76 85
«ЭКСПЕРТ ЮГ» в соцсетях:

Трамваем, а не за рулем и центр без машин: как программа развития транспорта изменит Ростов

903
10 минут

Городская дума Ростова-на-Дону в октябре утвердила программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города до 2035 года. «Эксперт Юг» обсудил ее с разработчиками и специалистами. Идеями, которые более всего повлияют на развитие города, стали приоритетное развитие общественного транспорта в ущерб индивидуальному, а также постепенное вытеснение транспорта из центра города.

Трамваем, а не за рулем и центр без машин: как программа развития транспорта изменит Ростов

Пробки на проспекте Буденновском в Ростове //Фото: «Ростов-транспорт»
В октябре 2021 года, на 8-м заседании городской думы Ростова-на-Дону депутаты приняли новую программу комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Ростова-на-Дону. Разработкой программы занималась питерская компания «А+С Транспорт» - SIMETRA. Контракт c компаний был заключен в 2019 году. Стоимость работ, по данным администрации Ростова-на-Дону, составила 33,5 млн рублей.

ПКРТИ — это программный документ, который предусматривает развитие дорожно-транспортной сети и общественного транспорта Ростова до 2035 года. По сути, это часть генерального плана, в части развития транспорта, поясняют эксперты.

Как рассказал «Эксперту Юг» доктор технических наук, профессор ДГТУ Владимир Зырянов, главная цель разработки ПКРТИ состояла в обобщении и систематизации имевшихся ранее проектов по развитию транспортной сети города. «Раньше у города были отдельные программы по развитию дорожной сети и отдельные — по развитию пассажирского транспорта. После соответствующих решений федерального центра, каждый крупный город был обязан разработать собственную комплексную программу, которая объединяла бы эти два направления работы. Ростовская ПКРТИ в данном случае не является исключением», — говорит Владимир Зырянов.

Согласно информации администрации Ростова-на-Дону, ПКРТИ предусматривает в течение ближайших 14 лет три сценария дорожно-транспортного развития города: стабильный, сбалансированный и динамичный. При первом для сохранения городом существующей инфраструктуры и поддержания ее в рабочем состоянии понадобится 72,8 млрд рублей. Для реализации сбалансированного сценария, при котором в Ростове будут активнее строить новые дороги, развязки, понадобятся средства в размере 140,3 млрд рублей. При динамичном сценарии город потратит на строительство и развитие 278,2 млрд рублей.

«Во-первых, это оценка по аналогичным решениям, а не сметная стоимость, — говорит один из разработчиков программы, заместитель генерального директора SIMETRA специалист в области интеллектуальных транспортных систем Константин Тихонов. — Это оценка обоснованных потребностей города. Во-вторых, это не означает, что город должен брать полностью на себя такие финансовые нагрузки. Конечно, стоимость мероприятий может корректироваться с течением времени под влиянием инфляции или других факторов»

Константин Тихонов защита ПКРТИ.jpg
Константин Тихонов презентует ПКРТИ городской думе Ростова //Фото: администрация Ростова

В качестве основного сценария развития событий ПКРТИ принимает сбалансированный вариант. Программный документ с помощью математических расчетов просчитывает, какие мероприятия необходимо провести в городе, чтобы обеспечить стабильное развитие дорожно-транспортной сферы. Согласно этому сценарию, до 2035 года в Ростове проложат и реконструируют 200 км дорог, построят 35 новых развязок и эстакад, выделят 67 км новых отдельных полос для общественного транспорта.

Программу дополняет мультимодальная транспортная макромодель города, позволяющая производить расчеты нагрузки и потребностей города с помощью обновляемых данных о пассажиропотоке. Помимо Ростова программа включает данные и прогнозы по дальнейшему развитию других городов агломерации – Батайска, Аксая, Чалтыря.

ПКРТИ изменит транспортный спрос

По мнению специалистов, с которыми пообщался «Эксперт Юг», в Ростове есть несколько основных проблем с транспортом. «Самая серьезная проблема — это изменение транспортного спроса, — считает Владимир Зырянов. — То есть, переориентация форм мобильности с индивидуального транспорта на общественный. Потому что с нынешним ростом населения и автомобилизацией решить проблему путем расширения существующих транспортных артерий уже невозможно. Расшивать все узкие места мы будем до бесконечности. Увеличение пропускной способности дорог в крупных городах просто стимулирует появление дополнительных объемов транспорта. Поэтому ключевая задача – изменение транспортного спроса. Город должен быть для людей, а не для транспорта».

Для решения этой задачи разработчики предложили совершенствовать систему общественного транспорта. Для более оперативной работы автобусов и маршруток предлагается создавать на дорогах выделенные линии, которые позволят ускорить движение общественного транспорта в городе. А это, по мнению специалистов, решающий фактор для горожан.

«При грамотной организации дорожного движения, выделенная полоса для общественного транспорта в час способна пропустить 9 тыс. пассажиров. В то время как полоса для индивидуальных средств передвижения в час может пропустить 1,2-1,5 тыс. автомобилей. Даже если в каждом авто сидит от 1,3-1,4 человека, то пропускная способность такой полосы составляет 2,5-2,7 тыс. пассажиров», — поясняет Владимир Зырянов.

Выделенные полосы на дорогах Ростова.jpg
В перспективе выделенные полосы на дорогах Ростова увеличатся еще на 67 км //Фото: Зотов Алексей, «Коммерсантъ»

Согласно ПКРТИ, выделенные полосы появятся на проспекте Стачки в крайнем левом ряду, по четной стороне улицы Сарьяна, по улице Комсомольской — от площади Толстого до 35-й линии, по четной стороне 20-й линии, по нечетной стороне проспекта Королёва от дома 1д до кольца на пересечении с улицей Вавилова. А выделенные полосы по проспектам Нагибина и Космонавтов станут непрерывными, также как и полоса на проспекте Стачки.

Другим актуальным решением в части совершенствования общественного транспорта, стал план по модернизации трамвайной сети Ростова-на-Дону.

Несмотря на то, что сегодня спрос на трамвай в Ростове не столь высокий, что эксперты объясняют низкой оперативностью движения составов, в перспективе, при запуске новых линий, трамвай станет очень популярным средством передвижения. Ранее «Эксперт Юг» подробно рассказывал о проекте по модернизации трамвайной сети Ростова. В общей сложности стоимость этого проекта оценивают в 41 млрд рублей. Новые линии проложат с востока на запад (Левенцовка – пр. Стачки/Текучевский мост – ул. Горького – старый аэропорт; Левенцовка – пр. Стачки/Текучевский мост – ул. Станиславского – старый аэропорт) и с севера на юг (Левобережье – пр. Ворошиловский – пр. Нагибина (пр. Театральный) – Северный жилмассив – «Суворовский»; Левобережье – пр. Ворошиловский – пр. Нагибина (пр. Театральный) – Северный жилмассив – Верхний Темерник). Планируется, что ежедневно трамваем будут пользоваться до 240 тысяч человек.

Ростовские трамваи.jpg
Ростовский трамвай модернизируют за 41 млрд рублей //Фото: «Городской репортер»

«На момент разработки ПКРТИ у нас не было конкретики, маршруты не были «привязаны» к земле, — рассказал «Эксперту Юг» в интервью Константин Тихонов. — Мы могли оценить только наиболее актуальные направления. Например, понятно, что необходима эффективная транспортная система, которая свяжет микрорайоны Ливенцовка и Суворовский с центром города. Или линия, соединяющая центральную часть Ростова с Аксаем, с территорией бывшего аэропорта. Здесь даже можно было бы использовать взлетно-посадочную полосу как подушку под дорогой и под трамвайными путями. Но правда, перспектива таких решений зависит от хода застройки территории старого аэропорта».

Проблема хаотичной застройки остается актуальной

Коллега Зырянова, заведующий кафедрой «Логистика и управление транспортными системами» РГУПС Энвер Мамаев выделяет еще две важных проблемы: застройка новых территорий без учета транспортной доступности и большое количество линий коммуникаций разных видов транспорта (водного, железнодорожного, автомобильного) в центре города. В части первой проблемы, т.е. хаотичной застройки, с Мамаевым согласен и Константин Тихонов. «Довольно часто застройщик получает кусок земли, начинает активную застройку и не сильно заботится о транспортной инфраструктуре. До тех пор, пока не станет очевидно, что жилье плохо продается из-за транспортных проблем», — говорит эксперт.

По мнению Энвера Мамаева, программа предусматривает новые зоны застройки, и обеспечение их транспортной инфраструктурой. С другой стороны, в Ростове многие новостройки располагаются в центральных районах (на Мечникова, в районе рабочего городка и т.д.), следовательно, создают дополнительную нагрузку на существующую дорожно-транспортную сеть. Здесь вопрос урегулирования ситуации лежит в зоне ответственности муниципальных властей, считает Мамаев.

исторический центр вид сверху.jpg
По мнению экспертов, в центре города необходимо организовать зоны успокоения автомобильного движения //Фото: Сергей Пивоваров, «РИА Новости»

Проблема сосредоточения большого количества коммуникаций и транспорта в историческом центре также актуальна для города. Константин Тихонов поясняет, что для решения этой проблемы, в центре Ростова необходимо создавать зоны успокоения движения.

«Одним из решений для центра города является снижение привлекательности поездок в эту зону на индивидуальном транспорте. Следовательно, необходимо создать комфортную систему общественного транспорта. Также необходимо снижение разрешенной скорости движения до 40 км/ч. Кроме того, в центре можно ввести запрет парковок, либо расширить платные парковки», — говорит Тихонов.

В рамках мер в данном направлении, в Ростове к 2035 году организуют новые пешеходные зоны и велодорожки. Так проезд автомобилей запретят на участке Соборного от ул. Береговой до ул. Темерницкой, К 2023 году в Ростове появится 40 км велодорожек по проспектам 40-летия Победы, Сельмаш, Театральному, Королева, Стачки, а также на ул. Максима Горького.

Для чего необходимо менять тарифную политику

Изменения общественного транспорта ограничатся не только использованием новых видов транспорта, но и введением системы брутто-контракта между муниципалитетом и перевозчиками.

Брутто-контракт подразумевает, что перевозчик получает фиксированную оплату от муниципалитета, независимо от количества перевезенных пассажиров. Сумма оплаты рассчитывается от объема выполненной транспортной работы, которая оценивается исходя из показателей статистики.

«Это наиболее удобная и взаимовыгодная система для пассажиров, городских властей и перевозчиков. Для тех перевозчиков, кто заинтересован в стабильной работе на линии, если город перейдет на «брутто-контракт», ничего в работе не поменяется. Просто плату они будут получать не напрямую с пассажиров и сколько насобирают, а от города, сколько записано в контракте. Это и позволит сделать из общественного транспорта удобный городской сервис. Муниципалитет будет определять объем транспортной работы, которую необходимо выполнить перевозчику, и оплачивать ее, заблаговременно планируя свои расходы. Перевозчикам не нужно будет конкурировать между собой за пассажиров, им нужно будет качественно выполнять условия контракта с городскими властями, а именно: вовремя начинать и заканчивать работу, обеспечивать на своих маршрутах согласованное количество подвижного состава, выполнять расписание», — поясняет Константин Тихонов.

Брутто-контракт наиболее удобно сочетать с применением в общественном транспорте безналичной оплаты. Недавно стало известно о введении транспортных карт «Тройка».

«Во-первых, это удобно для пассажиров, особенно при использовании широкой линейки тарифов. Во-вторых, безналичная оплата обеспечивает прозрачность финансовых потоков. В-третьих, внедрение безналичной оплаты позволит получать более точные данные о реальном пассажиропотоке на маршрутах. Это даст возможность просчитать потребности города по транспорту», — поясняет Владимир Зырянов.

Инфраструктурные проекты

ПКРТИ также предусматривает строительство новых объектов дорожной инфраструктуры. Правда, по мнению экспертов, большинство решений и проектов в этом направлении не новы.

Так, например, в городе запланировано строительство 10 новых мостов, в том числе для Западной Хорды, мост на Зеленый Остров, мост через Ростовское море. К 2025 году в Ростове планируют продлить проспект Космонавтов на 9,2 километра в северном направлении. Также запланировано продление проспекта Стачки, и некоторых других улиц. В будущем в донской столице появится новая магистральная улица — «Кизитеринский диаметр» от ул. Российской до проспекта 40-летия Победы.

Межевание под Западную хорду.jpg
Проект межевания земли под Западную хорду //Фото: администрация Ростова-на-Дону

Также для улучшения логистики в Ростове будет создано 6 транспортных узлов, которые будут представлять собой транспортные разноуровневые терминалы. Два из них будут межрегионального значения (главные железнодорожный и автобусный вокзалы, а также на территории старого аэропорта) и еще четыре - агломерационного значения («Красный Аксай», Стройгородок, Сельмаш и в районе «МегаМАГа»).

По словам Константина Тихонова, все эти проекты были запланированы давно, ПКРТИ лишь корректирует сроки их реализации.

«Сейчас в Ростове действует генеральный план на период с 2007 по 2035 год. После утверждения ПКРТИ, в генплан будут вносить изменения, необходимые исходя из расчетов программы. Сама программа со временем будет корректироваться, так как тема планирования и развития городов очень живая. Нельзя все распланировать даже на пять лет вперед. Например, никто не мог предвидеть пандемии коронавируса, которая растянула сроки реализации многих проектов. Самое важное в программе – это оценка транспортных потоков между разными городскими зонами, которая позволяет провести необходимые работы по обеспечению этих потоков»,— заключил Тихонов.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.