Пляж в районе Новроссийска//Фото: Telegram-канал Вениамина Кондратьева
Поделиться
ЧП, связанное с разливом нефти на нефтяном терминале под Новороссийском, произошло в субботу 7 августа. Как сообщал Росморречфлот, при погрузке на греческий танкер Minerva Symphony из выносного причального устройства терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) «произошел залповый выброс сырой нефти в акваторию Черного моря».
Поделиться
Пляж под Новороссийском//Фото: Telegram-канал Вениамина Кондратьева
Расхождение в 400 тыс. раз ничем не объяснили
По сведениям компании КТК, причиной аварии стало разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора выносного причального устройства. Площадь загрязнения составила 200 кв. м. Объем топлива, попавшего в море, оценили в 12 кубометров. Разлив был локализован с помощью боновых заграждений, также проводились работы по сбору нефти. Погрузка топлива была приостановлена на время ликвидации разлива. Спустя три дня, 10 августа, Институт космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) сообщил, что на снимках со спутника зафиксировано большое нефтяное пятно площадью около 85 кв. км в море рядом с Новороссийском. Фото дало ИКИ РАН основание утверждать, что разлив существенно больше ранее заявленного – в 400 тыс. раз. Также сообщалось, что отдыхающим на побережье загрязнение не угрожает, потому что пятно вытянулось на 20 км в море.
Поделиться
Нефтяное пятно в море под Новороссйском//Фото: пресс-служба ИКИ РАН
По информации ТАСС, Росприроднадзор приступил к проверке информации о заниженном масштабе разлива по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко. Пресс-служба Следственного комитета РФ также сообщила о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 252 УК РФ (загрязнение морской среды).
По результатам проверки Роспотребнадзора по Краснодарскому краю вода в рекреационных зонах под Новороссийском соответствует санитарным нормам.
В четверг 12 августа губернатор Вениамин Кондратьев в своем Telegram написал, что лично проведет осмотр места происшествия вместе с главой КТК Николаем Горбанем.
Видео: Telegram-канал Вениамина Кондратьева
В свою очередь, Николай Горбань заявил, что пятно в Черном море, попавшее на фото со спутника, не является нефтяным, сообщает пресс-служба администрации Краснодарского края.
«Никаких остаточных явлений не наблюдаем. Понимаем свою ответственность, плотно взаимодействуем с Росприроднадзором. Проводим экспертизу самого изделия, готовим претензию к поставщику оборудования», — цитирует информагентство Горбаня.
Инцидент на прокачку нефти по системе КТК либо ее отгрузку не повлиял. Погрузка останавливалась лишь на время устранения последствий аварии. График отгрузки соблюдается полностью, сообщила на своем сайте компания по поводу инцидента.
Что такое КТК и кому он принадлежит
Поделиться
Схема трубопровода с сайта КТК
Акционерами АО «КТК-Р» (российская компания консорциума, зарегистрирована в Новороссийске) являются Российская Федерация (представленная «Транснефтью» – 24% и «КТК Компани» – 7%) – 31%; Республика Казахстан (представленная «КазМунайГазом» – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%) – 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures.
Строительство трубопровода в селе Южная Озереевка началось в мае 1999 года. В 2001 году состоялась пробная загрузка танкера и до 2004 года ежегодные показатели загрузки увеличивались, достигнув в 2004 году пропускной способности в 28,2 млн тонн. В 2009 году был утвержден проект расширения загрузки. После его завершения пропускная способность была повышена до 67 млн тонн в год.
В рамках проекта расширения построено и запущено шесть нефтеперекачивающих станций, пять из которых в России, одна — в Казахстане, а также шесть новых резервуаров для хранения нефти. Кроме этого, закончено строительство третьего выносного причального устройства. Стоимость проекта составила 5,4 млрд рублей.
В 2019 году КТК установил новый рекорд отгрузки нефти на морском терминале — 63,25 млн тонн. 55,8 млн тонн нефти поставили казахстанские грузоотправители. И 7,4 млн т поступило с территории России.
По итогам января-июня 2020 года АО «КТК-Р» занимает первое место среди стивидорных компаний России с оборотом 31,2 млн тонн
Ущерб и последствия для компании оценивают в миллиарды рублей
Поделиться
Новороссийск с высоты птичьего полета в августе//Фото: Telegram-канал Вениамина Кондратьева
Как сообщили «Эксперт Юг» в Черноморо-Азовском морском управлении Росприроднадзора, как только будет установлен виновник загрязнения, к нему будут применены санкции в зависимости от статьи. Для этого нужно установить продолжительность сброса нефтепродуктов. Существуют методики расчета ущерба, которые вычисляются по определенной формуле. Все зависит от многих факторов: погоды, движения нефтяного пятна и прочего. Оценить урон сейчас довольно сложно, отметил представитель управления.
По данным «Ведомостей», ущерб от выброса нефти в море может составить около 5 млрд руб. Для определения размера штрафа виновникам происшествия необходимо установить точный объем попавшего в воду горючего.
«Если верить официальной версии, то речь идет примерно о 10 т [нефти]. Но если опираться на данные ИКИ РАН, то объем может составить вплоть до 5000 т, а это уже загрузка небольшого танкера. Вряд ли утечка такого масштаба могла быть длительное время проигнорирована компанией», — цитирует издание управляющего директора рейтинговой службы Национального рейтингового агентства Сергея Гришунина.
Татьяна Трибрат, член Общественного совета по экологической безопасности при администрации Новороссийска, считает, что руководство КТК в десятки раз занижает объемы разлива нефти. «В Новороссийске подобная ситуация произошла в 1998 году — случился разлив нефти на Шесхарисе. Виновник разлива нефти также лгал. Главное сейчас — добиться правды и подсчитать реальный ущерб», — отмечает Трибрат.
По словам собеседника, утверждения собственника о том, что сразу после аварии были установлены боны, не выдерживают критики: «в море тот день было волнение, задержать пятно было невозможно».
«Разлив нефти из-за особенностей течения угрожает заповеднику Утриш и песчаным пляжам Анапы. Если нефть достигнет песчаных пляжей, восстановить их будет невозможно. Не стоит топить нефть сорбентами, потому что это несет угрозу обитателям морского дна. В районе разлива нефти — в пос. Южная Озереевка — находится крупнейшее нерестилище камбалы-калкан черноморской. В советское время там даже судам запрещали проходить на полной скорости. После разлива нефти в субботу ее реактивный запах разнесся не только по поселку, но и другим населенным пунктам — Кабардинке, Новороссийску», — утверждает Трибрат.
По ее словам, КТК периодически пытается увеличивать объемы транспортировки нефти, а на общественных слушаниях экологи пытаются доказать, что предприятие наносит ущерб экологии.
«Каспийский трубопроводный консорциум сам утонул во лжи, заявив, что разлив нефти не превышает двухсот квадратных метров (это пятилитровая бутылка). Как заявили, так последствия и ликвидировали. И так пройдет, само рассосется. Как тот ленивый доктор. В результате получили то, что сейчас имеем: пятно расползается. Но даже на тех любительских снимках видно, что масштабы катастрофы в десятки раз превышают заявленные, - считает член Общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края Вениамин Голубитченко. - Любой разлив нефти приводит к самым плачевным последствиям. Пленка, которая образуется от разлива нефти, мешает газообмену. В воде начинается кислородное голодание. Особенно это опасно для водоемов, в которых происходят сильные процессы гниения: повышается уровень аммиака и сероводорода. Пятно понесло в Керченский пролив, в котором большие иловые отложения. В первую очередь погибает фитопланктон, который кормит все море».
Эколог считает, что влияние на экосистему Черного моря сегодня очень сильно. Прежде всего, из-за деятельности портов.
«Нефть попала в особо ценную акваторию Утриша, которая практически не затронута деятельностью человека. Ущерб, думаю, уже оценивается сотнями миллионов рублей, ближе к миллиарду», — говорит эколог.