР ООН). Это строительство на предприятиях очистных сооружений, внедрение энергосберегающих технологий и др. Например, только на донской площадке таких проектов в 2019-2020 годах реализовано на общую сумму около 1 млрд рублей в рамках глобальной стратегии Mars «Устойчивость через поколения» (Sustainability in a Generation). Интервью с вице-президентом по товарообеспечению Mars Petcare в России Фёдором Лапатковым состоялось в рамках исследования «Устойчивое развитие: взгляд бизнеса» аналитического центра «Эксперт ЮГ».

Читайте и другие интервью в рамках проекта

2020 год — тест на устойчивость бизнеса

— Насколько успешным для российских заводов Mars (в частности, для предприятия в Ростовской области) был 2020 год? Насколько успешно складывается год текущий?

— Пандемийный 2020 год был непростым. В начале марта спрос на корма для животных резко вырос. Это в условиях вынужденных ограничений и неопределённости в глобальных цепочках поставок заставило наших сотрудников мобилизовать все силы. Это был настоящий тест на устойчивость бизнеса. Чётко структурированные процессы помогли нам успешно справиться с этим испытанием. Затем спрос нормализовался, и мы стали работать как раньше, но в новых условиях: дистанционные офисы, отсутствие живых встреч, обеспечение защиты работников от коронавируса.

На мой взгляд, мы прошли 2020-й более чем уверенно. Для этого были хорошие предпосылки. Во-первых, в России всё больше людей выбирает промышленные корма. Поскольку в стране 85 процентов хозяев кошек и собак считают их членами семьи, то и отношение к ним ответственное. Во-вторых, продолжался и продолжается рост популяции домашних животных. «Перепись», которую мы провели в 2020 году, показала, что за минувшие три года в России популяция кошек и собак выросла на 23 процента, или на 12,1 миллиона особей. Нередки случаи, когда в одной семье живут несколько кошек и собак. Кстати, в Ростовской области доля кошек превышает 41 процент от общей численности домашних животных, а собак — 43 процента.

Действующая в регионе фабрика Mars Petcare — самое современное предприятие компании в России. Оно удовлетворяет спрос на качественные полнорационные корма, прежде всего на Юге. Кроме того, донская фабрика частично покрывает потребности Центральной России. В 2020 году мы в условиях пандемии запустили в Ростовской области вторую производственную линию, вывели её на рабочую мощность, приняли на работу 40 высококвалифицированных специалистов и обучили их.

— Продолжаете ли вы реализацию инвестпрограммы на ростовской фабрике?

— Один из наших главных принципов — содержание действующей фабрики в таком состоянии, как будто она только что открыта. Мы называем этот принцип Keep as new («Сохранить как новый»). На предприятии создана инфраструктура, позволяющая нам серьёзно снижать воздействие на окружающую среду. Так, у нас передовая система очистки сточных вод: на выходе мы получаем чистую воду, которую используем для нужд производства. Применены технологии, снижающие количество выбросов в атмосферу. Такая локальная работа способствует достижению глобальных целей. Например, таких, как борьба с изменениями климата, рациональное использование водных и земельных ресурсов.

Мы не остановились в развитии предприятия. Как я уже говорил, в 2020 году открыли вторую производственную линию и удвоили производственные мощности фабрики. Спустя полгода на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) подписали инвестиционное соглашение с правительством Ростовской области о дальнейшем развитии фабрики. Инвестиции в эту, уже третью очередь, составят четыре миллиарда рублей. Эти деньги позволят нам существенно нарастить производственные мощности донской фабрики. Реализация проекта начнётся в текущем году и завершится в 2023-м.

Культура устойчивого развития не создаётся за один день

— Что более всего мотивирует вас ориентироваться на повестку устойчивого развития?

— Mars — частная компания. И решение инвестировать в устойчивое развитие является стратегическим выбором. Нас волнует, в каком состоянии мы передадим планету будущим поколениям.

Мы создали внутри компании культуру ответственного отношения к природе, и у всех нас мотивация ровно та же, что и у владельцев бизнеса. Это наша планета, все мы живём здесь, а значит, должны бережно относиться к природе. В Mars говорят: «Будущее начинается с того, как мы ведём бизнес сегодня». И если мы можем сделать что-то, чтобы завтра наша планета была лучше, чем сегодня — или, по крайней мере, не хуже, — мы делаем это.

Если говорить о деньгах, в 2017 году мы объявили о намерении глобально инвестировать порядка миллиарда долларов в проекты, ориентированные на достижение целей устойчивого развития (ЦУР) в следующие несколько лет.

— Какие тренды, связанные с распространением ценностей устойчивого развития, вы считаете наиболее актуальными?

— Для нас куда важнее говорить не о трендах, а о культуре устойчивого развития и ответственного потребления. Мы видим, что во всём мире вопросы устойчивого развития набирают оборот, покупатели стремятся выбирать бренды, которые заботятся о планете.

В России граждане с каждым годом всё больше погружаются в тему ответственного потребления, они задают нам вопросы, интересуются нашими практиками и предпочитают продукты компаний, которые ведут активную деятельность по сохранению окружающей среды. Спрос рождает предложение — это закон рынка. Сегодня этот тренд становится массовым, а значит, сейчас трудно найти большие компании, которые игнорируют вопросы экологии. Уверен, в ближайшие годы эта культура получит ещё более массовый толчок, что приведёт к расцвету повестки устойчивого развития в России.

— На ваш взгляд, какие барьеры мешают сегодня тиражированию в России проектов, связанных с ЦУР?

— Тиражирование уже есть. Мы видим, что тема начинает волновать всё больше людей. Всё больше средств массовой информации говорит об экологии. Всё больше действий предпринимается общественными организациями и лидерами мнений. Но культура не создаётся за один день. Это вопрос времени. Во многих странах на эту тему говорят ни первое десятилетие, поэтому люди на Западе иначе относятся к проблемам планеты.

«Устойчивость через поколения» и ее приоритеты

— Каковы приоритеты принятой в компании стратегии, ориентированной на достижение ЦУР?

— Мы всегда уделяли серьёзное внимание экологии и помощи местным сообществам. Постепенно, вместе с изменениями в обществе, этот процесс трансформировался и углублялся. К 2015 году мы поняли, что больше не можем реализовывать отдельные проекты в области устойчивого развития, поскольку очень сложно увидеть общую картину и те результаты, которых мы достигли. Всё равно оставались слепые пятна — то, что мы не можем измерить.

Тогда топ-менеджмент компании принял решение создать комплексный план устойчивого развития, который бы учитывал все направления, на которые мы хотим влиять. Мы привлекли наших сотрудников из разных стран, ведущих мировых экспертов, провели глубокий анализ и в 2017 году презентовали план Sustainability in a Generation, «Устойчивость через поколение» (SIG-план). Это наша стратегия движения к ЦУР на период до 2040 года. В ней — реализация проектов в трёх ключевых направлениях: «Здоровая планета», «Процветание людей» и «Всеобщее благополучие».

Так, главная цель в рамках «Здоровой планеты» — снизить воздействие на окружающую среду. Здесь основные усилия направлены на борьбу с изменениями климата, а также на рациональное использование водных и земельных ресурсов. Основные задачи проектов в рамках «Процветания людей» — повышение дохода, защита прав человека и предоставление обширных возможностей для женщин. В частности, улучшение условий труда одного миллиона человек в масштабах нашей цепочки поставок. В направлении «Всеобщее благополучие» наша цель — способствовать развитию научных разработок, инноваций и маркетинговых моделей, позволяющих миллиардам людей и их домашним питомцам вести более здоровый и счастливый образ жизни. И сейчас, и в будущем.

Мы трансформируем процессы бизнеса в соответствии с поставленными целями. Например, при выборе поставщика для нас один из главных критериев — применение партнёром технологий, способствующих достижению ЦУР.

— Какие задачи вы решаете в 2021 году в рамках стратегии устойчивого развития?

— В области устойчивого развития у нас нет целей на год. Перед предприятиями Mars стоят задачи достичь углеродной нейтральности к 2040 году, перейти на перерабатываемую упаковку, снизить использование первичного пластика в ней на 25 процентов к 2025 году. Причём это не российские цели, они одинаковы для всех стран, в которых мы работаем.

Для достижения этих целей реализуются десятки долгосрочных и среднесрочных проектов. Где-то мы ищем решения и проводим исследования, где-то запускаем пилотные проекты, а каких-то целей уже достигли. Например, в рамках стратегии, мы с 2015 года не вывозим на полигоны отходы ни с одной из наших фабрик. В работе с отходами мы придерживаемся подхода трёх R — Reduce (сократить потребление), Reuse (использовать повторно) и Recycle (перерабатывать). Например, из отработанной пластиковой упаковки совместно с партнёрами наладили производство малых архитектурных форм.

— Есть ли у вас программы для достижения ЦУР, которые вы реализуете совместно с внешними партнёрами?

— Такие проекты есть. Мы в Mars Petcare сформировали миссию: «Делать мир для домашних животных лучше». И прилагаем для этого все усилия. В частности, мы помогаем приютам для бездомных животных как на уровне компании, так и силами 400 наших волонтёров. Только в 2020 году передали более 140 тонн корма и совершили 24 выезда в приюты.

Наши крупнейшие бренды ведут активную просветительскую работу. Так, Pedigree развенчивает мифы о собаках из приютов и призывает брать таких питомцев в семьи. Это и федеральные рекламные кампании, и специальные пачки, на которых нанесены изображения реальных бездомных питомцев, которых можно принять в семью, пять процентов средств от продаж направляются на поддержку приютов. Нашими партнёрами здесь выступают Российская кинологическая федерация, десятки фондов и приютов в регионах.

У нас есть программа сертификации и рейтинг dog-friendly городов Better Cities for Pets («Лучшие города для домашних питомцев»). Это учебное пособие, модель исследования и инструменты оценки городов по степени дружелюбности к домашним животным, а также программа соответствующей сертификации городов и бесплатные онлайн-ресурсы. Модель оценивает четыре ключевые области «дружелюбности» города к питомцам: приюты, придомовая территория, парки и выгульные зоны, а также дружелюбность бизнеса к питомцам. Каждый регион оценивается на наличие ответственного и дружелюбного отношения к домашним животным. В итоге мы видим, на каких проблемах стоит сконцентрировать внимание. Если город дружелюбен к питомцам, он получает сертификацию «лучшего города для домашних животных». На данный момент в мире таких городов 45.

Сейчас в Москве мы в партнёрстве с правительством города, компанией «Яндекс», Центром экспертиз и интегральных моделей реализуем проект, в результате которого в столице появились четыре площадки нового типа для выгула собак. На площадках сооружены различные объекты с элементами из переработанного пластика — нашей упаковки. Наш партнёр, группа компаний «ЭкоТехнологии», собрал и переработал упаковку в полезные элементы инфраструктуры: спортивные снаряды и малые архитектурные формы, а Mars Petcare передала их городу.

В Ростовской области мы также строили несколько площадок для собак. Это был наш пилотный проект, который реализовали силами сотрудников донской фабрики. Сейчас совместно с партнёрами, например, крупными ритейлерами, мы ориентируем покупателей сдавать нашу упаковку на переработку. Они получают за это скидки.

Движущие силы устойчивого развития

— Кто, по вашему мнению, сегодня является локомотивом распространения ценностей ЦУР?

— На мой взгляд, таких локомотивов три. Первый — это государство, которое принимает законы и создаёт условия для того, чтобы эти законы соблюдались. Более того, государство выступает с очень важными инициативами. Например, такими, как расширенная ответственность производителя (РОП). Также государство способствует развитию инфраструктуры переработки. Это очень важно при движении к целям устойчивого развития.

Второй локомотив — это бизнес. Конечно, изначально локомотивом были международные компании. Однако сегодня мы видим решительные действия уже и российских коллег. Производители, ритейлеры, ИТ-компании и игроки индустрии переработки — все сегодня стремятся к ЦУР. Сейчас очень многие представители крупного бизнеса инвестируют и даже создают целые сферы, работающие над достижением целей устойчивого развития ООН.

И третий локомотив — это сами люди. Сегодня в России уже две трети потребителей обращают внимание на то, как произведён продукт, где именно произведён, с использованием какой упаковки и так далее. Это запрос общества на экологичность продукции и на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Именно общество создаёт спрос на культуру ответственного отношения к природе. Ответственные потребители формируют запрос на экологичность. Государство и бизнес обязаны реагировать.

Отдельно можно выделить общественные организации, СМИ, лидеров мнений. Они двигают вперёд повестку ЦУР, публикуют статьи на темы экологии и устойчивого развития. Здесь за последний год-два мы замечаем очень большой прогресс — ЦУР постоянно на слуху.

— Останется ли, на ваш взгляд, ESG-ответственность добровольным вектором развития компаний или в этой сфере появятся требования?

— Сложно сказать однозначно. Исходя из опыта других стран, мы видим, что этот процесс контролируется одновременно рынком, потребителями и государством. ESG-отчётность становится фактически обязательной. Компании с плохой отчётностью растут значительно хуже остальных. Думаю, этот процесс будет усиливаться.

Сегодня потребители ищут компании с ESG-подходом и экологичными продуктами, продуктами в перерабатываемой упаковке. В России, согласно последним исследованиям, количество таких покупателей превысило 70 процентов. Ну, а государство регламентирует тот минимум, который каждый бизнес должен выполнять, чтобы своей деятельностью не вредить природе. Мне кажется, это — отличный механизм.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.