102 106 13

Какие проблемы надо решить для роста инноваций. Избранные цитаты

1840
10 минут

Приводим наиболее интересные ответы на вопрос, вынесенный в заглавие. Аналитический центр «Эксперт ЮГ» получал их в течение года, проводя исследование инновационной активности южных предприятий, общаясь с производителями инновационной продукции, а также с теми, кто готовит необходимую почву для инноваций

Какие проблемы надо решить для роста инноваций. Избранные цитаты

Поделиться

Дефицит заказчиков и бюрократия

Поделиться

Сергей Чернов, директор компании «Доринжсервис»:

— Чтобы расширять инновационную деятельность, нам нужны заказчики этих инноваций. По сути, главным заказчиком инноваций в российской дорожной отрасли является госкомпания «Автодор», но она строит только федеральные объекты, и если считать протяжённость российских дорог, то доля «Автодора» не будет такой уж большой. Инновации фактически не внедряются в городские дороги, во многие региональные дороги, так как у администраций нет бюджетов на такие работы, а подрядным организациям невыгодно снижать свою рентабельность, внедряя инновации, в рамках бюджета. Проблемой является отсутствие высококвалифицированного персонала и огромная бюрократическая система нашей страны. От разработки инновационного продукта до его внедрения может пройти от года до двух-трёх лет. Инновационный продукт в дорожной отрасли должен пройти все стадии внедрения, начиная от лабораторных испытаний и заканчивая мониторингом экспериментальных участков. Если с первой проблемой мы пытаемся бороться, устраиваем семинары для обучения персонала подрядных организаций и контролирующих структур заказчика, то с успешным решением второй проблемы не всегда получается справляться.

Стартовый капитал и стоимость ИТ-специалистов

Поделиться

Василий Боев, соучредитель международной биржи морских перевозок OpenSea.pro:

— В ЮФО практически не развита база для инвестирования в стартапы, инфраструктура соединения компаний и инвесторов. Единственно возможный путь для развития – это получить в самом начале инвестиции от инвесторов, бизнес-ангелов. Это могут быть разные деньги: пять тысяч долларов, 10 тысяч, 50, 100. Это единственная возможность взлететь, если компании ограничены в собственных средствах. Для ИТ-индустрии в целом острым является дефицит квалифицированных кадров. В России хороший программист стоит в районе двух тысяч долларов в месяц. В 2014 году мы платили такие деньги по актуальному тогда курсу 30 рублей за доллар. Стоимость специалистов осталась прежней, только бюджет в рублях вырос вдвое. Возникла дилемма: как сохранить прежний уровень качества и не увеличивать в два раза бюджет. Теперь, если у нас вылетает позиция, на её закрытие уходит около трёх месяцев. Да, в Ростовской области довольно много профессиональных, талантливых разработчиков ПО. Только они в основном дистанционно работают на иностранные компании, которые из-за падения курса рубля стали более привлекательными работодателями и тем самым определяют в России рыночную стоимость высококлассных специалистов.

Молодые специалисты и целевые деньги

Поделиться

Константин Писоченко, учредитель ростовского завода котельного оборудования «Альтаир»:

— Главный дефицит – с кадрами и деньгами, причём именно в такой последовательности. Средний возраст инженеров на нашем предприятии – 52 года. За семь лет развития компании к нам пришёл только один молодой специалист с дипломом инженера. Остальные выпускники технических вузов к нам не спешат. На производстве, чтобы стать инженером, он должен отпахать пять-шесть лет. Молодые не хотят столько ждать. И мы прекрасно понимаем, что через шесть-восемь лет испытаем реальный кадровый голод. Что касается средств на развитие, то в 2014-2016 годах нас хорошо поддержал Фонд содействия инновациям. Деньги позволили нам пережить кризис, довести наше изделие до серийного производства. В 2017 году хотели получить грант на развитие производства индукционных парогенераторов. Однако в перечне направлений, который фонд может финансировать, нет ни теплоэнергетики, ни парогенерации, ни классического производства вообще. Только информационные технологии, цифровая экономика и т. д.

Налоговые стимулы и рынок компаний

Поделиться

Сергей Замиховский, генеральный директор DATUM Group:

— Те меры, которые государство провозглашает в части развития «умных отраслей», в основном носят либо декларативный, либо точечный характер. Нужно не дать кому-то денег, чтобы он их освоил, а создать рыночные стимулы, чтобы всем участникам рынка было выгодно вкладывать в своё развитие. Должны быть предоставлены, например, налоговые стимулы. Если мы хотим, чтобы «цифровые отрасли» зацвели, то необходимо давать возможность компаниям ту прибыль, которую они сэкономят на налоговых льготах и послаблениях, реинвестировать в развитие. Также огромный минус заключается в том, что предприниматели деньги зарабатывают только за счёт той прибыли, которую приносят им предприятия. Если рассмотреть те принципы, по которым живут стартапы той же Кремниевой долины, мы увидим, что там инвестор и предприниматель деньги зарабатывают не на прибыли, а за счёт роста капитализации. Ведь зачастую прибыль предприятия – 10-20 процентов, а на капитализации можно увеличить доход в 10, 100, 1000 раз. Если мы хотим, чтобы и отечественные компании развивались не хуже западных, важно сформировать адекватный рынок компаний, важно создать среду, в которой компании бы легко продавались и покупались.

Подготовка специалистов и протекционизм

Поделиться

Александр Шакун, генеральный директор Научно-производственного предприятия «Нефтехим»:

— Главными ресурсами в инновационной деятельности являются высококвалифицированные специалисты и правильная поддержка госорганов. И с тем, и с другим сейчас в России проблемы. В средних и высших учебных заведениях РФ пока не налажена система подготовки кадров, которые при поступлении на работу могли бы в короткие сроки влиться в активную часть предприятия. Мы это давно уже учитываем и готовим для себя специалистов дополнительно. Но это очень затратно и не всегда бывает успешным. Надеемся, со временем в стране провал в подготовке кадров будет ликвидирован. Что касается господдержки, то, конечно, она необходима, и не обязательно финансовая. Для российских разработчиков, при условии равноценных технических показателей, должны быть преимущества перед зарубежными поставщиками. Сейчас их нет. Не менее важна поддержка на местах промышленного производства инновационной продукции. Наша попытка организовать производство катализаторов в Краснодарском крае так и не увенчалась успехом ввиду отсутствия поддержки при подключении к энергоресурсам. Пришлось организовывать производство в Нижнем Новгороде.

Образование для села

Поделиться

Олег Ной, директор компании«Ростагросервис»

— Сейчас рынку нужен образовательный продукт, повышающий уровень знаний селян. Сегодня эффективность работы в АПК у нас втрое ниже, чем в Германии. Там человек, прежде чем получит статус фермера, три года должен отучиться в аграрной академии. Затем каждый год проходить аттестацию в специально созданной организации, постоянно подтверждать статус. А что у нас? Приехал человек из города на село, а знаний — ноль. Конечно, сейчас трудно представить, чтобы на фермера у нас учились три года. Но какие-то курсы на два-три месяца организовать можно. А после выдавать разрешения местной власти на право заниматься сельхозпроизводством. Должна быть система обучения селян. Ведь дальше будет ещё сложнее: инновации для АПК развиваются постоянно. По идее, нынешние выпускники аграрных вузов, как более молодые и продвинутые, должны быть проводниками современных технологий. Это, к сожалению, не так. Мы выявляем более-менее талантливых студентов, будущих инженеров, приглашаем к себе и растим. Мы готовы делиться информацией, вести в вузах спецкурсы по точному земледелию. Однако пока ни один из вузов не откликнулся на наше предложение.

Закупки и доверие к чиновникам на местах

Поделиться

Роберт Ли, генеральный директор «МОП комплекс 1»:

— Внедрять инновации очень трудно в условиях регулирующего госзакупки российского законодательства, где цена является главным критерием. Я считаю, что эта зарегулированность — от недоверия высокопоставленных чиновников к госслужащим на местах. Доверие заменено сковывающими законами и проверяющими органами. Чиновник, может быть, и хочет купить инновационный продукт, но стоит он на 30 процентов дороже. К нему же потом придут прокуратура, следственный комитет. Вот мы и получаем, что инновационные продукты не могут конкурировать по цене в госзакупках. Инновации можно развивать, когда есть приоритет результата, а не цены в госзакупках. Наша страна — не единственная, где есть госзакупки. Но в Европе, к примеру, качество в заявке гораздо важнее, чем цена. Второе — доверие. Нужно вернуть доверие к чиновнику на местах, который хорошо знает проблемы своего района, но не может их решить из-за ограниченных полномочий.

Налоги и лицензирование

Поделиться

Николай Мельников, директор ростовской компании Sebbia:

— Есть хороший пример Татарстана, где власти пошли на снижение налога на прибыль для инновационных компаний и ИТ-отрасли до одного процента. В Орловской области предусмотрена похожая льгота — там отчисления в бюджет составляют три процента. А также стоит подумать на тему упрощения порога входа малого ИТ-бизнеса в сферы, которые требуют лицензирования. Сегодняшние требования к деятельности по разработке программного обеспечения и технической защите конфиденциальной информации довольно суровы.

Кооперация и экспериментальный режим

Поделиться

Александр Гончаров, генеральный директор «СиВижинЛаб»:

— Если говорить об инновациях и прорывных технологиях, то они часто возникают на стыке различных отраслей: машиностроения и искусственного интеллекта (ИИ), медицины и ИИ. Одно из препятствий на пути прорыва заключается в том, что представители этих отраслей недостаточно хорошо осведомлены о задачах, проблемах и возможностях друг друга. Я считаю, что надо обеспечить информированность смежных отраслей о том, чем они дышат, какие проблемы ставят, как их решают. Мы сейчас стараемся познакомиться с промышленными, сельскохозяйственными предприятиями и понять, где мы можем им помочь и что оптимизировать. Мало кто готов экспериментировать и заниматься развитием технологий, а не применением готовых решений. Нужны инноваторы как со стороны производственников, так и со стороны ИТ-индустрии. В отрасли ИИ мы видим перспективы экспоненциального роста. На крупных предприятиях, которые имеют возможность проводить эксперименты, должны более активно работать площадки по опытному производству. Нужно заниматься экспериментами и инвестировать в это как средства, так и время наиболее квалифицированных сотрудников.

Экспертность и отзывчивость к новому

Поделиться

Анна Пушенко, генеральный директор АНО «Агентство инноваций Ростовской области»:

— В нашем регионе один из недостатков, с которыми мы сталкиваемся, – это недостаток экспертов в тех областях, в которых они необходимы. Если говорить о прорывах в области федеральных инициатив — это опять же рынки НТИ, которых ещё нет, – то эксперты в этих областях только сейчас воспитываются, и несколько лет потребуется, чтобы они были созданы. Кадры – это самое важное. Мне кажется, что нам для прорыва, как бы идеалистично это ни звучало, необходимо наращивать свою экспертность в тех областях, которые нам самим близки. Но мотивировать на внедрение инноваций может только высокая конкуренция на рынке. А если, к примеру, застройщик занял свою нишу не очень дорогого жилья, которое как горячие пирожки должно расходиться, то он в ней и сидит. Но есть и другие. И вот с ними надо работать, что часто и получается. Опыт показывает, что малый и средний бизнес оказывается более отзывчивым к инновациям.

Отток кадров и непрерывность образования

Поделиться

Бесарион Месхи, ректор Донского государственного технического университета:

— Какую тему ни возьми, мы видим одну и ту же ситуацию — лучших специалистов, которых мы выращиваем, переманивает Москва. Например, мы в коворкинге «Garaж» вырастили резидента, который успешно занялся системами по очистке воздуха, но деньги на развитие проекта он привлёк в Москве. Таких примеров много. Нашим разработчикам дают деньги — и они уезжают. Основной вопрос — как их сохранить для региона. Сегодня уезжает около 24 процентов выпускников вузов. Но отток мозгов начинается уже со школы — около 21 процента уезжают поступать в другие города. Поэтому необходимо сохранять и развивать систему «школа-вуз-предприятие», приучать к непрерывности образования. Надо, чтобы наши профессора могли проводить в школах профориентационную работу, школьники могли сдавать экзамены и слушать лекции в университете. Необходимо и другое — выявлять способных и одарённых детей на ранних стадиях, работать с ними, оставлять их здесь, предлагая им лучшие условия

Закостенелость систем и непонимание спроса

Поделиться

Андрей Батрименко, руководитель Южного IT-Парка:

— Основные препятствия для развития любых инноваций – закостенелость систем и консерватизм людей. Сейчас мы имеем очень долгий срок принятия и реализации решений в бизнесе и государственных структурах. Взять, к примеру, инновации в образовании: пока будет разработан и внедрён образовательный стандарт по развитию блокчейн-технологий, технология уже пройдёт две-три стадии эволюции, стандарт окажется устаревшим, а, может, и вообще потеряет смысл. Ещё одно важное препятствие, о которое «спотыкается» большинство стартапов мира, – отсутствие спроса. Это самая распространённая причина смерти стартапов. Хороший стартап, как известно, складывается из желания основателей делать продукт, возможностей его создания (компетенций, ресурсов) и наличия клиентов, которые готовы покупать продукт. Мы как раз в нашей программе сосредоточиваемся на третьей компоненте — на анализе потребностей людей, на поиске рынка и спроса ещё до создания продукта. Этот подход называется CustomerDevelopment, он лежит в основе нашей программы.

В подготовке материала участвовали: Андрей Бакеев, Ксения Золотарева, Марина Клочкова, Владимир Козлов, Олеся Меркулова, Евгений Ракуль

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1