Федеральную трасса Р217 Кавказ в Ставропольком крае //Фото: kavkaz.rosavtodor.ru
Дороги в столицах крупнейших регионов ЮФО — Краснодара, Ростова и Волгограда, не устраивают местных жителей, следует из исследования Финансового университета при Правительстве РФ. В то же время дороги Грозного заняли в рейтинге первое место.
«Эксперт Юг» сравнил результаты нынешнего исследования с прошлогодним рейтингом. Оказалось, что удовлетворенность населения состоянием дорог южных городов снижается.
Оценки городов основаны на опросах разных групп
Рейтинг по оценке состояния дорожного хозяйства в крупных и средних российских городах России Финансовый университет при правительстве РФ проводит ежеквартально с 1 квартала 2020 года. При составлении рейтинга учитываются города с населением от 250 тыс. человек — всего таких насчитали 75. Из них 12 — крупнейшие города ЮФО и СКФО: Грозный, Махачкала, Владикавказ, Ставрополь, Волжский, Сочи, Астрахань, Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград, Севастополь, Новороссийск. В каждом из указанных городов России опрошены не менее 350 человек по репрезентативной выборке, отражающей социально-демографический профиль населения.
В основу рейтинга вошли мнения горожан о состоянии дорожного покрытия, наличие претензий к работе Госавтоинспекции, уровень недовольства работой общественного транспорта, оценки вероятности попасть в пробке, угроза попасть в ДТП.
Как отмечают авторы исследования, общая оценка состояния дорожного хозяйства за второй квартал 2022 года несколько ухудшилась — об этом говорит общее снижение индекса состояния дорожного хозяйства. Оценить разницу в сравнении с результатами прошлого года можно в таблице.
Таблица 1. Результаты рейтинга для южных городов:
№ |
Город |
Место в рейтинге |
Индекс состояния дорожного |
Индекс состояния дорожного |
1 | Грозный | 1 | 96 | 97 |
2 | Махачкала | 2 | 83 | 89 |
3 | Владикавказ | 5 | 76 | 83 |
4 | Ставрополь | 14 | 68 | 78 |
5 | Волжский | 18 | 66 | 64 |
6 | Сочи | 30 | 61 | 61 |
7 | Астрахань | 31 | 60 | 75 |
8 | Ростов-на-Дону | 41 | 58 | 64 |
9 | Краснодар | 60 | 54 | 68 |
10 | Волгоград | 68 | 51 | 65 |
11 | Севастополь | 69 | 50 | 55 |
12 | Новороссийск | 71 | 50 | 74 |
Жители Грозного жалуются на пробки, пока в Новороссийске растет недовольство работой ГИБДД
Лидером рейтинга уже не первый год является Грозный. Чеченская столица удерживает первое место на протяжении последних лет, обходя по этому показателю другие города ЮФО и СКФО. Правда в текущем году, индекс довольства граждан все равно снизился на один пункт по сравнению с весной 2021 года и составил 96. Среди наиболее значимых проблем жители Грозного отметили вероятность попадания в пробки и претензии к общественному транспорту.
Активное строительство дорог на Северном Кавказе является заметным трендом последних лет. Ранее «Эксперт Юг» упоминал о данном явлении в рэнкинге крупнейших компаний СКФО.
«Грозный и Махачкала интенсивно отстраиваются в течение последних 20 лет. Степень износа дорожной сети здесь ниже, а финансирование на развитие республиканских столиц утверждается на федеральном уровне» — поясняет руководитель Академии муниципального управления ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)», эксперт в сфере ГЧП Вячеслав Пышко.
Самую низкую позицию среди южных городов в рейтинге занимает Новороссийск — 71 строчку из 75 возможных. Горожане оценили состояние дорожного хозяйства черноморского города на 50 баллов, что существенно ниже прошлогоднего результата, когда индекс удовлетворенности составил 74 балла. У жителей Новороссийска основные претензии заключаются в общем состоянии дорожной сети и трудностях взаимодействия с ГИБДД. Отметим, что в прошлом году горожане жаловались на высокую вероятность попадания в ДТП и трудности с общественным транспортом.
Ростов, Краснодар, Волгоград — дороги не поспевают за жильем
Три столицы крупнейших регионов ЮФО — Ростов, Краснодар и Волгоград расположились друг за другом ближе к концу рейтинга и заняли 41, 60 и 68 места из 75 возможных соответственно. В каждом из городов одной из ключевых проблем являются пробки.
Ростов по состоянию своего дорожного комплекса занимает 41 место из 75. Индекс удовлетворенности горожан дорогами донской столицы составил 58 баллов, что на 6 баллов ниже прошлогоднего результата. Среди проблем, волнующих ростовчан, наиболее существенными называются пробки. Также горожане опасаются попасть в аварию на улицах Ростова. В тройке крупнейших миллионников юга, Ростов-на-Дону самый небезопасный, по мнению жителей.
В Краснодаре, отставшем от Ростова на 19 пунктов, также наблюдается отрицательная динамика в оценке уровня довольства жителей. Во втором квартале 2022 года Краснодар набрал только 54 балла (в прошлом году оценка составила 68 баллов). Главной проблемой для столицы Кубани, как и для Новороссийска, являются недопонимания с Госавтоинспекцией. Также отмечаются пробки и общее недовольство горожан состоянием улиц.
Волгоград расположился всего двумя ступеньками ниже Краснодара — на 68 месте. Здесь оценка дорожного хозяйства также снизилась по сравнению с прошлым годом, составив 51 балл – на 14 баллов меньше, чем в прошлом году. Волгоградцы, судя по всему, вообще недовольны состоянием дорог и улиц. Так же, как и на Кубани, жителей поволжского города не устраивает работа ГИБДД и наличие пробок.
Заведующий кафедрой «Логистика и управление транспортными системами» РГУПС Энвер Мамаев выделяет две важные проблемы крупных городов: застройка новых территорий без учета транспортной доступности и большое количество линий коммуникаций разных видов транспорта (водного, железнодорожного, автомобильного) в центре города.
Новые дороги нуждаются в новом управлении
Вячеслав Пышко отмечает, что рейтинг вполне объективно отражает основные дорожные проблемы южных и кавказских городов.
«В случае быстрорастущих городов, таких как Краснодар и Ростов, дорожное строительство не поспевает за строительством жилищным, что увеличивает нагрузку на существующую дорожно-транспортную сеть, — говорит эксперт. — В рейтинге проблема с пробками для этих городов — одна из ключевых. Двадцать лет назад в Ростове пробок не было. Сегодня город стоит часами. Потому что количество частного транспорта выросло, а транспортные магистрали остались прежними. Да, сегодня в донской столице строятся новые дороги, но не в том количестве, в котором нуждается город».
Помимо вышеописанной проблемы среди причин ухудшения качества дорог на юге Вячеслав Пышко называет отсутствие необходимого финансирования и сложности с утверждением новых градостроительных норм. Например, для Новороссийска, который является портовым городом и важным логистическим центром.
«Постепенное снижение оценки жителями городов общего состояния дорожного хозяйства наблюдается от квартала к кварталу с 2020 года. Думаю, на это повлияла пандемия коронавируса, когда люди находились в режиме самоизоляции, ситуация на дорогах выглядела куда лучше — как минимум, не было пробок. Сейчас же претензии к городской транспортной системе растут. К тому же обновления систем управления дорог не происходит. Управляющих компаний больше не становится, финансирование на содержание также не растет. Увеличивается интенсивность движения, а гарантийные сроки сокращаются. Дороги мы строим новые, а управляем ими по-старому», — заключает Вячеслав Пышко.